Слушай подкасты нашей студии
Слушать

10 самых значимых персонажей компьютерных игр

Сегодня в компьютерных играх значение персонажа не столь велико. Уильям Бласковиц может исчезнуть из серии Wolfenstein, а какого-нибудь Джоэла из Last of As 2 могут просто убить по сюжету. Такое положение связано ещё и с наличием большого количества кросс-платформенных игр, которые выходят на всех игровых системах. У разработчиков и самих платформодержателей больше нет стимула придумывать и продвигать своего маскота. К тому же сильно повысился средний возраст геймеров, которых по объективным причинам не привлекают милые и забавные зверьки. Однако именно на этих зверьках, на любимых персонажах детства, выросли не только мы, но и вся игровая индустрия.

1. Sonic

Sonic появился на свет по расчёту, когда руководство Sega поставило амбициозную, но конкретную задачу перед своими разработчиками из команды AM8. Они нуждались в игре, которая бы успешно конкурировала с Mario от Nintendo, и в персонаже, который станет популярен как Микки Маус. Для будущего талисмана стали подбирать подходящие образы, среди которых рассматривались кролик, броненосец, двойник американского президента Теодора Рузвельта (не спрашивай) и ёжик. Выбор пал на последнего. Синий цвет выбрали ради стилизации под логотип самой «Сеги» и более крепкой ассоциации бренда с корпорацией.

Интересный факт: в первой части игры Соник не умеет плавать из-за ошибки программиста Юдзи Наки, который предположил, что в реальности ежи неспособны передвигаться по воде.

Sonic the Hedgehog можно назвать ранней 16-битной игрой, и потому она особенно ярко выделялась на фоне конкурентов. По одну сторону находились уже устаревавшие, но всё ещё популярные консоли прошлого поколения. По другую — расположилась только что вышедшая Super Nintedo с небольшим количеством игр. На этом фоне Соник смотрелся как рок-звезда: модный, немного агрессивный, зажигательный и невероятно быстрый. Именно синий ёж продемонстрировал возможности Sega Genesis в полной мере и, что весьма важно, в самом начале жизненного цикла консоли. Это обеспечило если не победу, то как минимум паритет Sega и Nintendo на протяжении всей консольной войны девяностых.

Интересный факт: в момент первого появления в игре Сонику всего восемь лет — дата его рождения совпадает с датой американского релиза (23 июня).


Кроме этого, невозможно переоценить культурное влияние Соника на широкие массы и его значение для всей индустрии. Он стал первым персонажем из компьютерных игр, кому не было стыдно за своё происхождение. В 1993-м ёж появился на ежегодном детском мероприятии «Парад Мэйси», где до того встречались лишь персонажи мультфильмов и сказок. В начале 90-х Sega и Sonic были всюду — в комиксах, на телевидении, на форме футбольной команды «ДжЕФ Юнайтед», на болидах «Уильямс». Один из этапов чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» назывался Sega European Grand Prix. В его финале Айртон Сенна поднял импровизированный кубок с логотипом спонсора и фигуркой их талисмана.

Любимая приставка детства: история Sega

2. Mario

Никто не ожидал, но простой водопроводчик оказался королём всей игровой индустрии. Это совсем не дело вкуса, а сухие цифры: на данный момент в мире продано более шестисот миллионов игр по франшизе Mario Bros, что делает её абсолютным бестселлером среди всех видеоигровых тайтлов.

Сложно представить, какие могли быть цифры, если бы Nintendo портировала самые популярные игры про Марио на другие игровые системы. Появившись в 1981-м как безымянный «джампмен» в Donkey Kong, вскоре Mario получил главную роль в собственной игре, которую все мы знаем, независимо от года рождения. С тех пор водопроводчик появился более чем в двух сотнях разных игр, что тоже является рекордом для отдельного персонажа компьютерной игры.

Интересный факт: фамилия братьев — Марио, то есть Марио Марио и Луиджи Марио.

Можно перечислять бесконечные регалии самого титулованного персонажа видеоигр всех времён либо разобрать причины успеха. Выбираем второе и возвращаемся в детство: желтый картридж «1 000 в 1», ламповый телевизор, «Денди». Откровенно говоря, Super Mario Bros не производила особого впечатления и воспринималась как одна из многих простых игр для подобных картриджей. Однако мы судили об игре десятилетней давности, ведь во всём мире продажи начались в 1985-м. В те годы Марио воспринимался совершенно иначе. Залогом успеха стал плавный скроллинг (прокрутка экрана), практически не встречавшийся до того. Можешь вспомнить старые «платформеры», особенно под DOS, где экран не двигался, а полностью заменялся следующим. Собственно, именно скроллинг не позволил даже пиратам портировать «Марио» на другие игровые системы — это была настоящая революция жанра.

Интересный факт: Nintendo назвала своего персонажа в честь Марио Сигале, у которого арендовала склад (позже настоящий Марио попросит вознаграждение за использование его имени).

Вероятно, «Марио» останется в этом мире навсегда — во всяком случае, до полного разорения и забвения самой Nintendo уж точно. Персонаж стал настолько значимым и узнаваемым, что может обойтись вообще без конкретного издателя или игровой системы, положившись на огромную фан-базу, которая самостоятельно сделает и новые игры, и, если потребуется, игровые системы. Сложно сказать с уверенностью, но вполне возможно, что Марио является самым дорогим брендом в мире видеоигр, и, если начнутся торги, за него станут сражаться десятки крупнейших корпораций.

Nintendo, Марио, порно: 7 фактов о любимой приставке детства

3. Gex

Звезда Гекса вспыхнула неожиданно, озарив небосвод новым героем, способным конкурировать с самыми знаменитыми персонажами компьютерных игр. Если попытаться подобрать короткое и ёмкое определение для геккона, на ум сразу приходит единственное: он крутой! Смокинг, солнцезащитные очки, актуальные шуточки — Gex выглядел старше своих конкурентов, был прожжённым супергероем и мог привлечь самую разную аудиторию. Поэтому он стал пускай и неофициальным, но очевидным для всех лицом новой игровой системы 3DO Interactive Multiplayer.

Интересный факт: было продано около двух миллионов консолей 3DO и миллион копий игры Gex, то есть её купил каждый второй владелец приставки.

Продюсер Лайл Холл из Crystal dynamics говорил, что выбор на 3DO пал неслучайно. Во-первых, это была новая и первая по-настоящему 32-битная система. Без всяких «костылей» в виде дополнительных расширений и отдельных CD-приводов. Честные 32 бита прямо из коробки. Во-вторых, это был шанс не просто сделать хорошую игру, а стать лицом новой приставки. Игровая система 3DO позиционировалась как нечто суперкрутое, доступное лишь избранным. Как уже наступившее будущее. Gex в полной мере соответствовал образу, что позволило на короткий промежуток времени потеснить даже самых именитых соперников.

Интересный факт: Gex — первый разговаривающий маскот и единственная игра на 3DO Interactive Multiplayer, которая стабильно работает при 60 кадрах в секунду.

Гекс стремительно сдал позиции вместе с завершением проекта 3DO. Геккону пришлось искать новый «дом», одновременно переходя в трёхмерное пространство, как того требовали тренды. На удивление этот переход прошёл относительно успешно, и персонажа приняли на всех игровых системах, но роль главной звезды Gex уже не играл никогда. Ведь у Sega был Соник, у Nintendo — Марио, а на PlayStation выходило огромное количество собственных эксклюзивов.

Культовые компьютерные игры, не ставшие популярными в России

4. Dizzy

В своё время Dizzy воспринимался как некий знак качества. Увидев на обложке или загрузочном экране знакомое яйцо, каждый понимал: игра точно будет неплохой. Скорее всего, даже хорошей или отличной. Даже с бесконечными спин-оффами, где Диззи примерял роль гонщика и глубоководного ныряльщика, копировал Пакмана и Змейку, основным жанром оставался графический квест. Игроку предлагалось продвигаться по сюжету, решая головоломки, обходя или обманывая врагов, а не уничтожая их.

Интересный факт: вся анимация «Диззи» была создана за несколько часов и не менялась на протяжении всех семи частей серии.

Без преувеличения можно назвать Dizzy самой качественной оригинальной игрой для ZX Spectrum. Поэтому яйцо в боксёрских перчатках и стало символом этого домашнего компьютера, потеснив десятки, если не сотни претендентов. Это была игра, которая оставляла «Спектрум» конкурентным по отношению к куда более мощной NES («Денди»). Dizzy — The Ultimate Cartoon Adventure показала, что квест может быть не только интересным, но ещё и красивым, с удобным и отзывчивым управлением.

Интересный факт: в семье Диззи имена всех персонажей начинаются на «д»: младшая сестра Дора, возлюбленная Дэйзи, племянник Дэнни, хиппи Дилан и рокер Дензил.

В начале 90-х, когда в дома пришли «Денди» и «Сега», многие ожидали ещё более эпичного приключения любимого персонажа. На деле же вышла всего одна невзрачная игра, утратившая все признаки квеста и превратившаяся в средненький платформер. Проблема заключалась в правах на персонажа и франшизу, которая так и не была урегулирована бывшими сотрудниками Code Masters. С тех пор судьба Dizzy полностью в руках энтузиастов, которые создают неофициальные продолжения на классическом движке по сей день. Более того, проводится ежегодный конкурс на лучшую игру про Диззи — с символическими призами вроде статуэтки главного героя.

Тысячи игр, 8 цветов, ночи без сна: ностальгируем по ZX Spectrum — самому народному компьютеру в СССР

5. Crash Bandicoot

К пятому поколению консолей (PlayStaion, Nintendo 64, Sega Saturn) значение маскотов неуклонно снижалось. С одной стороны, важную роль сыграла кросс-платформенность, когда одна игра выходила на всех игровых системах. С другой — средний возраст геймера значительно возрос, и симпатичный зверёк уже не оказывал желаемого эффекта. В последний вагон уходящего поезда талисманов успел запрыгнуть Крэш Бандикут, став лицом PlayStation One, чем обеспечил будущее себе и малоопытной на тот момент студии Naughty Dog.

Интересный факт: Крэша ошибочно принимают за тасманийского дьявола, вомбата и даже лису, при этом в названии игры ясно говорится, что он бандикут — австралийский сумчатый барсук.

Crash Bandicoot сочетает в себе элементы многих более именитых маскотов. Некоторые критики называли его самым очевидным подражателем: он крутится почти как Соник, прыгает почти как Марио, только выбивает из ящиков не монетки, а яблоки. Крэш обезоруживающе мил и пушист, глуповат, но решителен и отважен. Этот западный образ был холодно принят во время презентации в японском подразделении Sony, и в перерыве, буквально за 20 минут, художница Шарлотта Фрэнсис внесла ряд правок, которые в итоге были приняты, и бандикуту дали зелёный свет.

Интересный факт: изначально героя звали Вилли Вомбат, но это имя оказалось занято персонажем из мультсериала Taz-Mania.

Одним внешним видом персонажа игроков было уже не удивить, поэтому к разработке игры подошли со всей серьёзностью. Сейчас она смотрится как обычный 3D-платформер, но в действительности являлась настоящим AAA-проектом. Crash Bandicoot — ранняя игра для PlayStation, однако смотрится и, что ещё важнее, играется лучше, чем большинство даже самых поздних игр поколения. Крэш продемонстрировал, что трёхмерные игры могут быть комфортными, управление — простым и удобным, а опыт — незабываемым.

5 персонажей из игр, которые могли занять место Марио и Соника

6. Donkey Kong

История начинается в 1981 году на аркадном автомате от Nintendo. Геймплей незатейлив: игрок продвигается по платформам, уворачиваясь от бочек, которые швыряет огромная обезьяна. Разработчики планировали использовать персонажей из мультсериала Popeye the Sailor, где главным злодеем был Блуто, роль девушки отводилась Олив, а главным героем становился сам Попай. В ходе переговоров руководство King Features Syndicate отказало Nintendo в использовании своих персонажей, в результате чего мы имеем Донки Конга и Марио.

Интересный факт: Donkey Kong — первая игра, где встречаются взрывающиеся бочки.

Уже во второй игре серии — Donkey Kong Jr. — горилла и водопроводчик меняются ролями. Будущий Марио (на тот момент ещё «джампмен») выступает антагонистом, игрок же на этот раз спасает Донки, играя за его сына. С тех пор соперничество не прекращалось. Персонажи стали героям нескольких десятков совместных игр, взаимно повышая популярность друг друга и обретая дополнительные детали, собственные сюжетные линии и впоследствии целые игровые миры. Пик популярности Донки пришёлся на середину 90-х, когда картридж с игрой Donkey Kong Country помещался в бокс с приставкой SNES, где до того всегда лежала какая-то игра про Марио.

Интересный факт: Donkey Kong — первая игра со ставшим классическим сценарием «спасти девушку из беды».

Серия Donkey Kong позволила корпорации Nintendo отложить переход на новое поколение консолей. Ведь графически она не уступала ранним платформерам с 32-битных систем, а по некоторым параметрам (например, управление) вовсе превосходила их. На рынке СНГ приставка SNES практически не продавалась, однако каждый ребёнок девяностых слышал о Донки Конге и твёрдо знал, что это шедевр. К сожалению, абсолютно недоступный и оттого ещё более желанный. Нам оставалось лишь смотреть на редкие кадры игры в передаче «Денди — новая реальность». Пререндеренные задники и трёхмерные модельки персонажей завораживали. Эта игра наглядно демонстрировала технологическое превосходство Super Nintendo над Sega Mega Drive.

16 бит тому назад: 8 лучших игр четвёртого поколения

7. Pac-Man

Ни у одного персонажа компьютерных игр не было такого количества подражателей, как у Пакмана. Правда, в данном случае копировали не самого главного героя, а механику игры. Можно было изменить персонажа, врагов, антураж, но любая игра про закольцованный лабиринт и сбор чего-либо всегда воспринималась как клон Pac-Man. Оригинальная идея принадлежит разработчикам из Namco, которые показали новый аркадный автомат 22 мая 1980 года. С тех пор Pac-Man посетил все существующие игровые системы, включая мобильные телефоны. По уровню распространённости с ним может конкурировать разве что тетрис и «Змейка».

Интересный факт: на презентации название писалось как Puck-Man, но было отвергнуто ввиду неблагозвучности (при замене первой буквы «P» на «F» слово становилось ругательным).

«Пакман» сыграл важнейшую роль в популяризации компьютерных игр. Становление игровой индустрии пришлось на конец 70-х годов, когда в моде была космическая тематика с инопланетными захватчиками и звёздными войнами. Игры следовали тренду и в большинстве своём представляли «стрелялки». Сейчас они смотрятся примитивно (несколько пикселей да пара векторов), но тогда это был верх реализма. Это находило отклик у мужской аудитории, но совершенно не интересовало женскую часть потенциальных геймеров. Pac-Man стал первым мирным и оттого любимым всеми персонажем — он открыл новый вид развлечений для миллионов девушек.

Интересный факт: по оценке Twin Galaxies, за XX век и только на аркадных автоматах в Pac-Man сыграли более десяти миллиардов раз.

Изображение Пакмана стало одним из символов кризиса видеоигр 1983 года из-за действительно ужасного порта для Atari 2600. Примечательно, что сам Pac-Man перенёс кризис легко, «Атари» же лишилась былого влияния. Тем не менее кроме привлечения женской аудитории Pac-Man вдохновил разработчиков во всём мире на создание игр без стрельбы и насилия. Это способствовало увеличению разнообразия — появились целые новые жанры, начались робкие попытки внедрения сюжетных линий.

4 игровые приставки от известных компаний, которые так и не появились в продаже

8. Bomberman

Секрет успеха Bomberman заключается в предельной простоте и захватывающем геймплее. Игра делала ставку не на графику или сюжет, а на саму механику, которая заставляла геймеров возвращаться к игре снова и снова. Появившись в 1983-м как демонстрация возможностей нового языка программирования для компьютеров Sharp, вскоре «Бомбермен» взрывал стены на всех игровых системах того времени. Наиболее удачным стал порт для NES («Денди»), куда добавили всевозможные бонусы и улучшения для бомб. Было продано более миллиона картриджей, и Hudson Soft стала первой сторонней компанией, допущенной Nintendo к разработке игр для своей системы.

Интересный факт: Bomberman можно считать приквелом к lode Runner, поскольку события обеих игр происходят в одной вселенной.

После ошеломительного успеха своей, по сути, первой игры дела у Hudson Soft резко пошли в гору. Появилось множество других хитов вроде Adventure Island, про мужика на скейте, Nuts & Milk или Ice Climber, которые неизменно встречали на каждой многоигровке. Кто-то может вспомнить древний Stop the Express для «Спектрума». Все эти игры делали ставку прежде всего на затягивающую механику, на увлекательный процесс. Тем не менее флагманом оставался Bomberman, позволивший перейти компании на новый уровень в 1987 году.

Интересный факт: у персонажа Bomberman с первых же дней было имя — его зовут Эрик.

Имея несколько сверхпопулярных тайтлов, много денег и хорошо узнаваемое имя, Hudson Soft вышла на тропу консольной войны. Совместно с японским производителем электроники NEC в 1987-м была создана консоль PC Engine. Однако её успех можно назвать недостаточным. Например, в самой Японии консоль заняла второе место по продажам, обойдя даже Sega, но в США и Европе она оставалась невостребованной. Дело в неоднозначном маркетинге. Bomberman и остальные наиболее популярные игры не становились эксклюзивами, а выходили на всех конкурирующих платформах. Hudson Soft любила собственное детище наполовину, продав в итоге десять миллионов приставок, что совсем неплохо, однако недостаточно для конкуренции на мировом рынке.

Время первых: крах игровой индустрии 1983 года

9. Lara Croft

Lara Croft, безусловно, остаётся самым узнаваемым женским персонажем компьютерных игр, сыграв важнейшую роль в развитии индустрии. Женские персонажи в главной роли встречались и до неё, но это были героини вроде Миссис Пакман или Алисы Ландэйл из Phantasy Star, которые мало чем отличались от остальных членов группы. Лара оказалась первой безальтернативной героиней по-настоящему большой игры, ставшей впоследствии эталоном трехмерного шутера. Однако судьба суперзвезды не была предрешена — всё могло сложиться совершенно иначе.

Интересный факт: имя героини — Лара Крофт — было выбрано случайно из справочника телефонных номеров.

В процессе разработки героиню звали Лаура Круз и она была родом из Южной Америки. Внезапно разработчики из Core Design заметили, что это выглядит и звучит не очень по-британски. Вскоре горячая Лаура стала аристократичной Ларой, живущей в фамильном особняке. Кроме этого, в первой части Tomb Raider подразумевалась возможность выбора между мужским и женским персонажами. Однако от этой идеи пришлось отказаться из-за наличия сюжета и FMV-роликов. Для двух персонажей пришлось бы делать два разных видеоряда, что было недопустимой роскошью в реалиях середины девяностых. Здесь Ларе просто повезло: у неё уже была проработанная история и дизайн, а мужского персонажа всё ещё называли «этот парень».

Интересный факт: первая часть Tomb Raider сначала появилась на приставке Sega Saturn, откуда была портирована на PlayStation и Windows.

Создателем Лары Крофт считают английского дизайнера и программиста Тоби Гарда, который защитил своё творение от вполне возможного скатывания в категорию треша. Видя сексапильность Лары и предугадывая желание аудитории, руководство Core Design попросило написать код на раздевание героини. Тоби Гард наотрез отказался это делать, ведь он создавал искательницу приключений с большим будущим, а не порномодель на потеху публики.

Tomb Raider: почему Лара Крофт такая особенная

10. Prince of Persia

Вряд ли есть человек, который не играл или хотя бы не слышал о «Принце Персии». Большинство геймеров впервые увидели эту игру на «Денди» — она казалась непонятной и невероятно сложной. Жизней мало, лабиринт огромный и запутанный, к тому же на прохождение отводится всего час. Этот таймер не давал покоя, подгоняя игрока и заставляя совершать ошибки, обычно смертельные. Сегодня наконец пришло время рассказать о сюжете первой части. Султан отправился на войну, а великий визирь Джаффар захватывает трон, оставляя принцессе выбор: стать его женой или умереть. На раздумья отводится час, и, если герой не успеет, принцесса примет яд.

Интересный факт: в 2004 году разрабатывался спин-офф игры с названием Prince of Persia Assassin’s, в итоге ставший самостоятельной серией Assassin’s Creed.

Prince of Persia была передовой игрой своего времени, используя революционную технологию ротоскопирования — раскадровки движений объекта на видео. Как в Mortal Kombat, только на три года раньше. Именно благодаря этой технологии движения принца выглядели настолько плавными и реалистичными, ведь их выполнял реальный человек — Дэвид Мекнер, младший брат разработчика.

После успеха Prince of Persia многие студии бросились копировать данную идею и механику. Нередко получались действительно классные и по-своему прорывные игры вроде Flashback, Another World, Blackthorne или Nosferatu. В 1993-м вышло прямое продолжение Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame, уже не получившее столь широкого признания, хотя по-прежнему оставалось отличной игрой. Закончилась история оригинального «Принца Персии» с переходом в 3D, где его ожидало неизбежное сравнение с безумно популярной «Ларой Крофт». Оказалось, что сравнивать особо и нечего, ведь третью часть Prince of Persia называют одной из худших 3D-игр пятого поколения консолей. Далее «Принца Персии» ждал вполне успешный перезапуск, сделавший его любимым мужским персонажем среди женской аудитории геймеров.

5 великих, но забытых игровых вселенных

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)