А самое трудное во всей этой статье — осознать три вещи: ты постарел, и это было очень давно; ты вышел из возраста, когда на игры можно было тратить все свое время; графика шагнула далеко вперед, и подрастающее поколение не поймет всей прелести этих шедевров.
Mortal Combat, 1992
В начале 90-х два американских парня, Эд Бун и Джон Тобиас, поиграли в «Стрит Файтер» и решили, что могут создать свой файтинг, с менее идиотским управлением и реками крови на заднем плане. Так появился Mortal Сombat, или, как говорил родной голос с VHS-кассет, «Смертельная битва». С тех пор вышло немало игр, мемов вроде «Подожди, не бей, дай я попробую прием», даже несколько фильмов по мотивам, но у всего было начало.
Сюжет до безобразия прост: злонравный пенсионер из иного мира проводит турнир между мирами. Поэтому нам предстоит раздать люлей всем участникам, четырехрукому мутанту, а потом уже самому пенсионеру. Вот такой вот незамысловатый ремейк «Выхода дракона» с Брюсом Ли, но уже в компьютерном мире.
Главное, что есть в серии, — многообразие разных фишек вроде фаталити, бруталити, бабалити, френдшип, прошибание противником потолка и прочего веселья. Возможность сжечь врага, вырвать сердце или позвоночник, оторвать буйную головушку стоит дорого и не свидетельствует о наличии у тебя садистских наклонностей. Просто МС делали максимально удобным и приятным для суровых детей 90-х, которым повезло иметь дома консоль.
GTA Vice City, 2002
Неоновый говнюк с итальянскими корнями и белоснежными, как облака над Вайс-Сити, кедами делает все то, о чем ты только смеешь мечтать. А именно: ходит по городу в гавайской рубашке; убивает всех, кто ему не нравится; кушает хобот тапира с полковником Кортесом; отжимает виллу Тони Монтана у колумбийского наркобарона и живет так, как Дон Джонсон из «Полиции Майями» и Аль Пачино из «Лица со шрамом».
Томи Версетти оказался не таким гордым и героическим, как Клод из предыдущей части. Потому что наконец-то научился приседать, дабы уворачиваться от коварных пуэрториканских пуль, говорить в катсценах и выпрыгивать из горящей машины. Наконец-то управляемый нами придурок стал более человечным, но так до конца и не перестал быть придурком.
Почему житель курортного приморского города, который 90% своей жизни клянчит свою пропащую задницу у старухи с косой, которому приходится то сбегать с кораблей, то прятаться в окруженном со всех сторон водой городе, не умеет плавать? Почему, касаясь воды, человек теряет сознание и откуда ни возьмись выскакивает надпись «Wasted»? Это болезнь, или аллергия?
Тот, кто любит эту игру, до сих пор косо смотрит на гаитян, и кубинцев, и техасских магнатов, похожих на Михаила Боярского. Столько нервов, сколько мы потратили, запихивая взрывчатку вертолетиком, мы потратили только в San Andreas, уничтожая курьеров проклятым самолетиком.
Vice City — это не просто игра, это стиль жизни, образ 80-х. Даже стартовое меню с его утробными звуками красноречиво говорит, что сейчас ты отправишься во времена «Пути Карлито». Шикарная музыка прямиком из эпохи (а не какой-то там ретровейв и лоу-фай), угловатые спорткары, люстры с вентиляторами и прически. Машины здесь едут быстро, а камера расположена так, что кажется, будто они несутся в розовую даль на сверхзвуковой скорости. Только прямо, потому что поворачивают лишь трусливые крысы. Как же хорошо зайти в клуб «Малибу» после того, как помог Кенту Полу и его глэм-роковым придуркам из группы «Love Fist».
Конечно, следующие игры были более продвинутыми, а до масштаба San Andreas и его «потраченного» стиля жизни компьютерному Майями было очень далеко. Однако те, кто прочувствовал эту игру и дал ей спокойно войти в сердце, знают, что Нико Белич — так себе, Си-Джей — хорошо, Томми Версетти лучше. А Тревор… Тревор не в счет, молодежь.
Ну и немного классики нам в паруса. Освежающей, как утренний бриз с залива. Помни, PROFESSIONALTOOLS не сделает тебя всесильным, а ASPIRINE не убережет от взрыва машины.
Gothic II, 2002
Как-то странно получилось, но в России дублированную «Готику» издали только в 2004-м году. Продвинутые граждане, конечно же, добрались до нее гораздо раньше, но в 2002-м большинство из нас только познакомилось с первой частью.
Споры о том, какая часть все-таки лучше, первая или вторая, не утихают до сих пор. Есть основания полагать, что все-таки вторая, но тут, скорее, дело вкуса и воспоминаний. Да, атмосферы брутальности и выживания стало определенно меньше, но в то же время стало меньше багов и больше логичности. Однозначно, вторая часть продолжила те старые добрые традиции, начатые первой, довела все хорошее до совершенства, чтобы просрать все в дальнейшем. Здесь все как надо: орки все еще дикие, Диего молодой и красивый, некоторые персонажи ходят мочиться, а мясные жуки все такие же вкусные.
В целом, по сравнению с первой частью мало что изменилось. Только теперь Спящего убивать не нужно, курить травы Болотного лагеря тоже, а действие происходит в небольшом, но проработанном в мельчайших деталях мире. А именно: на том же острове Хоринис, в городе Хоринис, после падения магического барьера, закрывавшего рудную долину. Главное — решить, с кем ты теперь: с наемниками, паладинами или магами огня. Ты все тот же безымянный главный герой, говорящий голосом Сергея Чонишвили. Поэтому для краткости так и будем его звать: Серега.
Несмотря на удручающую по сегодняшним меркам графику, «Готика» цепляла своей атмосферой и сложностью. Здесь не цветочки нужно было собирать, а спасать остров от драконов. Как всегда, в неприятности нас втаскивает проклятый Ксардас. Но под дивную музыку Кая Розенкранца, да еще и с таким сюжетом это делать — сплошное удовольствие. Даже 15 лет спустя. А какие здесь дивные места, а как красива Долина Рудников, а как тепло и уютно в борделе «Красный фонарь». Для некоторых рыжеволосая бестия по имени Надя стала первой любовью, пускай и виртуальной.
Но вторая «Готика» не воспринимается без аддона «Ночь ворона», добавлявшего крупный регион и лишнего геморроя. Игра становилась сложнее, прокачаться — тяжелее, но от того вкус победы был слаще, а игра затягивала.
«Корсары: Возвращение легенды», 2007
Когда-то в России умели делать чудесные игры. С минимумом багов, реалистичные, с такой атмосферой, что просто не налюбуешься. «Корсары» одним показались скучными, вторым — сложными, а третьим заменили все учебники по истории и географии.
Эдвард Тич, Диего Эспиноза, Алекс Эксквемелин — как старые друзья воспринимаются эти отважные морские волки. Именно в их личине мы грабили королевские корабли, груженные золотом, и вот досада, если наши шлюпы не могли увезти на себе весь драгоценный груз. Именно с ними мы пытались дослужиться до звания адмирала, не сгинуть в пещере под натиском скелетов и взять штурмом какую-нибудь Картахену, или Порт-Ройял.
Вспоминаешь, и вновь хочется побродить по Бермудам, нарваться на отряд разбойников, сыграть в кости в таверне, напиться с забулдыгой так, чтобы твои карманы обчистили, выполнить задания губернатора и радоваться приобретению корвета. А эти фразы вроде «Пленных не брать!», «Кошки к бою!», «Аать, дьявол!» после десятиминутного блуждания по глобальной карте бодрили лучше будильника поутру. Хуже было только нарваться на бунт, или если крысы сожрут весь драгоценный товар.
Bioshock, 2007
Легендарная антиутопия с толстым налетом ретрофутуризма и сложной драматургией. Заодно это лучшая экранизация книг Айн Рэнд и путешествий капитана Жака-Ива Кусто, которую только можно было придумать. Описать Bioshock сложно, в него надо просто сыграть. Рассказывать про плазмиды, пушки, подводный город Восторг и кровавую расправу над недобитками сложно, если не погрузиться в эту атмосферу полностью.
В первой части еще нет Софии, и уж тем более Букера с Элизабет — это все в будущих частях, которые, откровенно говоря, произвели большее впечатление. Но только потому, что есть с чем сравнивать. А так, первая часть — первопроходец с очень глубокой философской мыслью: нельзя скрыть художников и чутких натур от несовершенства мира даже под водой. Рано или поздно идеальный мирок испытает потребность в вещах, которые все портят. И, как результат, ты бегаешь по подводному городу, отстреливаешь адамозависимых, мутантов и просто грязных нищих.
Gran Tourismo, 1997
1997-й год. Мир делится на счастливчиков с Play Station, Sega и на тех, кто еще вынужден пользоваться картриджами. С выходом приставки от Sony мир немного перевернулся. Во-первых, из-за утробных звуков на заставке, а во-вторых, из-за самих игр. Можно вспомнить немало славных игр разных жанров, от «Soul Blade» до «Syphon Filther», но поговорим все-таки об автосимуляторах.
Для большинства, само собой, симулятором №1 являются игры серии NFS. Но те, кто впервые сел за баранку именно «Gran Tourismo», считают ее своей первой любовью. Сперва нужно выбрать трассу, затем машину из реально существующих, а уж затем и отправиться в гонку. Просто гонку, без спецэффектов и взрывов, зато под хорошую музыку. Можно было, правда, строить свою карьеру, покупать подержаную «хонду» и с вожделением смотреть на Aston Martin. Но зато физика управления у каждой машины была своя, а пейзажи вокруг достаточно живописны. Разгадать алгоритм победы на трассе было несложно, но учитывая цену на диск и отсутствие альтернатив тех времен, ее заигрывали до дыр. Даже группа Cardigans, которая назвала в честь игры свой самый успешный альбом.
Mafia, 2002
Кстати, продолжая тему машин. Сколько же нервов, черт подери, было потрачено на проклятую миссию с гонкой. Это был самый неуправляемый боллид в истории игростроя. Вся Чехия, а по старой памяти и Словакия, были прокляты, когда ты в 95-й раз пытался не разбиться на повороте. Впрочем, оно того стоило. Самая кинематографичная игра в истории с потрясающим сюжетом и туговатой механикой заставляла закрыть глаза на недостатки. Времена Сухого закона в городе Потерянного Рая воссозданы дотошно, а разговоры, сценки, «левые» события, детали интерьера и прочее очень способствуют погружению в игру. А ведь ее делали чехи.
Первая «Мафия» была аккуратной и интеллигентной относительно ее самого младшего брата. Никаких бесчинств, все в духе времени. Наверное, поэтому так приятно возвращаться в Лост Хэвен и так грустно наблюдать за смертью Томми Анджелло.
Tomb Raider II, 1997
Обладательница длиннющей косы, эксперт во всех сферах народного хозяйства, спортивный интеллектуал, популяризатор коротких шорт и просто приятная девчонка из приличной семьи Лара Крофт полностью раскрылась только во второй части. Хотя ее груди по-прежнему остры, как вершина пирамиды, а графика напоминает детский рисунок гуашью, прыгать по сырым китайским пещерам и нырять в венецианские каналы было интересно.
Что такого было в Tomb Raider II? Сложность, головоломки? Мод Nude Raider? Сложно сказать, наверное, дьявол кроется в мелочах, начиная с головоломок и заканчивая Бетховеном в родовом поместье. В любом случае, погоня за торчащим из пуза ножом была увлекательной.
Столько же годиков исполнилось первой игре из вселенной «Ведьмака». Те, кто не читал Сапковского и даже не видел отвратительный польский фильм, наконец-то узнали, кто такие охотники за чудовищами, почему «пердеж краснолюда» — обиднейшее из ругательств и как выглядит фэнтези-вселенная, где главные герои пьют и запутываются в своих половых отношениях. Игра была дивной, начиная с атмосферы старой грязной Вызимы и заканчивая сюжетом. Боевая система, правда, раздражала, но к ней быстро привыкаешь. А проблема выбора стороны до сих пор не дает спать спокойно по ночам. А правильно ли я сделал, что поддержал Скоя’таэлей? «Ведьмак» — шедевр, но его полностью затмила третья часть.
Кстати, у Карабаса Барабаса и Джаббы Хатта игровой индустрии, Гейба Ньюэлла, тоже праздник. Его Portal тоже отмечает первый большой юбилей. Мудрая и хитрая игра, полностью раскрывшая тему порталов и показавшая, как сделать решение головоломок увлекательным. Главное — сдержать свою ненависть к GLaDOS и удивление от того, что игра слишком короткая. Но Orange Box требует жертв, а самое обидное, что еще одну игру оранжевой коллекции, «Half Life 2», портальные игрища не переплюнули.
А еще первый Fallout, в который сейчас можно играть только по старой памяти, Age of Empires — хороший, но не дотягивающий до второй части, Postal и многие-многие другие родные сердцу имена. Поздравляем, и чтите традиции своих предков. Пожалуйста.
Комментарии
(4)Fallout вышел в 1997 году.
Не MC, а MK (MORTAL KOMBAT), если уж говорите о традициях!)
Fallout (1997), Mass Effect (2007), Morrowind (2002) — как можно было не упомянуть про них?(
А, фолыч увидел, в конце самом