Проще говоря, во всём мире никто, кроме нас, не знаком с «Денди» или «Сюбором», но все готовы снять шляпу и почтительно поклониться Nintendo Entertainment System и Famicom (это названия одной и той же игровой системы, но из разных регионов).
1. Иисус, спасший Colour Dreams от Nintendo
После краха игровой индустрии в 1983 году рынок стал вырабатывать новые правила. Правившие бал в те годы Nintendo и Sega внедрили систему лицензирования игр, стараясь не допускать появления откровенно низкосортных подделок. Nintendo даже пошла дальше и вообще ограничила количество выпускаемых ежегодно игр для каждой студии: сначала речь шла всего о пяти тайтлах, позже некоторым студиям разрешили делать по семь игр.
Во второй половине 80-х существовала студия Colour Dreams, выпускавшая низкокачественные игры, продавая их без всяких лицензий. Юристы Nintendo пригрозили ретейлерам судебными исками, если они продолжат сотрудничество с пиратами, и абсолютное большинство продавцов убрали с прилавков продукцию от «Дримс». Тогда студия переименовалась в Wisdom Tree («Древо мудрости»), переключилась на разработку игр библейской тематики и стала продавать картриджи в христианских магазинах. Прямо рядом с Библиями, иконами и прочей атрибутикой. Nintendo не рискнула судиться с такими ретейлерами.
Neo-Geo: приставка, которую не мог получить простой школьник
2. Корпорация зла, использующая труд заключённых
Game Boy — самая успешная портативная консоль в истории: количество проданных изделий стремится к 120 миллионам, и, конечно, речь идёт только об официальных продажах. Эта приставка уже продавалась в России, но стоила нереальных денег (по сравнению с той же «Денди»). К тому же было непросто найти картриджи для этого лучшего друга детей — примерно так Nintendo позиционировали Game Boy (да и себя в целом).
Однако в начале 90-х произошёл скандал, нанёсший серьёзный репутационный удар по корпорации. Выяснилось, что для производства Game Boy привлекался практически бесплатный и, естественно, подневольный труд заключённых в США. Это позволило Nintendo сократить стоимость производства консолей и захватить большую часть рынка. Впрочем, махать кулаками было уже поздно: победителей не судят.
3. Старейшая компания в игровой индустрии
Nintendo или Dendy навсегда останутся символом 90-х для нас, бесконечным источником тёплой ностальгии, частичкой уже весьма отдалённого прошлого. Однако история игрового гиганта началась намного раньше, ещё в XIX веке.
Как и большинство технологичных гигантов, Nintendo появилась в Киото; датой рождения считают 23 сентября 1889 года. Конечно, тогда ещё никаких игровых приставок не было (в общем-то, электричество в домах оставалось большой редкостью). Первым проданным товаром стали нарисованные вручную игральные карты. Долгое время компания носила имя Nintendo Playing Card и специализировалась на производстве детских игрушек.
Время первых: крах игровой индустрии 1983 года
4. Изобретение классического D-pad
Джойстик есть дома? А если найдём? Даже если нет, ты наверняка держал его в руках и, вероятно, не один, а несколько от разных консолей. Может быть, сеговский или от Xbox; возможно, Dualshock или классический от «Денди». Каждая консоль имеет свой контроллер, но у всех есть общая черта — крестовина.
Сейчас эти кнопки-стрелочки кажутся естественным элементом, без которого никак не обойтись. Тем не менее именно D-pad стал прорывом в своё время, задав всеобщий стандарт удобства в управлении. До того контроллеры были именно джойстиками, с рычагом и парой кнопок, будто штурвал самолёта. После появления NES с новыми контроллерами игровой мир навсегда изменился: абсолютно все производители консолей скопировали эту систему управления. Конечно же, по традиции Nintendo пригрозила судами, но конкуренты просто немного меняли форму кнопок, их цвет и материал. Запатентовать конкретное расположение кнопок оказалось невозможно — стало быть, и судиться бессмысленно.
5. Причастность к созданию PlayStation
Возможно, без предательства Nintendo никакая Sony PlayStation никогда бы не появилась. Эта история началась в 1991-м — тогда Sega активно отжимала игровой рынок, выпуская технологичные дополнения для флагманской Genesis. Одним из таких аддонов стал CD-привод, позволявший пихать в игры настоящую музыку, много кат-сцен и просто увеличивающий доступный разработчикам объём с 6 до 700 мегабайт.
Руководство Nintendo ощущало угрозу и не желало отставать, поэтому они обратились к Sony для разработки своего CD-привода. Вскоре Sega-CD провалилась, а Nintendo, опасаясь такого же результата, расторгла сделку с Sony. Ситуация сложилась неприятная, ведь компания уже выделила мощности, людей и даже склады под производство приводов, а тут такой удар в спину. Узнав о произошедшем, основатель Sony Corporation Акио Морита пригласил на беседу председателя совета директоров. Пообещав необходимое финансирование, Акио попросил «показать им, чего стоит предательство». Так и появилась PlayStation, отобравшая у Nintendo значительную часть рынка.
6. Запас прочности на десятки лет
Капитализация Nintendo почти достигла отметки в 80 миллиардов долларов, а судя по информации из журнала Nintendo UK, на банковских счетах корпорации лежит ещё около десяти миллиардов. Эти средства гарантируют, что Nintendo не повторит путь Sega и не сойдёт с арены в результате нескольких неудачных лет.
Даже при ежегодных убытках в 500 миллионов долларов подушки безопасности хватит на двадцать лет. И это без учёта возможных продаж собственных игровых франшиз (представь, сколько стоит Mario или Zelda), патентов и прочей интеллектуальной собственности. Можно с уверенностью сказать: Nintendo — это надолго.
7. Порно с Марио
Марио ведь водопроводчик, а это идеальный персонаж для порнографических фильмов. В 1993-м вышли две такие картины; оригинальное название — Super Hornio Brothers. Студия-производитель Midnight Video не имела никаких лицензий на персонажей и потому немного изменила имена, внешний вид и не включила в свои картины черепах с драконом. Однако самый известный водопроводчик моментально угадывался на экране, и это сильно раздражало боссов Nintendo.
Судебные иски снова ничего не дали: у порноверсии Марио были изменены цвета одежды, с его бейсболки исчез логотип — в общем, было не докопаться. Тогда Nintendo просто выкупила права на фильм в надежде ограничить его распространение. Таким образом, совершенно официально Nintendo имеет лицензию на два порнофильма.