Если ты решил стать сценаристом

в избранное
brodude.ru_15.07.2015_14ygBNmEjG2zr

Сценарист в России напоминает, скорее, раба обстоятельств, в которых находится наше кинопроизводство. А обстоятельства эти очень печальны. Если оглядываться на США, Голливуд – Мекку всех кинодеятелей, да и сценаристов в частности, то талант там всегда в почете, оригинальные решения, странные сюжетные ходы всегда найдут своего режиссера. Даже несмотря на громадность индустрии массового кино, которое не назовешь иначе, как «поп-корн», стильные тексты всё равно окажутся кому-нибудь да нужны.

В США есть целых две полноценные гильдии сценаристов – восточная гильдия и западная, которые действительно защищают права мастеров пера во всевозможных вопросах: зарплата, договора, плагиат и прочее. У нас такого института по факту нет, хотя и применяются всяческие попытки его создать, преимущественно частниками.

Как и во многих сферах, в России есть хорошие сценаристы, есть хорошие сценарии, но нет разумных заказчиков и достойной оплаты за подобный труд. Откуда им взяться, когда, если честно себе признаться, в России очень мало достойного кино.

Если исходить из опыта общения с большими холдингами, занятыми в кинопроизводстве, то продюсерам не нужны сценарии следующих направлений: драмы, триллеры, ужасы, фантастика и прочая жанровость. Что же им нужно? То, что легче всего продать российскому почитателю зомбоящика: молодежные комедии, комедийные сериалы, ну, и мелодраматические сериалы, которые могут длиться вечность. На подобное действительно есть много заказов, каждую серию может писать отдельный человек, причём для некоторых сериалов всё пишется чуть ли не по шаблону, нет никакой оригинальности в сюжете. И это можно было бы считать просто обычной халтурой, если бы не являлось единственным способом существования для российского сценариста.

Проблема в том, что есть множество оригинальных сценариев, так и не дождавшихся своего часа, потому что продюсеры боятся провала. В этом продюсерская дилемма: он может понимать, что у него есть прекрасный сценарий, но он не знает, сможет ли он привлечь им широкую аудиторию.
Джон Труби, сценарист

Уж не знаем, как будет тебе проще, если ты вдруг решишь податься в эту область: выучить английский язык и писать сценарии на нем, заручившись поддержкой иностранного агента, или остаться в России и строчить сортирный юмор в духе «Камеди клаб» всю оставшуюся жизнь? Ты, конечно, можешь пойти в авторское кино, но на этом деньги не заработаешь. Ты также можешь участвовать в амбициозных проектах молодых, ещё не разуверившихся в жизни режиссеров, которые хотят сделать что-то достойное. Такие проекты в России появляются с периодичностью раз в три-четыре месяца. Там и платить могут неплохо, но риск увидеть авантюру полностью незаконченной велик. Вообще, всегда было проблемой для любой инициативы в сфере съёмок «крутого» фильма в России неумение довершить начатое, неумение найти спонсоров, желание, чтобы всё тебе делали бесплатно. Но на одном энтузиазме не проживешь, вот мы и смотрим из раза в раз какие-то странные фильмы про алкосвадьбы, алкоотдых и про то, как круто и весело быть пьяным животным. Российская комедия, что ты хотел.

А вообще, есть ещё излюбленная тема, куда любят вкладывать различные продюсерские деньги. Это так называемое «остросюжетное кино», очень странная для нас формулировка, которая не отражает всю полноту унылости представителей этого жанра. Впрочем, можно назвать подобные фильмы просто плохими боевиками, с абсолютно тривиальным сюжетом, который понятно чем закончится на первых минутах просмотра.

Но зачем это уныние? Кто сделает индустрию лучше, кроме нас самих? Судя по тому, что мы сейчас наблюдаем, ничего нового и интересного в этом направлении нет, а значит, если ты всё-таки хочешь быть сценаристом и зарабатывать на данной деятельности, необходимо войти в эту систему и попытаться что-то в ней изменить, либо ждать режиссера, который в первую очередь будет думать о том, как снять хорошее кино, а не кассовое.

Для начала тебе всё-таки нужно будет изучить теорию, которая включает в себя общее понимание сценарного дела, а также банальное понимание таких слов, как логлайн, синопсис, референс и т. п. Всё это хорошо описано во многих книгах и статьях, которые ты без труда найдешь в интернете. Сейчас принято использовать более удобный американский формат. Поэтому тебе стоит изучать именно его и оформлять свои произведения именно таким образом. Если же ты предоставишь гениальный текст, написав всё в черновик-формате, то вряд ли его вообще откроют. Необходимо, чтобы заказчик понимал, что ты хорошо знаком с темой, и поэтому на первых порах важно соблюдать все эти технические тонкости, включая правильный шрифт, правильное отступление, правильное оформление.

Логлайн передает драматическую историю сценария в максимально возможной лапидарной форме.
К. Локхарт

Начинать надо с малого, поэтому, как только будет что-то готово, отправь на оценку бета-ридерам (можно найти их среди друзей, приятелей, случайных людей). Пусть они опишут ощущения от прочитанного. Как только поймешь свои косяки, сразу же переделывай текст. Для второй версии, если ты в ней действительно уверен, можно уже искать режиссера. Начинай, конечно же, с короткого метра и каких-нибудь общих жанров. Для короткого метра легче найти заказчика. Им может быть выпускник какого-нибудь режиссерского факультета (обычно им нужны сценарии на дипломную работу). И вот с таких шагов лучше начинать, осваиваться, потом брать более серьёзные обязательства на себя. Возможно, в какой-нибудь отрезок времени ты почувствуешь, что тебе могут за это достойно платить, у тебя наберется неплохое портфолио, и ты, наконец, сможешь приступить к более серьёзной работе. Тут будет сложнее, но вода камень точит, как говорят.

Это очень полезный и приятный опыт – смотреть, как твоя работа обретает плоть.
Джош Столберг, сценарист

На данный момент в России учредилась гильдия сценаристов «Сентябрь», которая утверждает, что берёт на вооружение опыт американской гильдии. Пока всё развивается достаточно медленно, но почему бы не сотрудничать в дальнейшем с ними? По крайней мере эти ребята предоставят тебе реальный договор и возможность выставлять свои тексты на соискание. В общем, что дальше будет в кинопроме, не известно, но если постоянно ныть о том, что всё давно уже похерено и ничего, кроме нытья, не остаётся, то сценаристом тебе точно не быть.