Большие самолёты большой авиации

Теодор Седин
Октябрь 05, 2015
7k
0
Наука
в избранное

Большой авиации – большие самолёты. Не просто Боинги 737, не Ту-154, а действительно огромные махины, такие, которые способны поразить воображение своим функционалом и массой. Поэтому твоему вниманию предлагается небольшое погружение в большую авиацию. Самые большие самолёты в своём роде.

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Длина: 33 м;
Размах крыла: 63 м;
Экипаж: 20 чел.;
Количество пассажиров: 60-70 чел.;
Макс. скорость в полете: 275 км/ч;
Дальность полета: 1000 км;
Макс. взлетная масса: 53 т.

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. Внутри крыльев располагались, подумать только, места для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Не хочется говорить, ужасно надоела эта фраза но… Библиотеку, Карл! Настоящий летающий город!

Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов. Однако в жизни всё вышло иначе. 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Hughes H-4 Hercules

Длина: 66,45 м;
Размах крыла: 97,54 м;
Экипаж: 3 чел.;
Количество пассажиров: 750 чел.;
Макс. скорость в полете: 565 км/ч;
Дальность полета: 5634 км;
Макс. взлетная масса: 180 т.

До сих пор это самый большой гидросамолет в истории с самым большим размахом крыльев – 98 метров, ну, и кроме всего прочего, самый большой деревянный самолёт. Создал его Говард Хьюз, тот самый, которого сыграл Ди Каприо в «Авиаторе». Он был создан в годы Второй Мировой войны и для войны. Но предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре.

Он даже совершил пробный взлёт, причём успешный, но Хьюз всё увеличивал его до размеров своего эго, а американское правительство всё меньше и меньше горело желанием финансировать столь дорогостоящий проект. Причем стоимость его росла, как на дрожжах, а денег не было. Кстати, деревянным был только прототип. «Еловый Гусь», как его прозвали. Хотя сделан он был из берёзы. Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов: относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит.

Ан-225 «Мрия»

Длина: 84 м;
Размах крыла: 88,4 м;
Экипаж: 6 чел.;
Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз;
Макс. скорость в полете: 850 км/ч;
Дальность полета: 15400 км;
Макс. взлетная масса: 640 т.

Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим и тяжелым самолетом из когда-либо созданных человеком. Гордость советской авиации, до сих пор не было создано ничего столь же эпичного. «Мрия» (в переводе «мечта»), несущая в себе несколько БТРов, вагонных составов и прочих неподъемных тяжестей, производит впечатление, сравнимое только с Годзиллой, напавшей на город. Слишком величественно.

Летает сие чудо аж с декабря 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. Как, собственно, и в «Буране». Ни России, ни Украине летающий монстр не был нужен вплоть до 2000-х годов. Тогда «Мрию» восстановили, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях. Единственный, зато какой!

Airbus A-380-800

Длина: 73,1 м;
Размах крыла: 79,75 м;
Экипаж: 2 чел.;
Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации);
Макс. скорость в полете: 1020 км/ч;
Дальность полета: 15200 км;
Макс. взлетная масса: 575 т.

Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Тяжёлый, красивый, надёжный – что ещё для счастья надо? Вот и авиакомпании решили, что ничего не надо, и используют его аж с 2007 года. Во всяком случае, достойно сменил старика Боинга 747-й модели. КБ Airbus активно рассказывало о том, что в конструкции широко задействованы композитные материалы, нужные для того, чтобы снизить массу самолета. Благодаря этому самолёт быстрее, современней, экономичнее и вообще летит.

Ан-124 «Руслан»

Длина: 69,1 м;
Размах крыла: 73,3 м;
Экипаж: 8 чел.;
Количество пассажиров: 28 чел.;
Макс. скорость в полете: 865 км/ч;
Дальность полета: 16500 км (без нагрузки);
Макс. взлетная масса: 392 т.

Легендарное конструкторское бюро славится своими гигантами. Больше «Мрии» только чья-то там мамка и Халк Хоган, однако есть более ликвидный персонаж. Гордость за авиацию – это хорошо, но все грузы одним самолётом не перевезёшь. Для этих целей существует могучий «Руслан». На данный момент это самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире. Первоначально «Руслан» был предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Однако сейчас используется и в гражданских целях, для перевозки любых крупногабаритных грузов, состоящих в чересчур близких контактах со всемирным тяготением. Он способен даже дом, даже стальные яйца Джейсона Стэтхема перевезти. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн. За рубежом ничего мощнее не создали. Хвалёные «локхэды» уступают по тоннажу. Настоящая гордость советской авиации с 1982 года.

Ан-22 «Антей»

Длина: 57,31 м;
Размах крыла: 64,40 м;
Экипаж: 5-7 чел.;
Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников;
Макс. скорость в полете: 650 км/ч;
Дальность полета: 8500 км (без нагрузки);
Макс. взлетная масса: 225 т.

Про этого старого титана (первый полёт датируется аж 1965 годом) сказать особо нечего. Он сильно уступает своим легендарным собратьям из ОКБ Антонова, однако это первый советский широкофюзеляжный самолет, который до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Несмотря на некую устарелость, им до сих пор с удовольствием пользуются в России и на Украине. Не всё же «Русланам» летать, тем более что машина надёжная.

Самое удивительное в этом самолёте – его название. Согласись, глупо называть летающую махину в честь титана, которого Геркулес победил, оторвав от земли. Кстати, «Геркулес» – прозвище, данное американскому военно-транспортному самолёту Lockheed C-130. Щекотливая ситуация в период гонки вооружений.

Boeing B-52 Stratofortress

Длина: 48,5 м;
Размах крыла: 56,4 м;
Экипаж: 5 чел.;
Количество пассажиров: только экипаж;
Макс. скорость в полете: 1047 км/ч;
Дальность полета: 16232 км (без нагрузки);
Макс. взлетная масса: 220 т.

Ну и какой авиарейтинг без легендарной «Стратосферной крепости». В честь этой несущей смерть махины назвали даже алкогольный шот, что уже говорит о его весомой во всех смыслах значимости для истории. Впервые махина поднялась в небо в 1952 году и до сих пор служит нуждам ВВС США. Один из крупнейших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, B-52 предназначался для доставки термоядерных бомб в любую точку нашей с тобой, между прочим, страны. И вовсе не для того чтобы похвастаться и дать потрогать. Однако со временем претерпел несколько модификаций и стал многофункциональным. После начала эксплуатации использовался почти во всех военных кампаниях США и был запятнан в частых ядерных испытаниях. Помимо бомб, обладает ракетным вооружением с лазерным наведением, что делает старика ещё страшнее.