Что Есенин для культуры?

Теодор Седин
Октябрь 05, 2015
10.7k
4
Культура
в избранное


Давеча наша страна погрузилась в очередную акцию любви и обожания. Объектом восторженных возгласов стал самый хулиганистый романтик из всех, кого мать сыра земля носила – Сергей Есенин. Великий поэт, что говорить. Даже стихи Игоря Николаева не так пробирают. А если серьёзно, то великий поэт достоин гораздо большего внимания. Он ведь не просто показал нам, какими возвышенными красками можно описать вполне естественные вещи, не только показал на годы вперёд, как должна жить «рок-звезда», но сумел убедить самого последнего гопника, что лирическая поэзия может быть мужской. Кто из нас в школе, вместо «Отговорила роща золотая» не учил «Москву кабацкую»?! Кто не хотел показаться «похабником и скандалистом», будучи невинным, как пионервожатая до первой смены? Вот-вот. Но кроме всего прочего, великий бабник (сколько у него романов было, и почти все увековечены в стихах; каков подарок даме – обессмертить её имя, даже если она того не заслуживала) и гуляка делал свои стихи неимоверно музыкальными. Кто на них только музыку не накладывал. В одном только Советском Союзе чуть меньше человек, чем все. Но мы не будем приводить в пример Надежду Кадышеву и Олега Митяева.

P.S. «По-есенински» стихи поэта рассказывает только Безруков. Он вне конкуренции, и все из представленных ниже композиций можно услышать в распалённом исполнении давно считающего себя их автором артиста. Ей-богу, вживую это выглядит настолько убедительно, что становится неимоверно жутко. Мысли о переселении душ не покидают – настолько это по-настоящему.

Сыпь, гармоника


Бывает, знакомишься с девушкой, пытаешься ей показаться романтичным, обещаешь в её честь рассказать самое прелестное творение поэта. Она ждёт «Шаганэ» и «Любовь поэта», а ты ей – «Пей со мной, паршивая сука! Пей со мной!»
Довольный крик широкой русской разгульной души. Песня, которую пела вся НЭПовская Москва. Если не знать, что написал её главный крестьянский поэт, то можно вполне принять стихотворение за народное творчество. Про что оно? Про женщин, которые очень и очень огорчают. Автор, уставший водить отношения с разными интеллектуалками, не выдерживающими буйный норов поэта, отмечает:
«Мне бы лучше вот ту, сисястую,
Она глупей!»
Можно слушать в исполнении Безрукова (считай, Есенина), так гораздо ближе к оригиналу. Но не менее прекрасен вариант группы Retuses, которую мы упомянем не раз, и которая за счёт волшебной обработки даров творчества Сергея Александровича прославилась.

Москва


Единственное, что оправдывает существование группы «Монгол Шуудан», это песня про «Москву». Нет-нет, у ребят много замечательных песен, но кто их знает? А песню про Москву слышал каждый. Потому что так органично уместить фразы «Я читаю стихи проституткам И с бродягами жарю спирт» и «Старый дом мой давно ссутулился, Старый пёс мой давно издох» в музыкальную канву не смог никто. А вокал Валерия Стародеда, заунывно-крестьянский, только подчеркивает настроение, когда простой Рязанский парень клянётся в любви «этому городу вязевому». Эта песня как хорошее вино – в этом году ей 20 лет. Стихам 93 года. Но на наш скромный взгляд, это образец того, что можно сделать со стихами Великого. Лучше не было ничего.

Шаганэ


Русское стихотворение с таким ярким восточным колоритом известно если не всем, то каждому. Есенина страшно тянуло на восток, дабы изучить персидскую поэзию. Всё-таки мало что может сравниться с древним поэтическим искусством этого народа. Ну, а какой вояж «Московского озорного гуляки» да без интрижки. Вот ему и повстречалась Шаандухт Нерсесовна Тальян – очаровательная армянка из Шираза, живо интересующаяся литературой. Тонкая душа русского поэта посчитала, что будет лучше запечатлеть в веках сокращённую форму имени, нежели непривычное Шаандухт. Между ними была симпатия и дружба, ничего такого. У Есенина она вызывала чувство глубокой тоски по «Рязанским раздольям» и девушке на севере, что на неё страшно похожа.
А прослушать эту композицию лучше в исполнении вышеупомянутой банды Retuses. В их исполнении Есенина не осталось. Зато «ретузы» сумели подчеркнуть всю тоскливость положения поэта. А это ценно вдвойне. А ведь у многих сие стихотворение ассоциируется перво-наперво с песней, нежели со стихом, что вдвойне ценно.

Письмо к женщине


Ода, эталон, что называется, «тоски по бывшей». Когда Зинаида Райх, бывшая возлюбленная, бывшая горячо возлюбленная Есенина вышла замуж за знаменитого режиссера Мейерхольда, спустя некоторое время бывший любовник написал столь искреннее «покаянное» письмо, которое до сих пор считается эталоном невозможной, но искренней любви. Ну не могла она больше терпеть выходок «человека-праздника», каковым был поэт. Хотя до конца своих дней оба сохранили любовь друг к другу. Искреннюю, светлую, страстную… Но жизнь требовала определённости, которую хронический гуляка-алкоголик ей гарантировать не мог. Вот и пришлось признать, что ей будет лучше «С серьёзным взрослым мужем». Возможно, потому письмо к единственной женщине, которую он любил по-настоящему, получилось таким аккуратным, искренним и трагичным. Просто вслушайся в слова, тем более у Retuses получилось, пожалуй, впервые, не оттенить музыкой смысл слов. Немного агрессивная подача… Именно так бы пел Сергей Александрович в наши дни, будь он лидером одной из инди-рок групп.

Заметался пожар голубой


Если есть на свете стихотворение, способное в мгновение ока выветрить из головы впечатления и печально-алкогольный мажор «Москвы кабацкой», то это «Заметался пожар голубой». В оригинале оно называется не иначе как «Любовь хулигана». Написано оно было на закате короткой жизни поэта, в 1923 году, и посвящено вовсе не знаменитой Айседоре Дункан, а её сопернице – Августе Миклашевской. Была такая актриса. После неудачных гастролей по Америке и надоевшей, ни черта не понимающей Айседоры, ему захотелось чего-то родного. Вот и подвернулась милая красивая барышня, коих у поэта было, цитируя одного его товарища, «как мартышек в джунглях». Хотя с ней всё было максимально искренне. Как-никак последняя «осенняя любовь» в непозволительно короткой жизни. И всю эту глубину как всегда печальной любви передали всё те же Retuses. Пускай подборка превращается в «оду их творчеству», но если лучше них никто не перепел, чего тогда портить её нелепыми вариантами. Всё в данном произведении – от «призрачного» скрипа мехов аккордеона до робкой ритм-секции гитарных струн, нежных, но не приторных, грустных, но не драматичных – вызывает крайнюю симпатию. Как же поэзия Есенина ложится на инди-музыку! Особенно в этом маленьком шедевре, оставляющем после себя эфемерный шлейф осязаемого декаданса.

Есенин


«Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел». Вот так связываться с американскими балеринами простому русскому поэту: «Пусть целует она другого, Молодая красивая дрянь». Решительные стихи решительного человека. И как любое произведение Есенина, отлично ложатся на музыку. Хотя главная особенность есенинских стихов в том, что они все отлично вписываются в любое музыкальное направление и органично сочетаются с манерой исполнения любого автора, будь то певец Шура. Вот и славные «Кукрыниксы» взяли легендарную поэму и исполнили в привычной манере. Получилось прекрасно, как любая песня песня «Кукрыниксов». А фрагмент «Только знаешь, пошли их на хер… Не умру я, мой друг, никогда» звучит как личные впечатления господина Горшенёва.

Мне осталась одна забава…


Не думал, что когда-нибудь его имя будет упомянуто на страницах нашего журнала (хотя мы упоминали самого Малежика), но, дамы и господа, Александр Малинин! Твоя бабушка любит его за красивые романсы, а мы – за шикарное музыкальное воплощение, пожалуй, самого искреннего стихотворения поэта. Написано оно было в сложное время – в 1924 году, незадолго до смерти. Поэт, который был на грани безумия, был близок к психическому срыву и очень устал от постоянных фобий, маний преследования и алкогольной диеты, начал осмысливать своё место в жизни. И к чему пришёл? Да ни к чему хорошему. Его вовсе не волнует, что «Прокатилась дурная слава, Что похабник он и скандалист». Да плевать, ибо это правда и лишнее внимание. А вот свою миссию – соединить несоединимое – он не выполнил. «Розу белую с чёрной жабой» повенчать не суждено, остаётся только в Бога верить… да и то уже поздно. Но больше ничего не остаётся. Временный проблеск сознания отчаявшегося, сходящего с ума алкоголика-творца. И Малинин, за что ему спасибо, исполнил её ровно так, как она должна звучать: бравурно, «по-есенински», с криком и отчаянием, под прекрасную музыку. А вот его вариация песни «Я московский озорной гуляка» вызывает сомнения, ибо звучит, как вопль простуженного Пола Маккартни под сломанную ионику.
И пускай тебя не смущает то, что автор похож на байкера-Леголаса. Это была перестройка, они ловили «ветер свободы» и выпендривались, как могли.

Бонус


И напоследок то, за что ты так любишь поэта, то, благодаря чему даже самый отсталый школьник начинает мнить себя специалистом в его творчестве. «Матные» стихи – твоему вниманию. Разумеется, про любовь и расстройства, причиняемые дамами.

***
Ветер веет с юга
И луна взошла,
Что же ты, б..дюга,
Ночью не пришла?

Не пришла ты ночью,
Не явилась днем.
Думаешь, мы дрочим?
Нет! Других е.ём!

***
Не тужи, дорогой, и не ахай,
Жизнь держи, как коня, за узду,
Посылай всех и каждого на х.й,
Чтоб тебя не послали в пиз.у!

***
Мне бы женщину – белую, белую
Ну а впрочем какая разница
Я прижал бы ее с силой к дереву
И в задницу, в задницу, в задницу.