4 игровые приставки от известных компаний, которые так и не появились в продаже

Михаил Малахов
03 июля, 2020
18.4k
0
Культура
в избранное
Сегодня игровая индустрия по объёмам может сравниться с кинематографом. Игры с бюджетом под 100 миллионов долларов уже не редкость, а разработка, производство и поддержка консоли нового поколения стоит в районе миллиарда. Так было не всегда: в конце 80-х и начале 90-х индустрия только формировалась, в большей мере это касалось именно домашних игровых систем. В те годы всем разработчикам игр или хоть как-то причастным к теме компаниям хотелось заиметь собственную консоль, ведь это сулило хорошую прибыль.

По этой причине 90-е стали настоящим кладбищем невышедших приставок. Одни компании пытались делать что-то с нуля, а другие, уже заработавшие имя, делали что угодно, лишь бы не терять ни доли процента на рынке.

1. Sega X64

Когда-то крутость игровой консоли измерялась в битах. Никто не понимал, что это такое, но каждый ребёнок знал, что 16 бит круче, чем 8, а значит, «Сега» круче, чем «Денди». Потом появилось пятое поколение консолей, наверное, самое странное. Большая часть компаний, имевших собственные приставки, перешли на 32 бита и CD-диски в качестве носителей, но некоторые решили выделиться и выпустили сразу 64-битные аппараты. Например, Nintendo остались с картриджами, но перешли на 64 бита, Atari выкатили свой «Ягуар», который провалился, а ещё была Sega, желавшая всё, во всех нишах и сразу.

Ко второй половине 90-х у Sega имелась всего одна успешная консоль — любимая всеми Genesis, она и тянула целую корпорацию. Кроме «народной консоли», было несколько провальных аддонов и одна полноценная, но также провальная 32-битная Sega Saturn. В 1996-м появились слухи о новых разработках Sega. Это должен был быть новый аддон, который превратит Saturn в 64-битную приставку Sega X64 и изрядно добавит мощности. Посчитав стоимость конечного продукта, от разработки отказались и в итоге выпустили 128-битный Dreamcast в 1998 году. Информации по X64 осталось немного, но известно, что планировалось использовать архитектуру аркадной платформы Sega Model 3. Поэтому сегодня мы можем оценить примерный уровень предполагаемого аддона, и нужно отметить, что для домашней приставки 1996-го это было очень круто.

2. Panasonic M2

Первой 32-битной приставкой, появившейся на рынке России и СНГ, стал Panasonic, и тут нужно внести некоторую ясность. Владельцем платформы являлась The 3DO Company — она разрабатывала систему и утверждала стандарты. Любой желающий мог приобрести права на платформу и выпускать эту консоль, получая техническую поддержку от 3DO. Так поступило руководство Panasonic, назвав свою приставку REAL. Кроме них, участие приняли Sanyo и Goldstar, известная сегодня под названием LG.

Это был действительно амбициозный проект, выводящий игровую индустрию на новый уровень. Игры на дисках, с большим количеством видео, в котором снимались специально приглашённые актёры. Наконец-то персонажи заговорили нормальными голосами, а на фоне играла настоящая музыка. Однако за крутой обёрткой скрывалась пустота. Никак нельзя назвать 3DO плохой платформой — она оказалась именно пустой, так как не сумела привлечь больших разработчиков игр. К тому же приставки от любых держателей лицензии стоили просто сумасшедших денег.

Panasonic нёс серьёзные убытки. Видя очевидное превосходство конкурентов в лице Sony и Sega, было решено анонсировать новую консоль с рабочим названием M2. К тому моменту сама The 3DO Company уже была при смерти. Руководству Panasonic поступило предложение выкупить все права на платформу 3DO и делать с ней что душе угодно. Это предложение было отклонено, так как у Panasonic даже не было собственно отдела разработчиков игр или ПО, а рынок уже принадлежал Sony. От анонсированной M2 осталось лишь несколько демо с играми, которые, опять-таки, для своего времени выглядят весьма бодро .

Сокровища на твоём чердаке: 10 очень дорогих игр для старых приставок

3. Namco Super System

Namco — это японская компания, крупный издатель и разработчик видеоигр, известный своими крутейшими файтингами и посредственными гонками. Возможно, на игровых автоматах их гоночные симуляторы смотрелись интереснее, но в домашних условиях они очевидно проигрывали таким тайтлам, как Need for Speed или Test Drive. С другой стороны, кроме классных файтингов вроде Tekken или Soul Edge, у Namco имелись и другие хиты мирового масштаба. Pac-Man и Galaga — их рук дело, Battle City, они же «танчики», тоже творение Namco. В общем, какая-то база имелась. На дворе был конец 80-х и держатели игровых платформ деньги лопатами гребли — всем тогда очень хотелось втиснуться и отхватить кусочек рынка.

Втайне от всех возможных конкурентов в кооперации с NEC и Hudson Soft началась разработка приставки Namco Super System. Чтобы лучше понимать масштаб поддержки, нужно добавить пару слов о союзниках Namco. NEC у нас практически неизвестна, но она уже имела собственную и даже неплохую консоль TurboGrafx.  Hudson Soft — разработчик многих популярных игр тех лет: Bomberman, Adventure Island, Lode Runner. Сама Super System должна была базироваться на основе аркадного железа System 21, его потенциал мы можем оценить.

Это самое начало 90-х, эра 16-битных консолей, которые совсем не могли в 3D-графику. Разработка затягивалась, и в итоге после выхода Super Nintendo весь проект свернули, испугавшись острой конкуренции сразу с двумя гигантами. Чем бы стала Namco Super System, неизвестно, но с такой собственной базой и такими серьёзными союзниками можно было и рискнуть.

4. Atari Panther

Некогда гигант игровой сферы, который привел эту индустрию к глобальному краху в 1983 году, не оставлял надежд на возвращение в большую игру. Разработка Atari Panther началась в 1988-м, а релиз был намечен на 1991 год. Планировалось выпустить первую 32-битную консоль задолго до появления 3DO и тем более PlayStation. Использовался самый популярный процессор того времени Motorola 68000 — им укомплектовывалась Genesis и многие другие игровые и не игровые системы. Кроме этого, на борту имелся дополнительный процессор, который должен был обрабатывать графику, разгружая таким образом ЦП и позволяя творить трёхмерные чудеса.

Atari Panther имела запас из 262 тысяч цветов с возможностью отображать одновременно более 8 000. Для сравнения у Genesis было всего 512 цветов, а одновременно могло отображаться и вовсе лишь 64. Однако проект изначально оказался мёртворождённым, так как в качестве носителей выбрали картриджи объемом всего 16 мегабайт.

Было создано несколько прототипов «Пантеры», их даже разослали некоторым разработчикам, и те приступили к разработке игр стартовой линейки. Вскоре стало ясно, что Panther не имеет перспектив, потому что работы по параллельному проекту Jaguar уже находились в финальной стадии. Таким образом Atari лишились первой в истории 32-битной консоли, но всё-таки выпустили первую 64-битную. «Ягуар» хотел казаться грозным и громко рычал из рекламных роликов, а на деле оказался дворовым котёнком.

Любимая приставка детства: история Sega