Герои
02 июля, 2013

Нельсон Мандела - интеллигентный борец за свободу


Сейчас почти на наших глазах умирает легенда нашего времени, Нельсон Мандела. И хотя изначально мы зареклись писать о политике, в случае Нельсона мы изменили своим принципам. Мы решили, будет уместно написать о нем при его жизни, чтобы люди, которые не знают эту личность, понимали, что от нас уходит фигура, равная по значимости Эрносто Че Геваре или Фиделю Кастро.

Этого человека при рождении звали Ролихлахла, что на местном диалекте означало «срывающий ветки дерева». У его отца было четыре жены, а детей было 12. Но когда наш герой пошел в школу, ему дали европейское имя, чтобы было удобно к нему обращаться. Никто тогда даже не подозревал, что «проказник, трясущий деревья» станет Нельсоном Манделой — первым чернокожим президентом ЮАР и человеком, который провел в тюрьме за свои убеждения без малого 27 лет.

До определенного момента Нельсон был самым обыкновенным представителем младшей правящей ветви одной народности ЮАР, о которых обычному человеку почти ничего не известно. Он бегал по деревне, учился в школе, учился в колледже и поступил в университет, потому что ему позволял статус. Первым его настоящим бунтом было… нежелание жениться. Парень уехал в Йоханнесбург, где устроился работать сторожем в шахтах, но его быстро нашли и потребовали явиться домой. Тогда, договорившись со своим опекуном, Нельсон возвращается домой, где продолжает спокойно учиться дальше.

Но бунтарская натура снова проявляется в нашем герое, и он начинает активно ходить на митинги протеста, начиная от протеста по поводу повышения цен на проезд в автобусе и заканчивая протестами против притеснения коренных жителей ЮАР. А все потому, что тогда было реально хреново. Самое важное, против чего боролся Нельсон — политика апартеида, согласно которой некоторые народности насильно загонялись в резервации. Также черное население притеснялось белыми африканцами, создавались сферы жизни, в которых коренным жителям не было и не могло быть места, запрещались браки и сексуальные контакты с представителями других рас, были места для «белых» и для «черных», для последних все было значительно хуже. Разумеется, ни Нельсону, ни его соратникам это не нравилось. Чуваки бунтовали не на жизнь, а на смерть, но пока, следуя советам безмерно уважаемого Ганди, Нельсон не желал немирных столкновений.

5 декабря 1956 года Нельсона и его соратников взяли под стражу, им предъявили обвинения в государственной измене и принадлежности к коммунистической партии (а это было очень и очень плохо для европейцев). Но на этот раз все закончилось хорошо: Нельсона и его друзей оправдали. Был ли Мандела коммунистом на самом деле? Да, чувак, как выяснилось спустя много и много лет, был.

Мирные методы решения проблем никогда не помогают, чувак, что не удивительно: государство быстро привыкает к акциям протеста, а позже отмахивается от митингующих, как от настырных мух. Пока не случился расстрел мирной демонстрации рабочих, который в будущем вошел в историю как «Расстрел в Шарпевиле», Мандела и помыслить не мог о насилии. Нельсон после этого «кровавого ЮАР-воскресенья» понял, что «хватит это терпеть», и создал вместе с чуваком, имеющим богатый опыт ведения войн, Вулфи Кадешом, военное крыло Африканского национального конгресса. На деньги, привлеченные с запада (а, быть может, Нельсон не такой уж и герой?), чуваки решили взрывать паспортные столы, памятники и прочие ништяки, стараясь, чтобы никто не пострадал. Довольно скоро борьба Манделы превратилась в полномасштабную партизанскую войну с правительством. Сам Мандела стал персоной нон-грата во многих европейских странах. Этот запрет, что забавно, сняли аж в 2008 году.

Камера Нельсона

Но не все было так хорошо, как могло быть. ЦРУ помогло правительству ЮАР в поиске Манделы, который до этого успешно скрывался в подполье почти 17 месяцев. В первый раз его приговорили к 5 годам заключения. Годом позже в руки режиму попали и остальные лидеры АНК, которых за компанию с Нельсоном обвинили в государственной измене. Также им припомнили и взрывы различных заводов и электростанций. Сам Мандела сказал свои последние слова на процессе: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства „белых”, так и против господства „чернокожих“. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть». Умереть не вышло: практически всех лидеров АНК приговорили к пожизненному лишению свободы.

18 лет проведет Мандела в тюрьме в живописном месте с красноречивым названием «Мыс Доброй Надежды», где будет учиться терпению и мудрости, и будет искренне любить работу с мусором, надеясь найти среди объедков и всякой дряни кусочки газет, которые будет заботливо собирать, отмывать и читать по вечерам в своей одиночной камере. К Манделе и его друзьям в тюрьме относились хуже всех. Ему позволяли писать одно письмо раз в полгода, ответы на письма задерживались и были практически нечитаемы из-за действий цензуры. Кормили бунтовщиков тоже хуже всех: еда была дрянная, да и было ее откровенно мало. Мандела учился заочно в Лондонском университете (ничего себе!) и подрабатывал на известняковом карьере. Параллельно Нельсон и его борьба были удостоены исключительного внимания со стороны мирового движения за права человека. Манделе не раз предлагали выйти из тюрьмы в обмен на прекращение бунтарской деятельности, но чувак отказывался, резонно добавляя, что «Узник не может заключать договоры». После 18 лет Нельсона перевели в другую тюрьму с более цивилизованными порядками, где ему наконец разрешили общаться с соратниками.

Впрочем, все хорошо, что хорошо кончается. В 1990 году Нельсону наконец разрешили выйти на свободу, за этим событием наблюдал весь мир. Это была настоящая слава, как у рок-звезды! Люди любят бунтарей. Теперь Мандела может действовать открыто. Ситуация в стране накалялась и была напряженной, но это еще полбеды: лидера АНК Криса Хани застрелили. Все было откровенно хреново, но Мандела, научившийся за 27 лет смирению и спокойствию, выступил по телевидению, где сообщил, чтобы население не теряло самообладания. И его репутация повлияла на ситуацию в стране: в 1994 году в ЮАР прошли первые демократичные выборы. И кто победил? Разумеется, Мандела с 62 демократичными процентами голосов, а вы говорите 146…

Мандела ведет себя как нормальный президент. Он строит множество клиник, обеспечивает жителям доступ к воде, реконструирует в стране образование (теперь оно обязательно для всех негритянских детей вне зависимости от пола) и дает людям надежду. После ухода в отставку Нельсон становится чуть ли не символом интеллигентного сопротивления и борьбы против СПИДа. Это довольно интересный человек с горячим сердцем и острым языком. «Вчера меня звали террористом, а когда я вышел из тюрьмы, многие люди, включая врагов, признали меня. Так я обычно говорю тем, кто рассказывает, что люди, борющиеся за независимость в их странах — террористы. Вот что я скажу: кто и кого обвиняет в терроризме, зависит от того, чья сторона побеждает». Любопытная цитата.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: