Слушай подкасты нашей студии
Слушать

18 привычек успешного руководителя

Художников затронули, писателей тоже. Значит, самое время коснуться тех, кто не хочет играть в творчество, а стремится заработать много денег. В большинстве своем такие люди стремятся стать высокими начальниками. Если посмотреть на количество пунктов, то покажется, что это практически невозможно. Но все куда проще. Нужно всего лишь обладать хотя бы минимальными зачатками ума и быть человеком. А если соблюдать все пункты, то можно стать таким же безупречным как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Но для этого нужно еще быть сверхчеловеком.

1. Умение работать в имеющихся условиях

Руководитель — это не тот человек, который просто сидит в конуре, жалуется на погоду, события в стране, нерадивых людей. Он не пытается перестроить людей, понимая, что это невозможно. Единственное, что он делает (и делает абсолютно правильно) — так это подстраивается под обстоятельства. Потому что своим маленьким свечным заводиком он вряд ли перевернет экономику России, но зато может обогатить себя и окружающих.

2. Желание создать хорошую атмосферу в коллективе

Начальник не Петрушка, который веселит и развлекает коллектив. У него немного другие обязанности. Он не должен быть Арлекином, который издевается над Пьеро на потеху публике. Он просто обязан сохранять в коллективе позитивный настрой. Потому что от рулевого зависит то, как поплывет корабль. Если вместо резвого парусника капитана Врунгеля ваша контора станет кораблем дураков, обреченных на гибель в морских водах, то вместо островов, груженных ацтекским золотом, вы звиздрякнитесь о скалы. И потонет ваш корабль, как жертва мафии с забетонированными ногами.
Безусловно, начальник не может всегда улыбаться и радоваться. Решая сложные и крайне неприятные задачи, он бывает и негативным, и жестким, а порой и жестоким. Но если подавляющая часть управления строится на негативе, это верный знак того, что всем сотрудникам нужно менять место работы, а руководство отправить под Гаагский трибунал.

3. Забота о подчиненных

Он не строит рабочий процесс так, чтобы было удобно ему одному. Нормальный начальник, в первую очередь, думает о комфорте коллектива. Есть такой подвид руководителей, которые покупают в офис чай за 46 рублей, туалетную бумагу из серии «наждачка для самых отважных», экономят на уборке, вместо комфортных столов ставят какие-то школьные парты. Начальнику, может быть, в таком аскетизме комфортно, но остальные сотрудники чувствуют себя, словно на галерах. Хуже, когда рабочее место начальства выглядит как президентский кабинет, в то время как остальные мучаются, как те дети, что собирают айфоны в сырых подвалах.

4. Самообучение и самосовершенствование

Возможно, на первом этапе начальник может не разбираться в индустрии и не знать компанию, которую он возглавляет. Но через какое-то время разбираться в индустрии и в том, что происходит в организации, он просто обязан. Иначе, он пустышка, а не начальник. Кто-то скажет, что нельзя браться за дело, в котором не понимаешь ни бельмеса. Мы бы не были столь категоричны. Нельзя относиться халатно и безответственно к тому, чем ты руководишь. В конце концов, научиться руководить можно только на практике. Ни в одном ВУЗе не научат, как кричать на людей, эффективно повышая производство. Мы можем привести полно примеров, как обычный инженер из птицефабрики стал руководителем крупного завода по добыче минеральных удобрений, а врач открыл свой журнал.

5. Командная работа

И уборщице, и первому заместителю нравится работать в успешной команде, которая все звезды с неба обдерет, словно яблоки из чужого сада. Потому что когда твоя контора побеждает, то причастными чувствуют себя все, даже те, кто в декрете и был уволен. Настоящие команды тогда и складываются, когда сообща достигают результата. По-настоящему хороший начальник работает вместе с командой, в едином порыве, а не вопреки ему. Он принимает непосредственное участие в работе, беря на себя ответственность и в случае провалов. Даже если после грандиозного фиаско начальник вызывает к себе на ковер подчиненных с целью орально покрыть их благим матом и указать им на недочеты, потом он должен задуматься над тем, какой прокол допустил он. Может быть, был слишком мягок и дал коллективу чересчур много свободы? Или выбрал не тех заместителей? Или надо еще подучить матчасть? Исправляться должны все.

6. Человечность

Хороший начальник ненавязчиво становится примером для подражания. И дело даже не в его статусе, положении, марке автомобиля, на котором он ездит, и часах, которые болтаются на его руке. Скорее, большее внимание уделяется тому, как он общается с сотрудниками, как мыслит и как говорит, что делает и что не делает. Не хочется никого унижать, но стадо следует за пастырем, так или иначе. В том числе и потому, что он стоит на возвышенности и говорит, куда двигаться. Люди всегда берут пример с тех, кто немного успешнее.

7. Скромность

Начальник не звезда, которая блистает на фоне своих посредственных сотрудников. Для этого нужно быть либо Стивом Джобсом, либо Илоном Маском, либо Игорем Гамулой. Хороший начальник – это тот, который знает: его главное достояние и ресурс – это его сотрудники. Хороший начальник презентацию успехов организации предоставляет своим сотрудникам, а ошибки и неудачи представляет сам. Хороший начальник развивает своих сотрудников, старается сделать их сильнее и эффективнее. Разумеется, в корыстных целях. Ничего благородного в этом нет. Тут даже речь не о скромности, а о создании комфортных условий для своих подчиненных.

8. Адекватность в оценке ситуации

Начальник не должен терять связь с реальностью. Только цепко держаться за реальность. Потому что подчиненные всячески стараются нарисовать ему далекую от реальности картину. Либо они жалуются на то, что все очень плохо, либо льстиво преувеличивают достижения и его значимость. Важно не забронзоветь, не пойти на поводу у нытиков. Иначе, это будет конец твоего успеха. Только самокритичность, трезвая самооценка и обратная связь позволят удержать поводья в руках.

9. Организация работы и раздача поручений

Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. А это ой как не просто. Иногда слушать претензии и оправдания становится невыносимо, и понимаешь, что легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения от этих баранов. Разумеется, так делать нельзя. Иначе коллектив отобьется от рук и сядет на шею. Руководителю нужно создать такие условия, чтобы подчиненные сами проявляли активность. Иногда нужно поощрить, иногда приструнить и наконец-то купить стул, который так просят.

10. Авторитет

Не обязательно отрубать по пальцу за малейшую провинность и водиться с мутными гражданами, чтобы стать авторитетом. Ведь по большому счету авторитет — это совокупность статуса и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности. Поэтому нужно сделать так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в правильности твоего статуса и места под солнцем. А это все достигается деяниями, батенька, только ими.

11. Положительный имидж

А вот уже имидж — важная составляющая авторитета руководителя. Это не столько требования к внешнему виду (в конце концов, Чичваркина это мало заботило), сколько культура речи, манеры, поведение, общение. Все-таки руководитель представляет не только себя, но и своих подчиненных. Он, если можно так сказать, лицо руководимой им группы. И потому от него требуется быть похожим на человека.

12. Терпеливость

Деньги так сразу не приходят. Слава и успех тоже. Нужно запастись терпением: оно очень пригодится на посту руководителя. Особенно когда дело дойдет до разборок с подчиненными. Человеческий фактор — вещь, от которой никуда не деться. Они будут врать, кормить завтраками, задерживать сроки, не всегда делать то, что нужно. Бесцеремонно выгонять за каждый прокол тоже не выход — людей не напасешься. Поэтому нужно подавлять желание разнести офис в клочья и сжать горло проштрафившегося работника, чтобы аж кефир из жопы потек. Задержи дыхание, прояви терпение, друг мой. Ведь это одна из свай, на которой держится сруб мудрости.

13. Решительность и действие

Очень важное качество лидера – умение быстро принять решение и начать действовать. Человек, не уверенный в себе и в своих действиях, может даже не пытаться стать руководителем. Ничем хорошим это не закончится. Время на долгие и тщательные раздумья есть не всегда. Несколько часов и отважный риск — все, что есть в твоем инвентаре.

14. Самоконтроль

Очень сложно контролировать подчиненных, если руководитель не умеет контролировать себя. Требуешь не опаздывать, не опаздывай и сам. Можно, конечно, всегда сказать, что начальство не опаздывает, а приходит тогда, когда посчитает нужным. Но кичиться этим особенно не стоит. В лексиконе руководителя вообще не должно быть фраз «Я тут главный», «Я начальник». Это только портит всю атмосферу и выставляет его ничтожеством и посмешищем.
Считается, что начальник должен быть образцом для подчиненных. Это верно. Только не нужно думать, что справедливость спасет тебя от кривотолков и нелестных отзывов, люди ведь разные бывают. Но чем гуманнее и справедливее ты будешь к ним относиться, тем лучше микроклимат в коллективе.

15. Четкость и конкретность

Лидер всегда имеет четкий план перед глазами. Он понимает, в каком направлении нужно развивать отдел и на что ставить акценты. Он конкретен и четко ставит задачи своим подчиненным, описывает тот конечный результат, который он хочет получить и в какой срок. А если надеяться на известный авось и говорить подчиненным: «Делай как хочешь», то получишь хрен знает что.

16. Умение «слушать»

Умение слушать в очередной раз показывает свою необходимость. Ведь лидер — это далеко не человек, который умеет красиво говорить и красоваться перед людьми, которым платит 20000. Это человек, который умеет слышать людей, а особенно подчиненных. Важно понимать проблемы своих сотрудников и находить правильные пути решения. Руководитель всегда находится на передовой вместе со своими подчиненными, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы послушать новичка.

17. Изобретательность, предприимчивость

Когда мы говорим про руководителей, то зачастую имеем в виду именно предпринимателей. А он должен быть каким? Пред-при-им… Правильно, предприимчивым. Вообще, это качество необходимо каждому руководителю, не только гуру бизнеса. И чтобы от успеха было совсем невозможно скрыться, добавь к нему изобретательность и наблюдательность. Настоящий руководитель должен вовремя заметить возможность и найти способ воспользоваться ей. Плевать, что кризис и казна пуста. Не бывает скверных времен в царстве мудрого короля.

18. Твердость

Рабочий процесс будет изнурять руководителя соблазнами; искушать преждевременным успехом; окутывать правдоподобной ложью подчиненных, поставщиков, партнеров; запугивать угрозами ОБЭПа и других инстанций; сводить с ума успехом конкурентов и всячески издеваться над сознанием. Но он должен быть тверд духом, не сомневаться в своем убеждении. Иначе, поддавшись на провокации, повесит табличку «Закрыто» и уйдет продавать сигареты поштучно.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)