Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Когда слишком много на себя взял

Вопрос

Привет, редакция! Меня зовут Андрей — давний ваш читатель! Очень импонирует ваш жесткий и прямолинейный стиль — всегда приятно, когда есть кто-то, кто скажет тебе всё в лицо честно и прямо. Спасибо вам за честность по отношению к читателям! Сегодня этого осталось очень мало, но от этого это стало еще ценнее.

Теперь перейду к вопросу! Скажу сразу, что не планирую вам жаловаться о своей убогой и бессмысленной жизни. Ну, может, самую малость :D Только готовьтесь! Это будет долгое чтиво :D

Хоть у меня и есть определенные проблемы с девушками, и порой я чувствую себя довольно одиноким, меня это не сильно парит (парит, но не так чтоб прям ОЧЕНЬ): мне 22 года, я работаю на двух работах, играю в футбол, хожу на рок-концерты, читаю много профессиональной литературы по профилям своих работ, часто путешествую за рубеж, активно учу немецкий язык, так как в относительно обозримом будущем планирую переезд в Германию. Вот еще бы заставить свою ленивую задницу ходить в зал — был бы не человек, а полубог) В общем, особо времени рефлексировать нет) Но не в этом суть!

Как я сказал выше, я работаю на двух работах: одна основная (маркетологом в «трубной» компании), вторая — мой личный сольный проект. Если в двух словах — я работаю над созданием художественного фильма про одну известную британскую рок-группу 90-х.

В процессе работы я столкнулся с такой проблемой: у меня не получается сформировать команду. Был, например, приятель, который еще на самом-самом раннем этапе помогал мне писать сценарий. И неплохо помогал, надо добавить — у чувака хорошее чувство юмора, да и с воображением нет проблем. И интерес у нас к данной группе общий имелся. Но стоило мне только проталкивать инициативу переходить от «умных» посиделок в кофейнях к более активным фазам работы, так он сразу начинал сливаться со словами, что ему это не интересно, что он в это не верит, что у него много дел, а сам, в свою очередь, не работает, пары в универе постоянно проё***** (ну вы поняли), сидит дома, гамает в игры, заказывает себе суши и пиццу за мамкины деньги и смотрит аниме. Что еще забавнее — периодически смотрит фильмы Бертолуччи и Феллини :D Типа интеллектуал)

Были и другие ситуации — когда к работе присоединялись другие мои знакомые, но свои обязанности они выполняли тяп-ляп. И когда я просил их переделать и сделать нормально (просил, как правило, в уважительной форме и без грубых наездов), они включали обиженных и начинали гнать понты из серии: «Какого хрена ты мне приказываешь? Ты не мой начальник!». Хотя предварительно мы проговаривали, что я лидер проекта, и всем рулить буду я.

Бывали случаи, когда люди поддерживали мою идею, все такие на энтузиазме загорались («О, крутая идея! Супер-проект! Очень интересно!»), вписывались в проект, а потом, когда доходило до реальных действий, тупо сдувались, потому что не выдерживали работу в моем ритме. Зачастую бывало так, что я ставил перед людьми сроки выполнения задачи, а они просто клали на них. А я же, в свою очередь, в плане назначения сроков поступаю всегда довольно демократично и учитываю, что у людей есть еще учеба, работа, личная жизнь, в конце концов. То есть это не происходит так, что я требую от людей за 3 дня написать мне 150-страничный сценарий (или что-то в этом духе), а потом вытряхиваю из них душу. Нет, я даю адекватные сроки, даже с запасом. Но при этом я даю понять людям, что: «Чуваки, нам нужно иметь какие-то более или менее внятные сроки выполнения отдельно взятых задач, иначе мы никогда не сдвинемся с места. Поэтому вот у вас есть сроки. Времени я вам дал вполне достаточно. Распределяйте свое время. Делайте каждый день по чуть-чуть или делайте всё в последний день. Мне это не важно. Но всё должно быть в сроки!». Но народ просто не выдерживает такую работу и сдувается. Потому что для того, чтобы реализовать проект подобного масштаба, нужно уделять этому каждый день хотя бы по 2-3 часа. Вот я прихожу в 7-8 часов вечера домой после основной работы, я открываю лэптоп и сажусь работать, часов до 10-11. Иногда и позднее. А еще хочется и посмотреть что-нибудь или почитать. Отдохнуть, короче. И ложусь в итоге часа в 2 ночи. А утром вставать на работу в 7:15. И так каждый день. А люди так не хотят. Лучше сесть посмотреть аниме или поиграть в «Доту». Или во что там играют сейчас…
Сейчас вот у меня в очередной раз появился новый напарник, которого хватило на месяц плотной работы. Начались отговорки, что: «У меня учеба… Пятое-десятое». Я предложил ему альтернативу: предложил ему заниматься продвижением нашего проекта в соцсетях, что освобождает его от более сложных задач и также освобождает мое время для более сложных и не менее важных задач. Он согласился. В итоге уже неделю он не может оформить профиль проекта в Инстаграме и начать наполнять его контентом. На мои сообщения «Почему Инст до сих пор пустеет?» он уже просто положил.

Не хотят утруждаться и делать что-то сверх. Не хотят жертвовать своим комфортом и отдыхом. И при этом все мнят себя экспертами и требуют платить им деньги, хотя сами еще ничего не умеют: многие даже не закончили универы, профильного образования не имеют, диплома (чтобы козырять им) нету, но разбираются худо-бедно в каком-то одном предмете и уже мнят себя профи. Одно дело, когда я плачу своим актерам, которые являются экс-студентами школы-студии МХАТ и дипломированными специалистами, не обделенными, кстати говоря, талантом. Но когда просто способные ребята, не имеющие за плечами ничего, начинают гнать понты… я этого не понимаю. Да у молодых ребят должны загораться глаза от одной мысли, что есть возможность сделать что-то, чего еще никто не делал! И это не просто слова — мой проект и вправду уникален. А они ведут себя вот так: «Либо плати деньги, либо я буду дальше сидеть смотреть аниме». Про аниме я, конечно, утрирую. Но я поражаюсь такой наглости и лености.

(Так и работаю один. И худо-бедно дошел уже до этапа съемок трех сцен для тизера и трейлера).

К чему все эти жалобы и нытье? Буквально на прошлой неделе я начал ощущать, что у меня тупо садятся батарейки и нет сил: ни физических, ни эмоциональных. У меня столько задач!

1) написание самых различных форм сценариев (начиная от классического диалогового сценария и заканчивая режиссерским сценарием, синопсисами, раскадровками и прочим);
2) периодическая корректировка и дополнение написанного;
3) поиск актеров (большую часть нашел);
4) репетиции с ними;
5) поиск локаций для съемок;
6) поиск гримерных студий (уже нашел);
7) поиск прочего реквизита: музыкальных инструментов, одежды, других каких-то стилизованных штук. Я настолько заморочился, что хочу, чтобы даже пивные бутылки были стилизованы под те, что были в Англии в 90-х. Чтобы были те же марки сигарет, которые курили музыканты, а их в России нет;
8) изучение профильной литературы, ибо в специальном заведении я не учился (жизнь так сложилась в свое время), и приходится всё это восполнять;
9) поиск ФИНАНСИРОВАНИЯ, бл*ть, что вообще отдельная тема;
10) продвижение проекта, что тоже отдельная тема для меня, ибо я всегда был довольно холоден к соцсетям, продвижению своего контента и ко всей этой теме. И кроме того, что тут огромный объем работы, так мне еще приходится в полном объеме в это вникать.

И много чего другого.

И всё это я делаю ОДИН! И я начал ощущать нехватку сил. Я тупо начал физически выдыхаться, я уже устал спать по 5 часов в день на протяжении нескольких месяцев. Более того, начала возникать нехватка эмоциональных сил. Как будто бы перегорел и куда-то пропала мотивация «сделать самый крутой дебютный фильм». Последнюю неделю я практически ничего не делаю (так, малость пописываю сценарий). Конечно, может быть, это и неплохо, и надо иногда делать паузы и давать себе передышку. Но возникло два вопроса, которые не дают мне покоя и очень настораживают меня в плане перспектив проекта.

1. Как привлекать единомышленников? И как их удержать? Как сделать так, чтобы загоревшись идеей, они не перегорали спустя месяц-два? Может, я что-то не так делаю? Может, я плохой руководитель? Может, я не умею убеждать и заряжать свои энтузиазмом? Как организовывать дальнейшую работу?
2. Как мне сейчас (В ДАННУЮ СЕКУНДУ) мотивировать себя идти дальше и продолжать работу? Потому что, если честно, вот прямо сейчас, в эту минуту, пока я пишу вам вопрос, я чувствую абсолютную эмоциональную и физическую опустошенность. Конечно же, я люблю свой проект: мне нравится то, что я делаю, мне нравится то, что уже мало-помалу получается, я нахожу ту историю, которую хочу экранизировать, невероятно кинематографичной и красивой, и я вижу потенциал у этой истории. Но в такие минуты, как сейчас, когда понимаешь, что АБСОЛЮТНО НИКТО НЕ ВЕРИТ ни в тебя, ни в твой проект, испытываешь, по меньшей мере, огорчение. А как максимум, демотивацию. Как быть? Как снова зажечь в себе пламя увлеченности и азарта?

Ответ

Привет, перейду сразу к делу, ведь дело твое отлагательств не терпит, раз ты настолько подробно расписал свою проблему (быть может, у тебя самый длинный вопрос на BroDude, но искать этому подтверждение лень). А вообще, твое упорство заслуживает уважения, хотя невооруженным глазом видны ошибки начинающего режиссера, чьим топливом является один лишь энтузиазм.

Буду отвечать тебе с двух позиций: с позиции человека, который одно время состоял в гильдии сценаристов (не особо удачно), и который работал над проектами таких же молодых режиссеров; а также с позиции человека, который хочет тебе дать дружеский совет по поводу любого начинания. Быть может, ответом ты будешь разочарован, но хочется привнести в твою жизнь немного объективности и рационализма.

Итак, энтузиазм — это худшее топливо для развития успешного проекта в рамках кинематографа. Написать сценарий — это работа. Написать музыку к фильму — это тоже работа. А за работу надо платить. Люди не питаются воздухом и похвалой. За бесплатно могут работать только те люди, которые могут себе это позволить, а такими людьми могут быть только два типа личности: человек богатый и человек безумный. В остальных случаях у людей слишком мало времени, чтобы гнаться за чужими мечтами. К тому же твой «идеальный фильм» является идеальным только в твоей голове, и пока он не реализован — он ничто для других. Я это видел десятки раз, когда меня просили написать сценарий к фильму, игре, комиксу. Честное слово, поначалу я это и делал — писал «за идею», а потом видел, что это ничего мне не дает. Идеалисты рано или поздно бросают свою мечту, до конца дело доводят только циники, которые спрашивают о деньгах и говорят только по делу. И да, дружище, — если хочешь работать в кинематографе или что-то творить в художественном смысле, то забудь о слове «образование». Никогда образование не определяло сценариста, композитора, режиссера, и даже оператора — в эту сферу просачиваются люди, которые только и делали, что бежали от систематичного российского образования, которое как раз и выпускает «гениев», которые потом снимают «великое русское кино», с которого угорает BadComedian (и мы вместе с ним). С актерами иначе — у нас хорошая театральная школа, но театр, опять же, это не кино.

Вернемся к твоей (и не только твоей) самой большой проблеме — ты делаешь все сразу и делаешь это не поэтапно. Ты обнадежил кучу людей, которые рано или поздно, не увидев результата, просто-напросто уйдут. К тому же ты взялся за полный метр, когда для начала разумнее взяться за короткий. Проблема в том, что ты не рассчитал свои силы и свои познания — никогда не начинай с полнометражного фильма. Сомневаюсь, что у тебя есть на него деньги — это чертовски дорогое предприятие, если вдруг ты захотел делать дело по-умному. К тому же нельзя подписывать на эту затею своих знакомых — они согласятся лишь по доброте душевной, а потом, конечно же, сольются, когда увидят, что ты еще требуешь что-то от них. Писать сценарии, например, может далеко не каждый человек — мало «воображения» и «хорошего чувства юмора». С другой стороны, если ты подписываешь на это дело состоявшегося сценариста либо человека с каким-никаким опытом, то он, разумеется, потребует денег — и это правильно.

С точки зрения работы над проектом, ты должен разделить обязанности и этапы работы. На момент репетиций с актерами у тебя уже должен быть готов полностью написанный сценарий, чего у тебя нет. У тебя, возможно, должен быть готов саундтрек. Полное понимание того, кто что делает, кто что говорит, и где всё происходит. У тебя должен быть готов весь реквизит. Для такого крупного проекта у тебя должны быть помощники, которые будут выполнять за тебя ряд функций вроде ведения социальных сетей, которое, на мой взгляд, является на данном этапе бесполезным занятием. К тому же, без сомнения, продвижением должен заниматься отдельный человек — если будешь разрываться, то получится дерьмо, ты и сам это понимаешь, надеюсь.

В целом, отвечая на первый вопрос, я могу тебе сказать следующее:

— Деньги — лучшая мотивация для работы.
— Если не можешь платить деньги, то для заинтересованности со стороны проект должен обрасти костями, а это как минимум полностью готовый сценарий.
— Не нанимай друзей, приятелей и знакомых — они ничего не будут делать.
— Ищи людей с опытом написания прозаических текстов, если не можешь отыскать подходящего человека, который занимается только сценариями.
— Спроси себя: «Почему он (актер, сценарист, композитор, оператор) должен хотеть сделать этот фильм?». Найди разумный ответ, а не «потому что это круто и фильм восхитителен». Мотивация не должна вертеться вокруг твоей идеи — она должна исходить от личности человека, с которым ты сотрудничаешь, от его амбиций и желаний.
— Делай всё поэтапно и никогда всё сразу.
— Сценарий, скорее всего, придется переписывать с нуля.
— Делегируй обязанности по ведению социальных сетей фанату музыкальной группы — найди грамотного человека, который знает биографию вдоль и поперек и который заинтересован в фильме. Такого человека ты можешь отыскать в сообществах VK, например. Это несложно.

По поводу второго вопроса тебе нужно понять:

— Даже самые близкие люди в тебя не поверят, пока не увидят реальных результатов. С этим придется смириться.
— Ты не одинок в этом. Режиссеры, писатели, музыканты, любые другие люди, которые производят смыслы, а не обычный товар, обречены на одиночество в начале своего пути. Это было со всеми и будет с каждым, кто решит заниматься творчеством, так что просто наплюй на чужое одобрение — тебе должен нравиться сам процесс, а не то, как люди на него реагируют.
— Я бы рекомендовал снять что-то небольшое, с привлечением меньших ресурсов — игровой фильм на 5-10 минут, который, возможно, будет перекликаться с твоим основным проектом. Подумай над этим, ведь съемочная группа тоже, вероятно, демотивирована тем, что не видит никаких плодов своего труда. К тому же для начинающего режиссера крайне важно увидеть весь процесс создания фильма от начала и до конца. Подобная «небольшая работа» даст дополнительный заряд для продолжения съемок главного проекта. Другими словами: начни с малого, чтобы не загубить что-то большое.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(4)

Никита

Прочти «Мартин Иден» Джека Лондона. Так как раз о человеке, в которого никто не верил и всё складывалось против него. Но он не сдавался и добился своего.

Guizdo

Как менеджер проектов в IT обратил внимание вот на что: «Бывали случаи, когда люди поддерживали мою идею, вписывались в проект, а потом, когда доходило до реальных действий, тупо сдувались, потому что не выдерживали работу в моем ритме.  Зачастую бывало так, что я ставил перед людьми сроки выполнения задачи, а они просто клали на них. А я же, в свою очередь, в плане назначения сроков поступаю всегда довольно демократично и учитываю, что у людей есть еще учеба, работа, личная жизнь, в конце концов.» Я не знаю точно как именно ты ставил задачи, но складывается ощущение, что ты сам решил за людей сколько они могут тратить времени на твой проект и в соответствии со своим КПД выставлял им сроки, чуть-чуть накидывая сверху времени как риски. Нужно было именно у людей выяснить сколько часов в неделю они будут тратить на проект (так сказать их ставка), затем, ставя задачу, спросить сколько времени человек будет её делать и спрашиваешь его о сроке, тем самым человек сам назначает дедлайн себе (ответственность будет выше т.к. он сам оценил вот так), если не согласен с оценкой выясни причины почему именно такая цифра, а не другая (не советую сильно давить, навязывая свой срок, т.к. времени на поиск людей и включении их в проект потеряешь больше, чем если б позволил исполнителям дольше делать свои задачи). «Распределяйте свое время. Делайте каждый день по чуть-чуть или делайте всё в последний день. Мне это не важно. Но всё должно быть в сроки!» Так себе позиция лидера в проекте, основанном на одном лишь энтузиазме, уж прости. Лучше интересуйся их успехами в процессе выполнения, ведь может еще на середине сценария ты поймешь, что человек делает что-то не так и тогда нужно переделать это все заново, скорректировав сроки.

Guizdo

Алгоритм постановки задачи:

Guizdo

-ставишь задачу-спрашиваешь все ли понятно-спрашиваешь, что мешает приступить прямо сейчас (устраняешь блокеры)-спрашиваешь когда он сделает-договариваешься о промежуточных точках контроля (исполнитель сам говорит тебе когда он сделает, допустим, 30% задачи, чтобы ты мог проверить)-проверяешь 100% выполнение задачи