Tomb Raider: почему Лара Крофт такая особенная

Михаил Малахов
06 ноября, 2020
10.9k
0
Культура
в избранное
Появившись на свет в 1996 году, Лара моментально стала не просто одним из самых узнаваемых персонажей, а символом всей игровой индустрии. Расхитительница гробниц красовалась на обложках журналов и на постерах, а саму игру хотели заполучить все актуальные платформы, даже те, которые технически очевидно не справлялись с новинкой (вроде Nokia N-Gage).

Сейчас популярность Лары Крофт не нуждается в объяснении: перед нами бесстрашная, сильная и независимая девушка — это, можно сказать, мейнстрим. Однако в середине девяностых ход с женским персонажем в главной роли выглядел весьма рискованно, и успех не был предопределён.

Место женщины в играх

На кухне им место отводили, примерно как любимой многими геймерами 80-х годов Дэйзи (подруга легендарного Dizzy). Совсем без женщин никак — они всё-таки украшали игровые миры, вносили какое-то разнообразие. Но этим их функции ограничивались. В лучшем случае им отводилась пара фраз вроде «Спасибо, Марио!»

Своими пистолетами и фирменной стрельбой одновременно с двух рук Лара проложила дорогу всем будущим героиням компьютерных игр. До неё женские персонажи довольствовались ролью «похищенной принцессы» и главного приза. Бывали редкие исключения, такие как Final Fantasy и другие jrpg, где девушки присутствовали в отряде наряду с остальными героями, но всё равно они никогда не играли главных ролей. Иногда появлялись спин-оффы популярных игр, вроде Ms. Pac-Man, где привычному Пакману просто прилепили бантик. Собственно, только ради женской аудитории подобные трюки и проводились. С расхитительницей гробниц всё случилось иначе: она должна была привлечь именно мужскую аудиторию и стать не какой-то милой игрушкой на пару часов, а большим событием на годы.

Вскоре после оглушительного успеха Крофт со всех уголков мира по её следам устремились другие героини. Толерантные японцы, включавшие равноправных женских персонажей в серию Residen Evil с самого начала, наконец к третьей части сделали Джилл единственным главным действующим лицом. Появились Айя Бреа и Куделка Иасант. Завертелось-закрутилось так, что в последней части Wolfenstein мы мочим нацистов, играя за дочерей Би Джея Бласковица.

Интересный факт: впервые Лара Крофт появилась на Sega Saturn, и уже оттуда героиня была портирована на все игровые платформы.

4 игры, вошедшие во Всемирный зал славы видеоигр в 2020 году

Секс-символ игровой индустрии

Успех Лары Крофт обусловлен сразу несколькими факторами. Прежде всего — она прекрасна. Эта пиксельная треугольная грудь честного второго размера (как минимум) не могла оставить игрока равнодушным. К тому же Tomb Raider — полностью трёхмерная игра с видом сзади, а там тоже было на что поглазеть. Однако не только внешностью расхитительница завоевала сердца геймеров.

Крофт оказалась намного более живым персонажем, чем все, кого мир видел до этого. Она имела озвучку, и за счёт этого мы понимали, как тяжело даются Ларе те или иные действия. Двигая тяжеленный валун, персонаж издавал характерные звуки; после затяжного подводного плавания Лара жадно вдыхала воздух. Получая повреждения от врагов, она вскрикивала, но продолжала сражаться. При этом расхитительница была вполне смертной. Более того, за время прохождения игры умирать приходилось очень часто. Всего один неверный прыжок, один неуклюжий шаг — и всё, отправляемся к точке последнего сохранения. Гробницы не прощали ошибок, проявляя абсолютную безжалостность.

Кроме этого, разработчики наделили Лару скрытыми способностями, вроде выхода в стойку на двух руках или красивого прыжка в воду с большой высоты. Эти трюки выполнялись через сложные комбинации кнопок, и им реально приходилось учиться. При этом новые движения не давали никакого преимущества перед базовыми. Они лишь вносили дополнительное разнообразие в игровой процесс, делая персонажа ещё более живым и особенным.

Интересный факт: размер груди Лары — случайность. Один из программистов ради шутки увеличил полигоны в том самом месте — главному дизайнеру понравилось увиденное, и он попросил оставить всё как есть.

7 девушек, с которыми легко познакомиться, трудно расстаться и которых невозможно добиться

Карьерный путь расхитительницы гробниц

Все части оригинальной трилогии встречали овациями, ведь каждая из них не только держала марку, но и становилась чуть лучше. Игровой мир увеличивался в размерах, модельки персонажей и окружение становились менее рублеными, обретая всё больше деталей. Сюжет тоже не унывал, предлагая геймерам то самое приключение Индианы Джонса, но без персонажа Харрисона Форда, так как его лицензия стоила слишком дорого. Впрочем, скоро «цена» Лары уже могла конкурировать как с Инди, так и с большинством других голливудских франшиз. Таким образом, Крофт пала жертвой собственной популярности, ведь где большие деньги, там конвейер.

К концу девяностых движок выглядел откровенно устаревшим, но Eidos продолжали рубить бабло, исправно выпуская новую игру каждый год. Не заставила себя ждать и экранизация, которая оказалась очень средненьким фильмом, несмотря на наличие суперпопулярной в те годы Анджелины Джоли. Картины выходили на номинальную окупаемость, но практически не приносили дохода киностудии. Впрочем, это не очень волновало руководство Eidos, ведь они в любом случае получали свои деньги за предоставление лицензии на бренд.

В итоге все нулевые годы XXI века Tomb Raider как игра провела в поисках себя. Tomb Raider: The Angel of Darkness стала одной из худших игр для PlayStation 2 и низшей точкой в карьере Лары, практически уничтожив былую популярность расхитительницы. После этого предпринималась попытка возродить легенду. Дело растянулось аж на целую трилогию, но в целом неудачно. Ниша оказалась занята новыми гигантами вроде Uncharted.

На какой-то период все забыли о Крофт — она переместилась в мобильный сегмент индустрии и была при смерти. Но внезапно наступил 2013 год. Xbox обзавёлся новым эксклюзивом с лаконичным названием — Tomb Raider. За этим простым названием скрывалась далеко не простая пиар-кампания. До релиза разработчики устроили множество презентаций в самых разных странах — от ЮАР до России, от США до Германии. Как итог — несколько побед в различных номинациях на главной мировой выставке видеоигр E3 Expo, в том числе «Лучший трейлер» и «Игра года». Критики по всему миру практически единогласно хвалили новую Tomb Raider, выдав в общей сложности более 150 наград.

Это стало триумфальным возвращением Лары, которая вновь бросила вызов всем существующим франшизам. Если ты по какой-то причине всё ещё игнорируешь новую трилогию — самое время одуматься. В случае с PlayStation этот игнор ещё как-то можно понять, ведь игры стоят дорого, а кроме Tomb Raider есть шикарный Uncharted. Однако если дома имеется только компьютер, то никакого оправдания быть просто не может.

5 персонажей из игр, которые могли занять место Марио и Соника