Культура
08 декабря, 2015

Как привить вкус к хорошей литературе

И зачем тебе это нужно.


А мы продолжаем наш экскурс в мир хорошего вкуса и самосовершенствования. Мы уже писали про музыкальный вкус, и нас очень обрадовали повышенное внимание к этой статье и море комментариев.

Но если музыка – область тёмная и слишком самобытная, сильно зависящая от вкуса и образа жизни пациента, то с литературой несколько проще. Тут больше чтут каноны и классику, да и читают книги далеко не все. Тех, кто считает, что прочтение книг – бессмысленное занятие, мы даже трогать не будем, нам вас жаль. А остальным страждущим, запутавшимся в лабиринтах ширпотребного чтива, мы постараемся помочь и дать понять, что есть хороший вкус в литературе, а что есть книги Ксении Бородиной.

За что боремся

Давай для начала определимся, зачем этот самый вкус развивать? Казалось бы, читай что попало, фильтруй информацию. Чем больше книг ты прочитал, тем лучше! Но не совсем, вернее не для каждого, потому что не у всех мозги способны фильтровать информацию, поступающую в мозг. Большинство «книжных червей» – глубоко рефлексирующие личности, совершенно неприспособленные к жизни. Витают в облаках, считают, что мир несправедлив, и мечтают уехать санитарами на войну ради острых творческих впечатлений (вроде как чтобы не быть постоянно под огнём и впечатления получить). Литература – инструмент опасный, способный сделать из здравомыслящего человека щедро смоченную уриной тряпку. Если после прочтения «Овода» тебе хочется быть расстрелянным в белой рубахе, скорее всего, тебе нужно к врачу. Книги должны поступать дозировано. Тем паче, что чтение отнимает массу времени, поэтому просто необходимо выработать способы узнавания хорошей книги.
И не будем забывать про такие мелочи, как эрудированность и интеллект, прокачиваемые посредством великой и ужасной литературы.

Поэзия

Чтобы развить хороший вкус к литературе, нужно читать поэзию.
– Иосиф Бродский –

Прав ли был Йося? Безусловно, прав. Сейчас попытаемся объяснить, почему стоит читать поэзию. Вот как Бродский аргументировал свои слова.

[bro_citation_img src=»https://brodude.ru/wp-content/uploads/2015/12/brodude.ru_8.12.2015_oom7kUwfLSO5c.png» ]Дело в том, что, будучи высшей фоpмой человеческой pечи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта; она также пpедлагает наивысшие из возможных стандаpты для любого лингвистического действия, особенно на бумаге.
Чем больше мы читаем поэзию, тем менее теpпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской pечи, в истоpии, общественных науках или художественной литературе.[/bro_citation_img]

Если упростить речь «не выходящего из комнаты», то поэзия заставляет ценить каждое слово, каждую букву. Поэтому не удивляйся, если омерзительно нудный слог Гюго и мрачно убаюкивающие стенания Достоевского покажутся не перевариваемой пищей для мозга. В такие моменты начинаешь ценить автора за мастерство подачи, а не за обилие исписанных страниц. Поэтому Сергей Донатович Довлатов, с его короткими предложениями, так любим интеллигенцией. Он ведь мечтал писать стильно и понятно – у него и получилось.

Писатель должен писать интересно. Одни пускаются в безумные странствия по эпитетам и метафорам, делая их ёмкими и брутальными, как у Паланика, или вычурными, как у русских классиков. Другие предпочитают рубить с плеча и сеять прозу жизни вроде Ирвина Шоу. Не путай с Бернардом. Ирвин достоин не меньшего внимания, чем его более именитый тёзка. Это типичное чтиво 60-х, с горьким привкусом реальности и неудач.

Как читать

А сейчас вспомним начало нашей беседы: избыток литературы полезен не всем. Кто-то читает и черпает из нее зерно, умные цитаты, не пытаясь прожить жизнь главного героя, а кто-то наоборот. Но как бы то ни было, читать придётся, опираясь на примитивные списки лучшей литературы и советы друзей. Нужно разочароваться в Мартине и Толкиене, убедиться, что Куприн достоин не меньшего внимания, чем тот же Достоевский. Если ты натура впечатлительная или слишком импульсивная, то лучше не читать произведение после первых ста страниц.
Экономить время, так сказать. Ну, будешь ты запихивать в себя чтиво, как камень в мясорубку, а на выходе получишь что? Полное отвращение к литературе. Тем более важно прочесть всё: от классики до современной беллетристики, чтобы найти себя в романах Дугласа Коупленда или понять бестолковость современных философов. Нужно читать публицистику как минимум для собственного развития. Да бог с ним, даже сомнительные биографии Ромы Зверя и ему подобных имеют право на прочтение. Книга должна оставлять после себя отпечаток, заставить задуматься. Если с мозгами всё хорошо, то выводы сделаешь правильные. Книга, конечно, учит думать, но если у организма контры с воспитанием и головой, то уже ничего не поможет.

Не бывает плохой литературы


Читай, выбирая для себя близкое и интересное. Не бывает плохой литературы, бывает неправильное восприятие. Русские литераторы не призывали тебя страдать, это ты не так их понял. Солженицын, как бы он ни заслуживал порицания и забвения, писал не про ненависть к СССР, а про человека и систему. Тебе не обязательно должны нравиться Джек Лондон и Фицджеральд, у тебя должны быть свои предпочтения, ты не должен идти на поводу у толпы. Но, читая и пролистывая гениев, находя любимый жанр и направления, изучая творения менее именитых авторов, ты сформируешь вкус, который даст тебе понять, что есть хорошо, а что есть Сергей Минаев. Даже у Донцовой есть хорошие детективы, в разы лучше внутренних полемик и «копаний» Лиона Фейхтвангера. Как ни мерзко, но в Даше Васильевой порой больше поучительного, чем во «ЛжеНероне». Но концентрироваться лишь на примитивной литературе – грех, страшнее которого только мешать «первак» с колой. Да, мы говорили, что должны появиться любимые жанры, но концентрироваться на чем-то одном, тем более на таком низком ширпотребе, – прямая дорога к литературной безвкусице.

Ну а BroDude с радостью будет периодически делиться с тобой своими вкусами и предпочтениями в литературе.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: