Что такое цифровое одиночество и почему поколение Z — самое депрессивное

Мартин Кучерас
14 октября, 2021
4.9k
0
Образ жизни
в избранное

Современные подростки, рождённые в период с 1997 по 2012 годы, по сути дела, представляют собой первое за всю историю человечества цифровое поколение. Поколение Z, в отличие от их родителей, не представляет свою жизнь без гаджетов, соцсетей и Интернета. Но речь даже не о том, что зумеры более или менее зависимы от смартфонов и планшетов, а о том, что гаджеты необратимо повлияли на особенности развития, социализации и психологии современных подростков.

Грубо говоря, если твои родители в детстве играли в войнушку с палками, то ты практически с подросткового возраста играл в ту же самую войнушку, но на своём айпаде. Уникальность этого явления воистину поражает, если задуматься о том, что поколение Z может стать первыми Homo Digital — новой ветвью в эволюции человеческого рода, однако пока что учёные окрестили их только Digital Natives — цифровыми аборигенами.

Постоянный доступ к Интернету и возможность пообщаться с друзьями в любое время привели к тому, что современные подростки перестали ценить живое общение и в некотором роде потеряли связь с реальным миром, предпочитая знакомиться с окружающей средой через экран монитора. Исследования показали, что именно представители поколения Z чаще всего подвержены депрессии и острому чувству одиночества. Как так вышло, что зумеры с тысячами подписчиков в Instagram и минимум сотней «друзей» онлайн в любое время в подавляющем большинстве случаев чувствуют себя невероятно одинокими?

Цифровая жизнь — цифровое мышление

Наличие любой информации в открытом доступе в Интернете не могло не повлиять на зетов, или, как их сейчас модно называть, центениалов. Огромное количество получаемой и обрабатываемой информации, иногда даже против твоей воли, привело к тому, что зумеры просто не в состоянии долго концентрироваться на одном пласте информации.

Учёные назвали это явление клиповым мышлением, и работает оно следующим образом: привыкшие к скроллингу соцсетей центениалы приучили свой мозг быстро распознавать и анализировать небольшие потоки данных, по типу поста в Instagram или мема во «ВКонтакте». Всё происходит очень быстро: сначала видишь картинку, если интересно, читаешь текст на картинке, а если уж совсем зацепило — читаешь текст внизу и иногда глядишь в комментарии, а потом скроллишь дальше и дальше вниз.

В ходе исследования, проведённого Сбербанком и агентством Validata в 2016 году, учёные выявили, что молодёжь практически не воспринимает массивные объёмы информации, отдавая предпочтение фрагментарным отрывкам, желательно содержащим смайлики, гифки, картинки и другой визуальный контент, и это неудивительно, учитывая, что по результатам исследования средний период концентрации внимания на одном объекте у респондентов составлял всего 8 секунд.

За подобным «залипанием» центениалы привыкли проводить большую часть свободного времени, будь то TikTok, Instagram, Telegram и любое другое сборище мемов, новостей и просто интересной информации. Нас пугали страшилками о том, что телефоны ведут к отупению и посаженным глазам, однако гаджеты привели к другому: у нас изменился способ мышления.

Хорошо это или плохо — неизвестно, с одной стороны, учитывая современные тенденции, сложно представить следующие поколения корпящими над древними фолиантами в поисках знаний, когда вся нужная информация есть на сайтах в Интернете, бери — не хочу. С другой стороны, подобный бэкап в виде мировой энциклопедии в твоём кармане не только сильно облегчает жизнь, но и заставляет задуматься: а так ли нужно всё знать и запоминать?

Если у людей отпадёт необходимость в запоминании фактов, это может привести как к отупению, так и к прогрессу. Дело в том, что возможности человеческого мозга сильно ограничены, даже если его усердно тренировать, запоминая потоки данных и отрывки из книг. Но зачем всё это делать, если можно просто загуглить необходимое и оставить свободное место у себя в голове для развития практических навыков: социального общения, психологии, ораторского мастерства — то есть всего, что попросту не умещается в словах на страницах учебника.

Жизнь мечты в пределах квартиры

Центениалы невольно изменили не только своё мышление, но и вкусы: большинство современных зумеров стремится к тому, чтобы прожить всю жизнь счастливо и ещё немножко похайпить. В Древней Греции их бы назвали гедонистами, а сейчас, наверное, дауншифтерами, в любом случае терминология здесь роли не играет. Основные приоритеты зетов расставлены на удовлетворение эстетических, духовных и социальных потребностей: они хотят путешествовать, играть, развлекаться, получать яркие эмоции, при этом оставаясь в зоне безопасности, стабильности и комфорта.

Поэтому большую часть времени зумеры со спокойной душой проводят у себя в квартире: цифровые аборигены общаются, зарабатывают и тратят онлайн, — так назови мне хоть одну причину выходить из квартиры. Они не стремятся пить алкоголь, взрослеть, заниматься сексом, у цифрового поколения совсем другие цели.

Для зумеров очень важно выделиться среди сверстников, потому что при появлении такой социальной сети как Instagram всему миру стало ясно, что сейчас ни для кого не составит труда выставить всю свою жизнь напоказ. И чем круче ты преподнесёшь свою жизнь, тем круче ты станешь, а значит, мечта №1 для большинства центениалов — пожинать плоды славы, кланяясь в сторис под аплодисменты миллионов подписчиков.

Однако существенным минусом высокой интенсивности потребления контента и частого использования гаджетов становится постоянное воздействие Всемирной паутины на психическое и эмоциональное состояние подростков: зумеры страдают от бессонницы, давящего чувства одиночества, неуверенности в своих силах, а также учёные отмечают повышенную склонность этого поколения к суицидальным мыслям.

Рождающиеся с конца 2010-х годов центениалы и следующее поколение — альфы, начинают осваивать современные гаджеты примерно с 3 лет. Возможность получать, передавать и хранить на цифровых носителях информацию практически в любом формате привела к неконтролируемому трафику данных, который ежедневно воздействует на умы юных подростков.

В процессе развития ребёнка не предусмотрен поток самой разной информации, которую многие школьники часами потребляют в социальных сетях. Это провоцирует изменения в нервной системе подрастающего поколения и развивает такие качества как: суетливость, нервозность, раздражительность и в редких случаях — гиперактивность.

Одиночество в Сети

Это бесконечное стремление быть лучше других, круче других, иметь больше лайков, больше комментариев и просмотров среди своих же, кстати, друзей, привело к появлению крайне распространённого среди центениалов синдрома «цифрового одиночества». Из-за того, что подростки сами оказались втянутыми в постоянное, порой невольное, наблюдение за жизнью своих друзей или кумиров в соцсетях, у них постоянно возникает чувство зависти или неполноценности.

Фотка твоей подруги набрала больше лайков, чем твоя, да ещё и парень, который тебе нравится, оставил смайлик с огоньком в комментариях, и вот ты уже сидишь и переживаешь за ваше совместное будущее. Цифровое одиночество, так или иначе, проникает в неокрепшие умы современных подростков, и, подобно ржавчине, разъедает уверенность в себе кислотой зависти и обиды.

Современные технологии оставили значительный след на психике центениалов: согласно данным исследований, количество подростков, встречающихся с друзьями каждый день, в 2015 году снизилось на 40% по сравнению с 2000 годом. Учёные утверждают, что это напрямую связано с уровнем депрессии: чем больше подросток использует социальные сети, и чем меньше общается в реальной жизни, тем сильнее он подвержен депрессии.

Частое использование смартфонов отразилось и на здоровье «цифровых аборигенов»: они хуже спят, сильнее подвержены депрессии, у них дефицит внимания и повышенная склонность к мыслям о самоубийстве. Несмотря на то, что зумеры проводят действительно много времени в социальных сетях и достаточно близки с родителями — это очень одинокое поколение.

Центениалам до сих пор удаётся ловко прыгать с камня на камень и совмещать нахождение в виртуальной реальности с внешним миром. Социализация представителей поколения Z проходит под знаменем активного роста популярности социальных сетей, таких как Instagram, Twitter и «Вконтакте», что позволяет им идти в ногу со временем и удовлетворять всё более и более нарастающие потребности в виртуальном общении, тогда как, например, немногие родители центениалов успевают угнаться за новыми тенденциями в Интернете и предпочитают довольствоваться «Одноклассниками».

Постепенно активные пользователи социальных сетей начали осознавать свою ошибку и перестали использовать Instagram или Twitter по назначению, то есть выкладывать свои фотографии или оставлять язвительные комментарии.

В 2020 году Global Web Index провёл соответствующее исследование, в ходе которого выяснилось, что люди всё чаще используют социальные сети не для непосредственного общения между собой, а для потребления контента: всего 33% опрошенных респондентов пользуются социальными сетями для общения и переписки по сравнению с 42% в 2017 году.

Люди стали меньше постить фото и видео, а на вопрос: «Зачем вы заходите в социальные сети?» — они чаще всего отвечали: «В поисках весёлого и развлекательного контента».

В этом же году маркетинговое и коммуникационное агентство Hill Holiday провело опрос под названием «Meet Gen Z: The Social Generation», по результатам которого выяснилось, что из 1000 опрошенных респондентов 41% испытывают тревогу, грусть и депрессию в связи с использованием Instagram, Snapchat и Facebook. Из них 34% задумывались о полном прекращении использования социальных сетей, 64% задумались о временном перерыве и 72% опрошенных респондентов считают, что социальные сети отнимают слишком много времени.

По большей части подобная реакция большинства опрошенных представителей поколения Z на социальные сети связана с избыточным потреблением контента в этих ресурсах. Кроме того, социальные сети слишком сильно завышают планку уровня жизни, которому далеко не все пользователи могут соответствовать.

Зумеры начинают испытывать дискомфорт от того, что их публикации комментируют меньше, чем публикации их знакомых, они грустят из-за небольшого количества лайков под фотографией в Instagram, чувствуют себя неполноценными из-за того, что не могут проводить время так же, как их любимый блогер, и становятся неуверенными в себе из-за того, что приходится постоянно сравнивать себя с другими пользователями.

Зерно эпохи киберпанка дало современным людям удивительные цифровые плоды, однако, подобно яблоку Адама, они могут таить в себе самые невероятные подводные камни. Кто знает, как будут мыслить наши дети, наши внуки, какие жизненные цели они себе выберут, какие преграды преодолеют на пути к самопознанию. Нам же, рождённому на стыке тысячелетий переходному звену, остаётся лишь нести крест цифрового одиночества, который мы сами взвалили себе на спину, гордо называя его предвестником технологического прогресса.