Карго-культ в современном мире

Владимир Гарипов
Май 10, 2017
11.6k
0
Культура
в избранное
Человечество склонно придумывать вольные объяснения вещам, которые оно не понимает, из-за чего много сфер нашей жизни стали именно такие, какие они есть. Суеверия, приметы, гороскопы поэтому так и расцветают в нашем обществе. Мало кого интересуют истинные причины, когда гораздо проще взять и создать своего рода карго-культ.

Что такое карго-культ?

Карго-культ — это термин, которым называют группы религиозных движений, которые получили широкое распространение на Меланизийских островах после Второй мировой войны.

Во время Тихоокеанской кампании против Японской империи на острова было десантировано огромное количество грузов, что коренным образом изменило жизнь туземцев. Одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи, которыми пользовались американские военные, появились на островах в огромных количествах, а также и для островитян, чтобы поддерживать с ними дружеские отношения — они оказались очень гостеприимными и охотно вызывались быть проводниками на островах. В конце войны воздушные базы на этих островах были заброшены и груз, соответственно, больше не прибывал.

Для того, чтобы снова получить продукты западной инженерной мысли, островитяне стали имитировать действия военных — шагали строем, делали наушники из половинок кокоса, прикладывали их к ушам, залезая в самодельные деревянные диспетчерские вышки и изображали сигналы посадки, стоя на построенных из дерева посадочных полосах. Зажигали факелы, чтобы освещать эти полосы и маяки. Они были полностью убеждены в том, что белые люди имеют особую связь с богами, которые и посылают им с неба грузы на парашютах.

Самое интересное, что несмотря на то, что их действия не возымели абсолютно никакого эффекта, они мало того, что отказались от своих прошлых религиозных воззрений, но и укрепились в вере богов, которые посылают свои дары с помощью огромных железных птиц.

Движение Джона Фрума

За последние годы большинство этих культов исчезли. Но на острове Танна туземцы до сих пор верят в пришествие Джона Фрума, который является центральной фигурой в их религиозном культе, изображаемой в виде американского военнослужащего Второй мировой войны, который должен сделать его последователей процветающими и богатыми. Среди них считается, что он вернется обратно 15 февраля, но год его возвращения неизвестен. Каждый год в эту дату верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветствовать его. К сожалению, пока что триумфальное возвращение не произошло, но они не унывают. Один из исследователей этого феномена — Дэвид Аттенборо — как-то спросил у одного из приверженцев Фрума по имени Сэм:

— Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет. Он обещал и обещал, а «груз» все равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

Кстати, на всех островах культы возникали отдельно, что может быть как раз отличной иллюстрацией зарождения религии в принципе. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» приводит карго-культы как пример, насколько легко укореняются религиозные воззрения в обществе.

Карго-культы среди нас

Окей, с тем, что такое карго-культ, мы разобрались, но как это связано с цивилизованными людьми вроде нас? Мы считаем, что появление карго-культа прежде всего связано с любовью человечества к преждевременным объяснениям каких-то явлений, не вдаваясь в их истинные причины, опираясь только на то, как это выглядит. Словно наши предки, которые объясняли молнии гневом богов, а собственные удачи их благословлением, и пытались умилостивить их бессмысленными жертвоприношениями и ритуалами, мы сами не замечаем, как очень часто подменяем истинные причины внешней оболочкой.

Своего рода «карго-культы» окружают нас и не всегда кажутся нам такими нелепыми, как культы островитян. Знал ли ты, что у нас в стране начинают набирать популярность сервисы, которые сдают в аренду 101 розу на 10 минут для того, чтобы сфотографироваться с ними и выложить фото в социальные сети, мол, мой парень такой романтичный? А для тех, кому этого не достаточно, в ассортименте есть пакеты из брендовых магазинов, чтобы точно все понимали — перед вашими глазами фотография успешной девушки. Понятное дело, проблема всей этой комичной ситуации не только в том, что они делают ставку на сходство поступков, но и в абсолютно дурацком желании показать людям, что ты успешней и лучше, чем ты есть на самом деле. Всё же это отличная иллюстрация того, как люди берут пустую оболочку, которая сама по себе ничего не стоит, будучи уверенными, что именно это поможет им в достижении триумфа.

Кстати, это работает также и с тем, когда люди специально покупают поддельные вещи известных брендов, желательно с названием этого бренда на всю спину. Причина? Да потому что это в наше время такой вот способ подчеркнуть свой статус успешного человека — брендовая одежда. Но не у всех есть деньги на дорогие вещи, и они покупают дешевые подделки, которые внешне выглядят также, а значит, тоже подойдут для людей, стремящихся к успеху. Да, кому-то нравится именно оригинальный дизайн, но вряд ли это является главной причиной покупки поддельной вещи.

Хорошо, наверняка ты слышал истории людей, которые добились большого успеха. Большую часть внимания, конечно, уделяется их привычкам, увлечениям, стилю одежды, предпочтениям в пище и напитках в такой жизнеутверждающей форме, что вот только повторяй за ними — и будешь таким же триумфальным бизнесменом. Но вместе с этим часто забывают об истинных причинах успеха — невероятно кропотливом многолетнем труде, сопряженном с небывалой удачей в одинаковой степени. И ты смотришь, как кто-то начинает старательно выпивать по бокалу виски с гордым видом, прямо как Черчилль, или по сигаре в день, играя мышцами почти как у Шварценеггера. И здесь то же самое!

Если действительно постараться, ты можешь увидеть сотни примеров такого мышления, связанного с какими-то волшебными упражнениями, хобби или супер-продуктами, которыми увлекались долгожители, бизнесмены, актеры и другие люди, на которых многие стараются равняться, когда просто пока не способны или не хотят понять истинных причин их успеха. Вероятно, не совсем корректно называть это «карго-культом», но здесь можно найти очень много общего.