Мы уже не раз писали о том, что общественное мнение может возвысить человека или же стереть его в порошок, превратив жизнь в ад. Но всегда ли толпа права и ли стоит прислушиваться к этому большинству в любых ситуациях? Ведь заметь, мы легко соглашаемся с тем, что нравится нам, но чувствуем некий диссонанс, когда вступаем в противоречие с обществом. К тому же кто это мнение формирует? В большинстве своем это ведомые люди, которые «клюют» на лозунги и предпочитают обвинять, а не разбираться в вопросе. Мы как-то писали о том, что мнение большинства не означает то, что оно верно, а теперь нашли и научное обоснование этого вопроса.
1. Недостаточный охват слоев населения
Думаем, ты знаешь, как обычно проводятся опросы. У узкого круга людей, например, жителей города, спрашивают мнение по какому-либо вопросу, причем количество опрошенных человек редко переваливает за сотню. Они в свою очередь дают ответы, и вскоре мы видим такие заголовки: «Общественное мнение показало, что жители страны «N» голосуют за пенсионную реформу». Но никто не учел то, что опросили людей, живущих в одном регионе, хотя многие опросы должны проводиться по всей стране. Также участники могут оказаться приблизительно одного возраста, что не даст полного охвата мнений. Полноценный опрос должен включать в себя мнение абсолютно всех слоев населения из разных мест проживания и разного уровня доходов.
2. Недостаточный охват представителей
Представь, что ты слушаешь рок, когда все окружающие слушают рэпчик. Если взять именно вашу группу, то получится, что ты изгой и отклоняешься от нормы, а 98% людей предпочитает иное направление музыки, которое и считается правильным. Звучит абсурдно, не так ли? Вот, что из себя зачастую и представляет общественное мнение. Некоторые лидеры сеют в наших умах зерно мысли, которое со временем прорастает в идею, искусственно формируя мнение о чем-либо. Затем некий круг людей, объединившись, начинает навязывать мнение окружающим, которые соглашаются с их позицией.
Давай рассмотрим это чуть шире. Представь: в комнате 10 человек, 7 из которых – молодежь от 17 до 21 года, а возраст других – от 50 лет. Проводят опрос, можно ли громко слушать музыку после 23:00. Угадай, какое сформируется общественное мнение? Его формирование редко проходит стихийно, а зачастую – под влиянием множества факторов. Иначе говоря, оно может быть искусственным.3. Слабая воля опрашиваемых
Многие люди не способны выражать истинные взгляды лишь из-за того, что они могут не сходится с мнением большинства. Думаю, ты уже много слышал об экспериментах, где в комнату садят трех актеров и одного человека, который даже не догадывается о сговоре. Затем начинается опрос, где задаются элементарные вопросы, на которые актеры дают заведомо ложные ответы. В итоге многие испытуемые, идя на поводу у мнения большинства, дают аналогичный ответ, хотя сами считают иначе. То есть многие мнения формируются под давлением авторитетов и страхом быть не таким, как все.
4. Формулировка вопроса
5. Общественное мнение не учитывает все нюансы
Порой при опросе мы имеем лишь два варианта ответа: да или нет. Это приводит к тому, что ответы даются поверхностно, а люди, ведомые вспыхнувшими чувствами, не обдумывают, что говорят. Яркий пример этому – референдум о выходе Великобритании из ЕС. Изначально 52% проголосовали «за», но со временем, когда начали проявляться последствия этого выхода, многие респонденты, которые голосовали за это, пожалели о своем решении и сетовали на то, что не думали о возможных последствиях.
6. Искаженные результаты опросов
Думаю, ты понимаешь, что порой опросы проводят люди, которые заинтересованы в определенном результате. Они подбирают целевую группу, проводят опрос, а затем выдают его результаты как общественное мнение.
Как думаешь, что будет, если провести опрос, как тот или иной человек относится к абортам, но спрашивать это преимущественно у женщин с детьми? О результате несложно догадаться, ведь опрашиваемые имеют субъективные взгляды по этому вопросу. Подобрав нужных людей, проведя опрос в узком кругу, можно с легкостью сформировать любое мнение, выдав его за позицию большинства.