Наука

10 Удивительных строительных технологий,
которые изменят жизнь к лучшему. Часть I

  • 7731
  • 0
  • Теодор Седин

Лет 15 назад нас уверяли, что изменить жизнь к лучшему может разве что компания Phillips. Сейчас нам одной техники мало, хочется, чтобы и в других сферах был громогласный прогресс. Особенно в строительстве, потому как строительные технологии могут заставить запутавшееся в безысходности человечество совершить такой могучий скачок вперёд, что сам Брэдбери не поверил бы своим глазам. А заодно множество проблем отпало бы само собой, главное – ввести эти технологии в жизнь, потому как перспективы большие, сам посмотри.

Бамбуковые дома


Большинство людей на Западе считает бамбук невинным декоративным материалом, который очень неплохо прорастает через людей (вспомним славную азиатскую казнь), и при этом забывает про его строительные качества. Бамбук быстро растет, сильнее, чем сталь, и более устойчивый, чем цемент. Вот почему пекинская архитектурная студия "Пенда" хочет использовать бамбук в качестве основного ресурса, чтобы построить целый город.

Город будет устойчивым, экологически чистым и, что самое приятное, недорогим. Принцип построения простой, примитивный и проверенный временем: пучки стеблей связываются друг с другом, образуя блоки. "Пенда" (или пендовцы, или вообще пендосы – непонятно, как правильно) считает, что может построить город, в котором будут жить 200 000 человек к 2023 году. Дома, между прочим, можно без труда дополнять, делать пристройки.

Впрочем, глядя на китайские скворечники, сразу понимаешь, что в плане пристроек им уступают даже отечественные жители, делающие из лоджии на 8-м этаже какую-то башню Саурона. Также всю конструкцию можно разобрать без особых усилий и перенести в место повеселее, ведь это просто бамбуковые палочки и веревочки, которые можно использовать повторно. Впрочем, азиаты знают, каково строить из бамбука, и, скорее всего, опыт будет успешным, а дома – в меру тёплыми, с шумоизоляцией тоже решат. А с экологичностью, конечно, не поспоришь, выглядит это всё как волшебный город эльфов, современностью не пахнет, но и духотой дворцов из шлакобетона не отдаёт.

Алмазные нанонити

Насколько нам известно, алмазы являются самыми твердыми минералами, которые встречаются в природе на Земле. Твёрже только воля и характер товарища Сталина. Если алмаз обработать, получится бриллиант, а пылью покрыть зубные буры, а если использовать как надо, получится очень прочный стройматериал. В Государственном Университете Пенсильвании исследователи создали инновационные алмазные нанонити, которые в 20000 раз тоньше человеческого волоса. И пусть тебя не смущает слово "нано", здесь оно не связано с коррупцией. Даже так, алмазные нанонити считаются самым прочным материалом на Земле. Помимо своей тонкости и силы, они ещё и невероятно легкие. Создать их получилось путем применения знакопеременных циклов давления для изолированных молекул бензола, что были в жидком состоянии. Создавались кольца из атомов углерода, которые собрались в стройную цепочку. Сложная фигня, да и не всё ли равно!? Крутая же вещь, самая прочная в мире! Нанонити не могут быть использованы в повседневном строительстве, но они могут быть использованы в грандиозных проектах планетарного масштаба, таких как трос для космического лифта, который может резко удешевить космический туризм.

Аэрогель


Звучит как название лекарства, но применяется он для других целей. Аэрогель – это не новый материал, ему лет больше, чем нашим бабушкам. Исследовали в 1920-х годах, выводы и мнения по поводу материала опубликовали в 1932 году. Он создается путем удаления жидкости из геля и замены жидкости газом. При этом вещество становится ультралёгким, ведь 90 процентов его содержимого – воздух.

Аэрогель был использован для изоляции трубопроводов в промышленных зонах, но более того, его даже использовали на марсоходе. Одна предприимчивая компания с говорящим названием "Аспен Аэрогель" даже планирует использовать сверхлёгкий материал для теплоизоляции дома. Они создали продукт под названием Spaceloft, своеобразные "одеяла", но при этом непозволительно легкие и тонкие. Несмотря на их легкий вес, "одеяла" в 4 раза превосходят по своим теплоизоляционным качествам стекловолокно или пенопласт. Через эти "одеяла" спокойно проходит водяной пар, но что самое удивительное и, возможно, самое впечатляющее – они огнестойкие. Пар проходит, но огнём не горит. Хотя дома, оббитые материалом из аэрогеля, не будут пожаробезопасными, как дома в "451 градусе по Фаренгейту", но число пожаров должно сократиться.

Проблема заключается в том, что аэрогель намного дороже, чем традиционные изоляции, хотя он здорово сэкономит деньги на энергоресурсы в долгосрочной перспективе. Также не все дома могут быть легко модернизированы с помощью этого материала. Он лучше всего работает в старых домах или новых, которые строились под аэрогель.

Дорожный принтер

Чтобы проложить дорогу, нужно много много времени, обязательно должна быть зима (чтобы укладывать непосредственно на снег) и много много распиленных средств. В среднем работник может проложить 100 квадратных метров в день. Благо, добрые люди создали машину, которая буквально “печатает” 300 квадратных метров дороги из булыжника в день. Есть ещё RoadPrinter, который может сделать 500 квадратных метров в сутки. Один-два оператора буквально "кормят" машину кирпичами. Затем машина укладывает кирпичи в дорожную картину, а каток прижимает кирпичи поплотнее к земле. Принтеры работают на электричестве и не имеют множества движущихся частей, что делает их легкими в использовании и обслуживании. Кроме того, они не создают много шума, особенно по сравнению с традиционными методами мощения дорог.

Главное отличие: машины кладут кирпич вместо асфальта. Однако есть спорное мнение, что кирпич даже лучше: и воду фильтрует, и ремонтировать такую дорогу удобнее. В любом случае нужно использовать подобных роботов, потому как, если верить Джеймсу Кэмерону, скоро машины нас поработят, и укладывать дороги будем опять мы. А роботы точность любят, попробуй уложить её так, как делают в нашей стране. Так что надо хотя бы чуть-чуть вкусить научно-технических благ.

Бескабельные разнонаправленные лифты


Главная проблема большой инфраструктуры заключается в сложности передвижения во всех направлениях. Особенно сложно с транспортными лифтами для автомобиля – это долгое и не всегда удобное занятие. Немецкая компания Тhyssenkrupp, похоже, нашла, как решить эту проблему. Вместо использования кабелей и тросов, лифт будет работать с помощью технологии магнитной левитации. Это позволит автомобилям путешествовать как вертикально, так и горизонтально. Это также позволило бы сократить время ожидания. Наконец магнитные лифты будут использовать намного меньше энергии, что делает их лучше для окружающей среды. В 2016 году их даже планируют опробовать в одном из заграничных наукоградов.
Читать продолжение: Часть II.