Образ жизни

Почему
наше поколение напоминает хиппи?

  • 12403
  • 20
  • Джеймс Боливар ди Гриз
brodude.ru_14.02.2014_fkN3HHvhzJbfu

К сожалению, я не люблю хиппи. Почти как Картман. В далекие студенческие годы я тусовался с современными хиппи и околохиппи. Прямо скажу, что вместо ожидаемых свободных личностей я увидел людей, которые, бунтуя против своего традиционного воспитания и консерватизма, не стали свободными, а просто инвертировали традиционную мораль и правила задом наперед. Любовь к эзотерике, извращенное восприятие буддизма, странное поведение и очень доступные стремные женщины, которые буквально запрыгивали на меня, окончательно оттолкнули меня от неформального движения. Впрочем, традиционным хиппи из фильмов "Волосы" и "Форрест Гамп" я симпатизирую, потому что они хоть как-то пытались бороться против войны, консерватизма и дискриминации. Успешно ли? Я так не думаю, если честно. Большинство из них спилось, обкололось, деградировало, стало обычными людьми и кануло в Лету. Возможно, именно по этой причине я так трепетно люблю фильм "Беспечный ездок", в котором показали, что эти самые хиппи на самом деле жалкие,не имеющие ничего общего со свободой и даже рис растить не умеющие говномечтатели. По крайней мере, в фильме я увидел именно это. А вот главные герои действительно свободные в душе парни. Респект им!

Впрочем, мне кажется, что параллель можно провести между самыми разными событиями. Иногда получается весьма удачно, а иногда как-то не очень. Главное - постараться. Так вот, почему наше время чем-то напоминает 60-е годы и эпоху хиппи?

1. Попытка вырваться из цепей традиционной морали

Есть определенная группа людей, которым не нравится вмешательство в их жизнь цепких лап традиционной морали со всей ее духовностью, квасным патриотизмом, нелюбовью к геям, православием, желанием закрепостить женщин и давлением, которое принуждает нас делать то, чего нам не хочется. Огромное число людей в нашей стране относится к этому как к нормальной практике, потому что у нас больно развито авторитарное мышление - боязнь и странная любовь к власти, которые смешиваются с колоссальным презрением к любому, кто кажется нам неудачником по самым разным, часто абсолютно нелепым причинам. Такое давление логично вызывает молодежный протест: молодым людям не нравится отчаянный контроль. Причем недовольны этим не обязательно хипстеры: на свете есть достаточно много людей, которым не нужно носить специфическую одежду, чтобы быть категорически против принуждения к другой жизни. Мы попробовали светскости, свободного интернета, задумались о какой-никакой терпимости, поэтому мы не хотим возвращаться в старый загон. В этом мы немного похожи на хиппи и им сочувствующих, которые тоже боролись против консервативного американского общества. Одним можно всё, таким как реднеки из "Беспечного ездока", которые избили непохожих на них путешественников. Сейчас тоже есть люди, которым можно громить больницы, ругаться и делать разные неприятные вещи, потому что они лояльны к власти и придерживаются безопасных и поощряемых традиционных взглядов на жизнь.

Хиппи, определенно, сыграли роль в становлении западного общества - такого, каким мы знаем его сейчас. Можно ли сказать, что их борьба увенчалась успехом? В каком-то смысле да. По крайней мере, за океаном общество стало более терпимым. Будет ли оно таким у нас? Не знаю.

2. Попытка избавиться от ответственности

Общие дети в коммунах хиппи, общие женщины и общие мужчины. В наше время тоже появляется некий фрилав, свободные отношения и всякие "Никто никому ничего не должен". Нельзя сказать, что это роднит нас с эпохой хиппи - мы просто хотим стать независимыми. С одной стороны, это ответ на традиционную мораль, с другой - некая инфантильность поколения. В определенном смысле мы похожи на хиппи: они пытались найти замену традиционной семье с легальным сексом только после свадьбы, как в дурацких социальных рекламах начала пятидесятых. Кто бы что ни говорил, но поколение хиппи было безответственным и не хотело смотреть вперед, понимать, что идиллия "Make love not war" не могла длиться долго - она и появиться вряд ли могла.

3. У них хиппи, у нас хипстеры

Хипстеры - прямые потомки хиппи. Правда, они всё же ближе к битникам. Во всем своем многообразии хипстеры как понятие растянулись, обхватив и бородатых чуваков, и дрищей со взором горящим. Даже далекие от эталонов хипстеров простые студенты из платных экономических институтов напялили узкие джинсы и продырявили уши "туннелями". Хипстеры родились тоже в знак протеста, смешали множество ошметков разных культур и социальных явлений, увлеклись йогой и велосипедами, поддались модным веяниям и, если совершенно абстрагироваться, по образу мысли напоминают хиппи. Ругают власть, любят всё альтернативное, эзотерикой балуются (вернее, тем, как они ее понимают), пытаются перевести в разряд элиты весьма слабые по идеям и содержанию книжки, которые успешно проигрывают старой социальной и психологической фантастике по такому понятию, как "месседж". А всё это совершенно логично выросло у хиппи из тихой жизни, бэби-бума после Второй мировой и желания протестовать против окружающей злой действительности и в 80-90 годы в России во время такого же бэби-бума. На самом деле, вполне похвально и снова напоминает хиппи.

4. Попытка создать альтернативную культуру

Надоела старая культура? Неожиданно оказалось, что многие бриллианты мировой литературы ни в чем не уступают русской классике и даже превосходят ее? С активным появлением на книжных рынках страны всяких Буковски, Уэлша, Паланика, Хантера Томпсона и прочих деятелей западной литературы у кого-то прилично порвался шаблон от осознания того факта, что в литературе можно-таки ругаться матом и употреблять вещества. Эта любовь к книжкам в оранжевых обложках продолжается уже достаточно долго и всё еще не набила оскомину. Твой покорнейший слуга никогда не разбирался в музыке так, чтобы точно определить, играет ли инди-трэш-метал или хард-инди-кор. И я этому несказанно рад, несмотря даже на то, что не кичусь тем, что могу отличить JRPG от CRPG!

Постоянно рождаются новые жанры, из тьмы веков вытаскиваются местечковые писатели, чьи произведения отчаянно расхваливаются, потому что в них есть едва уловимая претензия на интеллектуальность и философию. То, что есть достаточно много писателей, которые куда больше заслуживают внимания, никого не волнует, если это без протеста, зауми и принадлежит к жанру фантастика "что-то там". Хотя Энтони Берджесс вполне себе фантастика, но ему тоже обязательно дадут какое-нибудь не фантастическое название. Пусть это будет аллегорический манифест, направленный против бездушной машины постиндустриальной эры, усугубленный фобиями и маниями маленького человека-бродяжки, мечущегося между галлюциногенным калейдоскопом неоновых вывесок и пасторальным симулякром всепроникающего взора личной совести, умело маскируемый автором под порождение рук человеческих... А вовсе не эти ваши задротские бластеры с марсианами.
Слово "мейнстрим" - это уже мейнстрим, поэтому ничего говорить не буду. Альтернативная музыка, фильмы, культура, игры, интересы - пусть это не совсем контркультура, но точно не школьная программа. Что-то снова напоминает?

5. Схожие герои и явления

В их время жил и умер Мартин Лютер Кинг, у нас - Нельсон Мандела. Оба сомнительные личности, но это ничто для любителя проводить параллели. У них был Ингмар Бергман, у нас есть Вуди Аллен. У них были The Beatles, у нас есть половина The Beatles. У них был Шон Коннери, у нас есть Дэниел Крейг. У них был "Бэтмен", у нас есть "Темный рыцарь". У них был твист, у нас - тверкинг. Как-то так.