Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как вести трудный разговор, не давая воли эмоциям

В любых отношениях случаются споры, которые выводят из себя. Но от того, как ты реагируешь на них, во многом зависит, как разрешится недопонимание.

Если давать волю чувствам, легко довести конфликт до большой обиды, которая надолго осядет в душе. Чтобы этого не произошло, важно учиться сохранять самообладание, когда ведешь трудный разговор. Вот несколько советов, как это делать.

Сообщай о своих чувствах собеседнику


Это может быть сложно, но важно быть честным в том, что ты чувствуешь. Если ты замечаешь, что на душе появляется гнев или печаль, обязательно сообщи об этом собеседнику.

Необходимо поступить так, чтобы другой человек осознал, какие эмоции ты испытываешь, и мог скорректировать свое поведение, чтобы не усугубить ситуацию.

Это поможет предотвратить недоразумения и обеспечить максимально ясное и лаконичное общение. Более того, называя вслух свои чувства, ты создаешь почву для того, чтобы взять их под контроль и эффективно управлять ими. Это важный навык, который необходимо освоить, чтобы успешно вести сложные разговоры и поддерживать здоровые отношения.

Распознай признаки того, что ты становишься эмоциональным

Когда эмоции зашкаливают, мы начинаем придерживаться определенных моделей поведения: ковыряем ногти, ходим по комнате, чтобы хоть немного унять нервозность, или просто замечаем, как начинаем тяжело дышать, потеть, краснеть.

Если ты знаешь, какие физические признаки ты испытываешь, когда становишься эмоциональным, тебе будет легче сориентироваться и не дать чувствам выйти из-под контроля.

Критикуй поведение, а не характер


Предположим, что у тебя возник конфликт с коллегой и ты стараешься все уладить. Большая часть проблемы заключается в том, что твой напарник опаздывает и не обладает той долей ответственности, что нужна для ведения сложных проектов. Из-за этого тебе приходится брать большую часть задач на себя, что заставляет испытывать выгорание.

Во время сложного разговора будь осторожен и не говори ничего, что критикует характер твоего коллеги. Вместо этого сосредоточивайся на конкретных видах поведения, которые являются проблемными. Можешь сказать: «На прошлой неделе ему потребовалось три дня после крайнего срока, чтобы передать мне отчет».

Почему стоит поступить так? Когда ты делаешь обобщения о характере или личности человека в целом, он воспринимает это как нападение и реагирует соответственно, а ты в свою очередь еще больше расстраиваешься и злишься.

Поэтому, когда тебе необходимо быть критичным, сосредоточивайся не на личности, а на поведении, которое тебе не нравится.

Уточняй границы разговора

Мы часто расстраиваемся и злимся в момент трудного разговора, так как ощущаем неуважение к себе. Например, когда собеседник много говорит и не дает нам вставить ни слова, игнорирует нашу точку зрения или переходит на личности.

Конечно, это раздражает. Но если в такие моменты просто уходить или начинать отвечать другому человеку тем же, то добиться компромисса и решить проблему не получится.

Если хочешь чувствовать себя спокойно, но в то же время не позволять оппоненту вести себя неподобающим образом, устанавливай границы. Ты можешь использовать фразу «Давай обсуждать проблему, не критикуя характер друг друга» или «Я не буду вести разговор, если ты продолжишь на меня кричать, — это неприемлемо».

Будь осторожен при зрительном контакте


Для продуктивного диалога важно поддерживать зрительный контакт. Но когда эмоции накаляются, с ним нужно быть очень осторожным.

Иногда взгляд может сказать гораздо больше, чем слова, а еще подать собеседнику неправильный сигнал. Легко посмотреть на кого-то с осуждением или случайно показать пренебрежение. Вряд ли это поможет унять эмоции, а также довести трудный разговор до конца мирно и спокойно.

Смотри на того, с кем разговариваешь, в те моменты, когда можешь взять свои чувства под контроль. Старайся контролировать мимику, а также не «давить взглядом» на собеседника, пытаясь доказать свою правоту.

Сделай перерыв, если разговор выходит из-под контроля

Представь, что ведешь сложный диалог на протяжении часа и понимаешь, что вот-вот сорвешься. Лучший способ выбраться из этой непростой ситуации — предложить собеседнику сделать перерыв, чтобы успокоиться и настроиться на правильный лад.

Можешь выйти из комнаты, чтобы прийти в себя, а затем вернуться и продолжить разговор с момента, на котором вы остановились. Сделай пару дыхательных упражнений во время своего отсутствия или отвлекись на что-то более приятное, чтобы расслабить тело и ум.

Сосредоточься на том, чтобы слушать и отвечать, а не на реакции


Если ты ожидаешь, что другой человек выслушает тебя и отреагирует с пониманием на то, что ему говоришь, тебе самому необходимо продемонстрировать такую же вежливость.

Старайся слышать собеседника, а не продумывать свои слова в момент, пока он выражает свои мысли. Показывай, что ты вовлечен в беседу, с помощью языка тела: кивай, поддерживай зрительный контакт. А затем подведи итог услышанному, показывая, что ты понял, что человек пытался до тебя донести, и лишь потом выражай свою точку зрения.

Сосредоточивайся на разговоре, а не на эмоциях и реакции, которые хочешь продемонстрировать. Это помогает избегать возникновения негативных чувств, а также вести трудный диалог в уважительном тоне.

Измени перспективу

Нужно постараться взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека, чтобы понять, какие эмоции он испытывает.

Нередко, разобравшись в том, как собеседник видит проблему и что переживает, мы осознаем, что были не совсем правы, и это осознание помогает держать эмоции под контролем.

Так что, прежде чем нападать на того, с кем говоришь, или давать волю чувствам, задумайся: будет ли человек смущен или разочарован? Насколько обидны будут твои слова или действия?

Тренируй эмпатию, чтобы не поддаваться гневу и раздражению. А если не можешь понять, что чувствует собеседник, просто спроси его об этом. Это поможет сделать трудный разговор более расслабленным, так как покажет, что тебе небезразлично эмоциональное состояние оппонента.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)