Ричард Брэнсон: миллиардер, чуть не лишившийся «девственности»

Михаил Малахов
13 июля, 2020
12.2k
0
Герои
в избранное
Ричард Брэнсон своего рода рок-звезда, только от мира миллиардеров. Внешне походит на вокалиста какой-то музыкальной группы и ведёт себя соответствующим образом, регулярно эпатируя публику.

Можно считать, что Брэнсон дважды лишался девственности. В первый раз — как все обычные люди. Во втором случае он признался сам и публично, написав книгу Losing My Virginity, где рассказал, каков был путь от невинного и начинающего предпринимателя до владельца огромной империи Virgin, в состав которой входит более 400 компаний.

В начале 2020 года «девственность» Ричарда снова оказалась под угрозой — из-за пандемии. Империя несла огромные убытки, так как значительную долю от всей капитализации Virgin Group составляют авиакомпании и сфера туризма. Но обо всём по порядку.

Неудачное начало

Сразу нужно отметить, что эта история совсем не про парня из трущоб, который выбился в люди самостоятельно, упорно трудясь. Однако работал Ричард Брэнсон и правда много, причём в абсолютно разных сферах.

Учёба маленькому Ричарду не давалась — сам он объяснял это дислексией (такое специфическое расстройство чтения, способное препятствовать обучению). Однако судя по образу жизни, семье и взглядам на мир, ему просто было неинтересно. Брэнсон-старший был судьёй Высшего суда и членом Тайного совета — это орган, консультирующий главу государства. То есть связи у семьи были весьма впечатляющие — отсюда и желание Ричарда прожить необычную жизнь, которое он уже воплотил на все сто.

Предпринимательской деятельностью Ричард Брэнсон занялся ещё в школе. Известно о двух его «стартапах»: выращивание рождественских елей и разведение волнистых попугайчиков. Обе идеи провалились, и тогда молодой энтузиаст, бросив школу, переехал в Лондон, где начал свой первый успешный бизнес. Это был журнал Student, иллюстрации для которого сошли с руки Джеральда Скарфа, известного британского карикатуриста.

Кроме этого, журнал поддержали такие звёзды, как Джон Леннон и Мик Джаггер. Они бесплатно давали интервью именно журналу Student. Таким образом, Брэнсон приобщился к музыке и, возможно, перенял некоторые взгляды на жизнь.

Путешествуя по Ла-Маншу, в одном из городов Ричард купил большую коробку со звукозаписями — они шли с распродажи как бракованные. Вернувшись домой, будущий миллиардер стал развозить эти записи лично, на собственном автомобиле и продавал уже как обычные. Дело пошло, и вскоре в целях экономии на бензине Брэнсон стал пересылать записи почтой. Делал он это под псевдонимом Virgin и умудрялся продавать по почте столько же записей, сколько это делают не самые маленькие магазины. Естественно, Ричард не платил налогов, ведь не для того он заморочился с почтой и псевдонимом. Впрочем, деанон не заставил себя ждать, и к нему домой явилась налоговая и объяснила, что, в общем-то, срок светит. Семье пришлось заложить дом, чтобы выплатить штраф.

Алико Данготе: самый богатый чернокожий человек в мире

Империя Virgin

Virgin Group — это огромная и многогранная империя, о которой так или иначе слышал почти каждый. Для кого-то Virgin — это авиакомпания; для других — это крупный издатель видеоигр; для третьих — это звукозаписывающий лейбл. Всего под маркой Virgin существует более 400 компаний. Взглянем на некоторые, наиболее интересные из них.

Virgin Interactive — ещё в недалёком прошлом крупный европейский издатель и разработчик игр. Каждый, у кого в детстве была Sega, помнит это красное лого, за которым, как правило, следовала какая-то годнота вроде Dune 2, Earthworm Jim или Cannon Fodder.

Virgin Galactic — космический туроператор, основанный в 2004 году. На данный момент услуги ограничиваются подъёмом до 16-километровой отметки; весь полёт длится два с половиной часа, из которых около пяти минут экипаж находится в невесомости. Кроме того, в 2010 году компания открыла первый в мире частный космопорт, находится он в США.

Virgin Airways — несколько авиакомпаний, работающих в разных странах, в том числе в США, Австралии и, конечно, Британии. В название просто добавляется конкретная страна. Например, Virgin Nigeria Airways, которая некоторое время была крупнейшей авиакомпанией страны.

Virgin Oceanic — компания, специализирующаяся на подводном туризме. На данный момент речь идёт только о неглубоких погружениях, но покорение Марианской впадины в проекте. Для этого разрабатывалась специальная компактная подводная лодка. Правда, этот проект сейчас заморожен. Причиной тому послужила авария на Virgin Galactic, в результате которой погиб один человек и был полностью уничтожен космический аппарат SpaceShipTwo.

Virgin Trains — железнодорожная компания, осуществляющая междугородние перевозки в Англии, Уэльсе и Шотландии. Эта компания появилась не с нуля — она является правопреемницей приватизированной в 1993 году British Rail. Сегодня у перевозчика около 80 поездов и старые проблемы с путями, унаследованными ещё от прежнего владельца.

Virgin Racing — профессиональная гоночная команда, выступавшая в «Формуле-1». Продержалась всего два сезона. Сначала при поддержке Marussia Motors команда получила новое имя — Marussia Virgin, а потом окончательно была продана «Маруссии». Название может показаться подозрительным, и чутьё не обманывает тебя — кто же ещё так назовёт компанию и команду.

Есть и ещё кое-что поближе, например московский интернет-провайдер Virgin Connect или Virgin Vodka. Последняя разливалась в Британии и не сыскала популярности, как и Virgin Cola, которая кое-как продавалась в Африке, но впоследствии пришлось свернуть производство. С колой шутки плохи.

В общем, в конгломерат Virgin Group входят более 400 компаний; значительная часть из них уже не ведет никакой деятельности, но они всегда могут начать. Похоже, в этом и заключается подход Ричарда Брэнсона: просто «стартапить по кд» в любых сферах — что-то да стрельнет, а остальное останется для баек за столом.

Ежегодно Virgin Group приносит 21 миллиард долларов своим акционерам и владельцу. Впрочем, сам Ричард имеет довольно скромное состояние по миллиардерским меркам. В начале года речь шла о приблизительно пяти миллиардах, но из-за коронавируса кошелёк Брэнсона похудел примерно на полтора миллиарда. Пришлось даже заложить собственный остров с роскошным особняком. Угадай, где находится этот особняк? Очевидно же: на Виргинских островах (Virgin Islands). Правда, к их названию сэр Брэнсон уже не имеет отношения. Просто так совпало.

В погоне за мировыми рекордами

Кроме мании оставить лого Virgin на всём, до чего только дотянутся руки, есть у Ричарда и другая слабость. Заключается она в желании ставить мировые рекорды — опять же, хоть в чём-нибудь. Первая попытка предпринималась ещё в 1985-м — тогда Брэнсон гнался за «Голубой лентой Атлантики». Приз вручается за самое быстрое пересечение Атлантического океана. Для этого ещё не миллиардер, но уже довольно богатый молодой человек заказал катамаран Virgin Atlantic Challenger, но он треснул недалеко от берега. На следующий год рекорд всё-таки был побит.

Далее было несколько рекордов с воздушными шарами. Virgin Atlantic Flyer, на котором Брэнсон вновь пересёк Атлантику, но уже по воздуху, стал самым большим воздушным шаром. В 1991-м Брэнсон пересёк Тихий океан от Японии до арктической части Канады (более 10 000 км), поставив рекорд скорости передвижения на шарах — 392 км/ч. Потом был полёт от Марокко до Гавайев — с новым мировым рекордом скорости для данного вида средства передвижения. А вот планам обогнуть на шаре всю Землю не суждено было сбыться. Умер близкий друг Ричарда Стив Фоссет, такой же авантюрист и бизнесмен. Событие шокировало Брэнсона, и в одной из своих статей для Times он призвал всех читателей помолиться за Фоссета.

Есть ещё один возможный рекорд, взятие которого зависит уже не от самого Ричарда Брэнсона. Он объявил премию в 25 миллионов долларов за технологию вывода углекислого газа из атмосферы. Если кто-то изобретёт такое устройство, то получит рекордную премию в области науки. Правда, есть и несколько условий. Прежде всего, это должно быть реализуемо сегодня, а не когда-нибудь потом, когда появятся нужные технологии. Естественно, предполагаемая технология не должна наносить вред окружающей среде и, конечно же, должна быть экономически обоснованной, то есть хотя бы самоокупаться. Приспособление должно работать стабильно на протяжении хотя бы десяти лет, оставляя после окончания работы положительный эффект ещё на некоторый срок.

Дэрил Кац: миллиарды, заработанные на льду