В последнее время я стал замечать, что люди обожают отрицательных и непростых персонажей. Ирвин Уэлш весьма успешно построил свою литературную карьеру, описывая сволочей разной степени сволочизма. Правда, сволочи у Уэлша совсем мерзкие, как ни крути, так что они немного не по нашей теме.
«Темный рыцарь» запомнился всем великолепным Джокером, который представлял собой архетип хаотично-злого антигероя. Именно Джокер, а точнее истерия по нему, наглядно показал нам, что люди вне зависимости от пола, возраста, социального статуса и прочих косметических отличий безумно влюблены в антигероев, злодеев и непростых персонажей и хотят быть похожими на них любой ценой.
Давай вспомним твоих любимых персонажей. Книги, фильмы, игры, комиксы — любой вид современного и классического искусства. Кто там будет? Один-два хороших парня и кто еще? Наверняка Дарт Вейдер, персонаж Клинта Иствуда из «Хороший, плохой, злой», Джокер, Росомаха, Уолтер Уайт из «Breaking Bad», Тайвин Ланнистер и прочие сомнительные парни из «Игры престолов». Если это не откровенный злодей, если это не тот, кто варит синий мет или взрывает планеты, то это наверняка типичный герой вестерна или антигерой: вроде бы делает так, чтобы всем было хорошо, но оставляет за собой горы трупов, а методы его крайне сомнительны. Ну, или он ведет крайне аморальный образ жизни.
Антигерой всегда более глубокий и яркий персонаж, чем любой положительный персонаж. Во-первых, нам всегда интересно, как он таким стал. Во-вторых, у него есть качества, которые всегда ценились: лидерство, умение командовать и подчинять, живой ум и нефиговая харизма. Хорошо прописанный антигерой действительно заставляет задуматься: а не встать ли под его знамена? Он или она могут не иметь доброты и благородства в его традиционном понимании, но самое важное: они так или иначе аморальны. Дарт Вейдер взрывает планеты, Уолтер Уайт варит высококачественные наркотики, а Джокер вообще сеет хаос. Если обобщить, можно понять одно: они не следуют правилам как традиционной морали, так и установленным обществом, но несмотря на это, у них есть что-то еще.
Отличный пример антигероя, который идеально подходит под это описание и которого несмотря ни на что успело полюбить огромное множество людей — это бывший учитель Уолтер Уайт из без преувеличения великолепнейшего сериала «Breaking Bad». Мы видим, как простой учитель химии, уступчивый малый, который чуть ли не находился под каблуком у своей жены, превращается в хитрого, харизматичного дьявола во плоти, наркобарона, чье Чувство Собственной Важности разрослось до неприличных размеров. Несмотря на это, он все равно умудряется нам нравится, мы переживаем за него и так или иначе ему симпатизируем, хотя Уолтер преступник, тиран и не самый хороший человек.
Та же «Игра престолов», которая раньше и близко не была настолько популярна, как сейчас из-за сериала, нравится всем хотя бы по той причине, что каждый ее персонаж далеко не положителен. Даже Эддарда Старка, единственный персонажа, обладающий положительными качествами, тоже хранит в шкафу скелет: у него есть внебрачный ребенок, а свою жену он никогда не любил. Именно отсутствие типичных положительных персонажей делает как сагу, так и сериал популярным. А еще насилие и сиськи.
Почему мы любим всех этих персонажей? Для этого достаточно много причин, о которых я напишу ниже, но самая важная причина: они реалистичны. Даже если мы исключительные оптимисты, которые верят, что весь мир справедлив, а каждый человек в душе замечателен и добр, мы в глубине души осознаем, что это далеко не так. Так или иначе у всех людей есть эгоистичные стремления, скрытые мотивы, и, если подумать, именно это и делает человека человеком, именно это вкупе с желанием творить крутит колесо истории.
Мы живем в век, полный контрастов, в нем хватает свободы, с которой никто не знает, что делать. Это век разводов, коррупции, смешанной морали, кризисов, дурацких телешоу и откровенных обманов. Мы стали скептиками по вине нашего времени, но при этом хотя бы перестали быть наивными, что уже хорошо. Мы хотим видеть людей, похожих на нас, со своими недостатками и смешанной моралью. Мы хотим наблюдать за людьми, которые не знают, как правильно себя вести и которые далеко не всегда принимают морально правильное решение. Так почему они нам так милы, эти специфические люди?
1. Они так же несовершенны, как мы
Одна из самых важных причин, почему антигерои так привлекают нас, — это относительность. Мы не хотим смотреть на положительных персонажей и читать о них, согласись, тебя раздражают эти чертовы моралисты. С ними наверняка что-то не так! По крайней мере на экране они выглядят мертвыми и неживыми. Даже если герой — приятный и положительный мужик, хороший семьянин, у него наверняка есть какие-то отрицательные черты, которые делают его… живым. Герой Клинта Иствуда из «Гран Торино» был чуваком высоких моральных принципов (он любил свою жену и знал, что такое хорошо и что такое плохо), очень крутым стариком, но при этом у него были проблемы с соседями, расизмом и собственной семьей, что делало его живым.
2. Они личности
Жизнь преподносит нам ряд разных трудностей. Мы преодолеваем их, и они откладывают свой отпечаток на наши взгляды и интересы и наделяют нас сложными эмоциями. Именно по этой причине Уолтер Уайт гораздо круче Супермена как персонаж. Он глубокий, у него в душе демоны, горести, эмоции, лишения, неуверенности и еще много чего.
3. Они сильны
Чтобы занять определенные позиции, антигерой преодолевает ряд нефиговых трудностей, которые закаляют его характер и отращивают ему гигантские яйца. Мы уважаем антигероя, потому что он требует уважения. Он является силой, с которой нельзя не считаться.
4. Они восхищают
Зачастую их действия могут быть сомнительными, но мотивы их всегда чисты. Кто-то хотел единой мощной Империи, кто-то — обеспечить семью на много лет вперед, а кто-то хотел посеять хаос, чтобы люди задумались о своем месте в этом мире. Это напоминает высказывания Макиавелли из «Государя» про то, что идеальный правитель должен быть хитер как лис, а цель всегда оправдывает средства.