Герои
28 апреля, 2016

Верните Мела Гибсона на экраны!

У меня много разных страхов. Например, что утром закончится молоко для хлопьев или что кто-то отчекрыжит мне яйца.
У меня много разных страхов. Например, что утром закончится молоко для хлопьев или что кто-то отчекрыжит мне яйца.

Помните того женоподобного фаната Бритни Спирс, который рыдал в подушку и требовал оставить Бритни в покое? Так вот, сегодня мы все окажемся в роли таких же фанатов, только вместо толстого слоя макияжа, готической челки, истерики и проблем со сфинктером у нас будут бороды, скупые мужские слёзы и кумыс. И кричать мы будем: «Верните Мела в обойму! Не бил он своих жен!» Пусть это дела давно минувших дней, но после них Мел как-то исчез с радаров массовой публики, что, по нашему мнению, неправильно. Такой актёрище должен играть как можно чаще, ведь Гибсон – это не какой-то там Зак Эфрон, это что-то на уровне Гэри Олдмана. Поэтому погрузимся в его биографию, чтобы в очередной раз вспомнить, почему этот мужик так крут и почему пропитые грузчики плакали, смотря «Храброе сердце» и «Патриота». Какого черта мы вспомнили о нём только сейчас? Так а когда вспоминать о человеке, снявшем «Страсти Христовы», как не в канун Пасхи?

От зачатия до Макса

Я не считаю себя ни австралийцем, ни американцем. Я — гибрид, и я прекрасно живу с этим, потому что и Австралия, и Америка — прекрасные страны.

Для многих Мел – это воплощение мужества с истинным актёрским талантом и неподдельными эмоциями. Суровый католик-традиционалист с ультраконсервативными взглядами мог появиться только в семье католика-традиционалиста с ультраконсервативными взглядами. Было это ровно 60 лет назад в славном штате Нью-Йорк в набожной семье выходцев из Ирландии, которые по неосторожности и из-за страха перед Господом Богом наплодили 11 детей. Мел появился 5-м по счету, отчего не страдал. В 1968 Гибсоны сменили прогрессивную, пропахшую травкой и слоганами любви Америку на знойную, неизведанную и более консервативную Австралию. На то было много причин. Первая и самая главная – батя Гибсонов потерял работу и в отместку отсудил у компании 145 000 долларов за производственную травму. Вот такие они, Гибсоны, всегда своего добьются.

Во-вторых, началась Вьетнамская война, и Гибсонам не хотелось, чтобы их сыновьям всадил пулю чуть выше поясницы коварный азиат, неожиданно выпрыгнувший из землянки. А ещё набожной и почти пуританской семье было неуютно жить среди разнузданных, отпустивших Бога из своего сердца янки. А в Австралии каждый второй – ирландец, и с духовностью все было в полном порядке.

Кстати, пару слов об имени Мела, точнее, о полном имени. Фамилия у него, конечно, проста до безобразия, таких Гибсонов – половина Британии. А вот имя Мел Колумкайл Джерард Гибсон он получил в честь святых покровителей ирландских городков, в которых жила его мать.

Все его детство прошло в семейных драках со старшими и младшими братьями. Так что закалка у него что надо.

Дальше все как обычно: окончил школу, поступил в сиднейский Институт театрального искусства, изучал актерское мастерство. И дальше все, как в карьере успешного отечественного актёра: снялся в какой-то лаже ещё в годы студенчества (фильм «Летний город», 1977), работал в театре, исполняя в основном второстепенные роли, и начал ждать своего звездного часа. Ждать пришлось недолго: в 1979 году с его участием вышли сразу две картины «Тим» и то, с чем господина Гибсона ассоциируют до сих пор, – «Безумный Макс». Говорят, что на пробы «Безумного Макса» Гибсон пришел весь в синяках и ссадинах после классической драки в баре. А Джорджу Миллеру как раз нужен был парень, который сможет стать идеальным покорителем постапокалиптических пустошей. Справедливый охотник за бензином и нехорошими личностями стал культовым, а Гибсон – звездой. Но только в Австралии, потому что в Голливуде хватало Куртов Расселов, Майклов Рэдфордов и других героев. Но после выхода второй части «Безумного Макса» под названием «Воин дороги», на парня обратила свой взор огромная киномашина огромной страны. Ехать в США или не ехать – об этом он не думал. Сел в самолет, потому как поездом добираться из Австралии проблематично, и полетел навстречу своему счастью.

Голливуд, встречай!

Что делает с человеком хорошее кино? Развлекает? А может быть, учит? Или возвышает? Хорошее кино делает все это одновременно. В противном случае ты просто тратишь время перед экраном.

Первым голливудским фильмом Мела стал «Баунти» (1984), где он сыграл вместе с Энтони Хопкинсом. В фильме задействована целая плеяда актеров, которых ты хорошо знаешь: тот же Лиам Ниссон, который тоже пытался покорить Голливуд примерно в то же время; Дениэл-Дэй Льюис, который ещё не получил два своих «Оскара», и глыба, на фоне которой все они, даже Энтони Хопкинс, кажутся микробами; великий актёр, без которого не было бы современного кинематографа, Лоуренс Оливье. Даже несмотря на такой фьюжн из начинающих будущих звезд и мэтров ремесла, фильм не запомнился ничем. Мел был известен, ну примерно как тот ушастый уродец, который играл Кайло Рена в последнем эпизоде «Звездных войн». Вроде бы снимается немало, и лицо узнаваемое, а как зовут – никто не помнит. Это при том, что Гибсон уже играл в главных ролях «Галлиполи», «Год опасной жизни». Роли невыдающиеся, но для заработка подойдёт. До главной австралийской звезды – Крокодила Данди – ему было как гуськом до вершины Эвереста.

Нормальной звездой, которая покупает бессмысленные акры земли, ездит на лимузинах и обсуждается дебильными глянцевыми изданиями, он стал в 1987 году, когда вышло «Смертельное оружие». Да… Это как прикосновение прохладных губ ангела в жаркий австралийский полдень. Их дуэт с Денни Гловером, возможно, один из лучших в истории кинематографа. Все 4 части весёлых похождений опытного, ответственного и забавного черного копа с его бешеным напарником, который сперва стреляет, а уже потом задает вопросы. Сценарий мог показаться слишком банальным, драки – примитивными, но всё в совокупности, в особенности с их актёрской игрой, вызывало взрывоопасное возбуждение.

А дальше, как говорил Олег Газманов, «закружилось-понеслось». Но прежде чем коснуться «Храброго Сердца», остановимся на картине, которая особой популярностью не пользуется, что очень зря. В 1990-м Мел, уже будучи в звании одного из самых талантливых актеров поколения, сыграл не кого-нибудь, а принца Датского. Мы привыкли брать за эталон «Гамлета» Оливье или Смоктуновского, но надо признать, что «Гамлет» Гибсона вышел совсем иным: не лучше, не хуже – другим, более трагичным, но менее рефлексивным и дерганым. Знаменитая гримаса грусти Мела, которую воспели даже в «Южном парке», здесь заиграла новыми красками. Смоктуновский довел своего принца до совершенства с помощью глубочайшей эмоциональной работы. Гибсон поражал взглядом. Он не смог передать всех оттенков столь сложного персонажа, но его вольное обращение с материалом породило нового, возможно более современного и простого для восприятия принца Датского. Режиссер картины Франко Дзефирелли пытался заинтересовать аудиторию в классике, привлекая к главной роли «Безумного Макса», и отчасти ему это удалось. Фильм получился хорошим, но все привыкли к другому Гамлету. Да и, признаться честно, под боком у Мела была такая махина, как оскароносный Алан Бейтс, игравший Клавдия. Он-то и урвал все награды киноленты.

«Храброе Сердце» и режиссура

Я впервые задумался о том, чтобы стать режиссером, в 16 лет. Я хотел снять кино о викингах на старонорвежском, который тогда изучал. Глупая идея, да? Но именно поэтому я стал режиссером.

А теперь главное. После того, как в 1990-м году в финальной сцене милой приключенческой комедии «Птичка на проводе» через Мела прошло 2000 вольт натурального электричества, он решил стать режиссером. Первый фильм «Человек без лица» не имел ничего общего ни с Траволтой, ни с Кейджем, он был про другое: про нахального паренька, общающегося со странным парнем с изуродованным лицом. Фильм не получил наград, но удостоился места в пантеоне славных фильмов. До эпики и наград было далеко. До них дошла следующая картина – «Храброе сердце». История шотландского героя Уилльяма Уоллеса, борющегося с английским королем Эдвардом Длинные Ноги, его прихвостнями, получила «Оскара» за лучший фильм. Уже тогда наметилась тяга Гибсона к эпичным и неэпически длинным кинокартинам. Тщательная история шотландского народного героя была тщательно сдобрена трагичной любовной историей. Сам Уоллес, бегающий по полям Фолкирка и Стерлинга со здоровенным мечом и в грязной юбке, запомнился своей немногословностью и страшно разочарованным лицом после предательства Роберта Брюса.

Но широкий зритель запомнил лишь три момента: оголенные шотландские задницы, истыканные английскими стрелами; шотландские морды, вымазанные синей краской; обилие естественных кровища и говнища, которыми так славятся режиссерские работы Мела. Даже сегодня возле Эдинбургского замка тебя непременно встретит человек (а чаще несколько), одетый, как Мел Гибсон в этом фильме и с лицом, раскрашенным точно как у него в сцене знаменитой битвы при Стерлинге.

Режиссер Гибсон понравился многим. Все ждали новых шедевров, но конец 90-х – начало 2000-х укрепили статус Гибсона именно как актёра. Во-первых, ещё одна масштабная историческая лента «Патриот», где Мел мстит за Хита Леджера и борется за независимость Америки от ненавистных английских Красных мундиров. Как ты мог заметить, Гибсона хлебом не корми, дай изуродовать английских узурпаторов. Почему? Ответ прост: шотландские корни дают о себе знать. После «Патриота» Гибсон упрочил своё место самого крутого австралийского актёра и мужика в том числе. Через год эти лавры достанутся Расселу Кроу, блестяще сыгравшему Максимуса в «Гладиаторе». У него, в свою очередь, их отберёт Хью Джекман. Чем таким пропитан австралийский воздух? Почему в Австралии так много могучих актеров? Может, на их женщин своеобразно влияет адская жара?

В том же 2000-м Мел напомнил, что неплохо играет в комедиях и не чурается неоднозначных ролей. Фильм «Чего хотят женщины» может и снимался для женщин, но понравился и мужчинам. В голове твоей мамы, когда она смотрела этот фильм, проносилась навязчивая мысль: «Какой мужчина!», – пока ты, пуская слюни, не мог понять, зачем Уильям Уоллес депилирует ноги.

Иисус и Гибсон

Религиозное воспитание и страсть к откровенным, тщательным и масштабным историческим картинам в полной мере проявилась у него во время съемок легендарных «Страстей Христовых». История про 12 последних часов жизни Иисуса вызвала полемику похлеще, чем скандалы самого Гибсона. Столько крови не видела даже Боткинская больница. Казалось, сами небеса недовольны картиной. Больше всех досталось Иисусу, которого играл Джеймс Кэвизел. После грима его тело покрылось волдырями, его дважды били плетью, причем после второго удара ему вывихнуло кисть. Вся его морда превратилась в сплошное месиво, устав на это смотреть, Господь Бог метнул в него молнии. В него действительно попала молния, но с актёром все было в порядке. Спешим успокоить: в сценах бичевания шипастой палицей, когда Спасителю после каждого удара отрывало куски мяса, использовался грим. Надо признать, Гибсон подошёл к известной истории с особой тщательностью: весь фильм был снят на латыни и древнеарамейском языках. Из-за обилия крови и необычного языка, фильм выделился на фоне остальных. Христианскому сообществу он, надо признать, не особо понравился. Гибсона тут же обвинили в спекуляции на тему религии, обвиняли в разжигании антисемитизма, а он мямлил, что:

Это фильм о любви, надежде, вере и прощении. Он (Иисус) умер для всего человечества, пострадал за нас всех. Настало время вернуться к этому основному посланию. Мир сошёл с ума. Мы все могли бы чувствовать немного больше любви, веры, надежды и прощения.

Более того, при встрече с католиками режиссёр уточнил, что фильм снимал через его посредство Святой Дух, а он только был последователем.

Недостойное поведение

Моя самая большая слабость — это несдержанность. Но, Слава Богу, я уже не такой несдержанный, как был когда-то.

Возможно, никто и не искал бы в фильмах Гибсона антисемитских ноток, если бы сам режиссер был более сдержанным в своих высказываниях. В 2006 году Мела арестовали за вождение в нетрезвом состоянии. Не в первый раз, кстати, но какой ирландец откажется от выпивки, даже если нужно садиться за руль. Во время беседы с полицейскими он вдруг решил поделиться с офицером своей болью и обвинил евреев в разжигании всех войн, а затем спросил, не является ли он сам евреем. Конечно, Гибсон извинился за свои высказывания, но кому это интересно.

Вообще для семейки Гибсонов это вполне нормальное поведение. Его отец так и вовсе утверждал, что Второй Ватиканский собор (тот самый, который призвал церковь быть более открытой миру) «был следствием заговора евреев с масонами для контроля над церковью», а Холокост – всего лишь выдумка сионистов. А для Мела его отец – главный кумир и авторитет. Он всегда говорил, что «его отец – это его отец, а то, что кому-то не нравятся взгляды его отца, это не его проблемы». Мел так любит папу, что даже построил ему церковь. Раньше Хаттону Гибсону приходилось преодолевать 480 километров, чтобы добраться до церкви, а теперь набожный сын подсобил с церковью. По сути, это семейная церковь, потому как традиционалистов – ответвление церкви, в котором собрались противники реформ 60-х годов – не так много.

Ещё Мел не любит гомосексуалистов, о чем признался в интервью испанской газете. На него, как полагается, набросились общественность, знаменитости, слабые на передок, на что он просто сказал:

Я извинюсь, когда замёрзнет ад, они могут идти на х..й

Ну любит мужчина скандалить. Он постоянно пререкается с режиссерами, (потому и взял в руки камеру), продюсерами и даже с женой.

Последние новости

«Апокалипсис» стал четвертой по счету работой режиссера. Снятый на юкатекском языке фильм про закат империи Майя смутил меньшее количество людей, в основном индейские общины. Ну нельзя снимать такие фильмы, никого не обидев. Основной претензией было изображение индейцев, как чересчур жестоких и кровожадных личностей. Впрочем, ни один народ не желает видеть себя в негативном свете. Казахи тоже бунтовали после выхода «Бората».

Зато для съемок была потрачена уйма долларов, и львиная доля из них на то, чтобы возвести аутентичные декорации. Не любит Мел компьютерную графику. Сценография, речь, повадки – все проработано до мельчайших подробностей, однако, зрителям больше всего запомнился рецепт от бесплодия: сожрать сырые яички тапира.

Последней режиссерской работой стал фильм «По соображениям совести» про известного пацифиста и борца за мир Десмонда Досса. Впечатление на общественность фильм произвел ровно такое же, как рисовое зернышко на аллигатора. Не привык народ видеть столь простые фильмы, снятые Мелом Гибсоном.

Ещё меньшее впечатление произвела актерская работа Мела в третьей части старперских похождений под кодовым названием «Неудержимые». За роль главного антагониста он получил «Золотую малину».
Но нельзя списывать его со счетов. Ну любит он выпить, ударить жену, унизить «Богом избранный народ», и что? Да каждый второй в мире этим занимается. Есть целые страны, где это и вовсе поощряется. Гибсон просто по-есенински «Похабничал и скандалил, для того чтобы ярче гореть.» Он ещё себя покажет и как следует поскандалит, только надо дать ему время. Хороший ведь мужик, этот Мел Гибсон. Даже одобрил самого Тома Харди в роли «Макса».

Мел был на премьере фильма, и я сидел рядом с ним. Мы не видели друг друга очень долго. Мел один из тех, кто эмоционально не может лгать. Он начал посмеиваться во время фильма, и я подумал: это тот смех, который я помню! Мел продолжал хихикать и начал пихать меня в ребра… Он дал мне большую надежду, потому что он хороший актер, но что значит еще больше – он великий режиссер.
– Джордж Миллер –

Поэтому подождем, пока общество успокоится и вновь начнет показывать нам Гибсона в тех же количествах, что и 10 лет назад. Мел, мы скучаем по твоей грустной роже и кровавым фильмам. Возвращайся! В конце концов, мы верим твоим словам: «Я никого не убил».

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: