Прошло более десяти лет с того момента, как легендарный сверхзвуковой «Конкорд» совершил свой последний полёт. Именно последний, а не заключительный. С тех самых пор высокоскоростные авиаперелёты стоят на вечном буксире. Однако недавно ученые из Англии, США и Великобритании провели очередные сверхзвуковые пробы, которые подарили надежду на сверхзвуковую гражданскую авиацию.
Успешный первый тест
18 мая команда ученых и дизайнеров из США и Австралии провела в австралийской пустыне запуск ракеты, которая смогла прорваться в гиперзвуковую скорость. Вообще первоначальной гиперзвуковой скоростью является 5 Мах (единица измерения сверхзвуковой скорости), но здесь отметка достигла немыслимой 7,5 Мах.
Тест по ясным причинам вызвал много шума в СМИ. Пассажирский самолёт, летающий с такой скоростью? Да быть того не может! Да с такой скоростью можно совершить вояж из Англии в Австралию за каких-то жалких 2 часа. Да Бог с ним, все трансатлантические геморроидальные рейсы, заставляющие пассажиров сидеть по несколько часов в кресле, проходили бы за жалкие 50 минут.
И возникает главный вопрос: будет ли возможно когда-либо путешествовать на такой скорости в коммерческих самолётах?
Безусловно, перед коммерческим применением сверхзвуковых «птиц» опробуют в военной промышленности. Видел бы ты, мой дорогой читатель, с каким возбуждением следили за тестом американские и австралийские военные. Даже Сатана не следил так за Фаустом, надеясь, что тот совершит грех. Просто сверхзвуковая скорость в современной военной промышленности обозначает колоссальное преимущество. Видимые на радаре танк, авианосец и прочие большие объекты просто не будут иметь времени, чтобы среагировать на летящую с неба угрозу.
Едва ли не все учёные мира, оставившие свой отзыв по поводу британо-автсралийских испытаний, говорят о том, что это испытание – первый шаг к реализации гиперзвукового полёта. Эта технология способна совершить настоящую революцию в авиастроении и начисто изменить правила игры в большом авиационном бизнесе. Более того, это первый шаг в область практического освоения вожделенных космических вояжей.
Но, увы, космические гиперзвуковые перелёты довольно далеки от практической реализации. И сейчас попробуем объяснить почему.
Потому что в наши дни скорость не имеет значения для коммерческих перевозок
В самом деле складывается ощущение, будто нынче туриндустрия движется в обратном направлении. Гораздо выгоднее пускать маломоторные самолёты, которые летят целые сутки, потому как их двигатели требуют меньше горючего. Вот такая суровая правда жизни, всё измеряется в авиационном керосине.
Решить вопрос довольно просто
Первый вопрос, который должны задать себе сверхзвуковые путешественники: как переживет подобные нагрузки их бренное, напичканное таблетками от всяких болезней тело?
Самое обидное, что последующие тесты не будут ориентированы на комфортность пассажира и пилота. Следующие испытания будут проверять, как сверхзвуковая ракета будет отстыковываться от своего могучего двигателя.
Заключительный испытательный полет первоначального проекта состоится в 2019 году.
Разработка основ новой технологии
Конечно, это не значит, что гражданские и коммерческие авиалинии кинутся заказывать сверхзвуковые самолеты. Однако это сможет убедить инвесторов в том, что такой проект стоит потраченных миллионов.
Увы, нынешние тесты предназначены исключительно для военных технологий, и пока дело дойдёт до гражданских, пройдут десятилетия. Ведь, как говорится, народ и армия едины ровно до того момента, пока дело не коснется распределения бюджета. На этот раз все как всегда, как это было с GPS и прочими технологиями, вошедшими в «народ» через горнило «очистительного» во всех смыслах огня армии. И если такой самолет когда-либо станет доступен для гражданских авиалиний, то ему предстоят бесчисленные перестройки.
Если коротко подводить резюме всей статьи, то, увы, наш ответ «нет». Пока данные технологии рассматриваются хотя бы одним военным ведомством одной из сверхдержав, то в «гражданские лапы» оно попадет не скоро. Однако технологии развиваются, и на этом очень раннем этапе все выглядит многообещающе. Мало ли чего там в будущем.