Скейтбординг берет свое начало в солнечной Калифорнии, где местные серферы очень загрустили от того, что не имеют возможности устраивать покатушки на волнах в зеркальный штиль. Их настолько заела тоска, что они, не долго думая, просто прицепили колеса к доскам или ящикам забавы ради и пустились в путь.
Это было примерно в сороковых годах прошлого века, когда деревянные ящики заменили доски из спрессованных слоёв качественной древесины. Их можно назвать дедулями скейтов, по чьему образу и подобию были сотворены современные доски.
Но езду на такой примитивщине не воспринимали с должным уважением до тех пор, пока в начале 1960-х популярность скейтбординга возросла благодаря журналу Skateboarder Magazine, и производители досок для серфинга, поняв, какая это золотая жила, начали выпускать первые заводские скейтборды. У них был похожий между собой внешний вид: практически плоская горизонтальная форма, широкие бока по центру, узкие нос и тэйл. Колеса были изготовлены из железа или твердых материалов на основе керамических смесей, а подвески были очень узкие.
Несмотря на то, что скейтбординг начал развивать собственные стили и стали проводится первые соревнования, волна интереса быстро угасла, но уже в 1970 году, когда начали развиваться специализированные фирмы, которые и по сей день имеют мировую известность, например, Vans и Burton, про доски вспомнили и воспылали к ним прежней страстной любовью.
Ключевым моментом в этой истории стало создание полиуретановых колёс для скейтборда. Изобретение Фрэнка Нэсворти стало революционным и спровоцировало мощный толчок к дальнейшему развитию. Колёса обладали лёгкостью и набирали скорость намного быстрее. Появились компании, занимавшиеся производством специализированных подвесок для занятия скейтбордингом. Доски стали намного шире и длиннее, загибы на тэйле увеличились.
Любовь к доскам была подобна эпидемии, которая сражала наповал всю передовую молодежь. У каждого крупного производителя досок стали появляться профессиональные команды молодых и талантливых скейтеров, строились крутые площадки для тренировок. Самой знаменитой командой Калифорнии стали калифорнийские Zephyr или Z-Boys, а их лидер, Алан Гелфанд, в 1878 году придумал и исполнил в радиусе трюк под названием Оllie.
Суть трюка была такова: ударом задней ноги по тэйлу доски и вытягиванием передней ногой носовой части до выравнивания доски в воздухе производился прыжок на небольшое расстояние от земли. Ollie стало базой для выполнения других, более сложных элементов.
Z-Boys также был прославлен легендарным Джеем Адамсом, которого прозвали повелителем деки, несмотря на то, что он был самым молодым участником группы.
Классикой скейтового жанра кинематографа являются фильмы от команды Bones Brigade, в состав которой входили культовые личности, известные каждому, кто хоть как-то связан с миром скейтбординга: Тони Хоук, Стив Кабаллеро, Лэнс Маунтин и Родни Маллен — один из самых влиятельных скейтеров всех времен. Родни перенёс трюк Оllie на плоскую поверхность, а также изобрел большинство базовых flip-трюков, например, kickflip и bs 180 flip.
Но вместе с популярностью росло и количество несчастных случаев: врачи из травматологии не успевали приводить в порядок и заново собирать по частям особо дерзких лихачей и выпендрежников.
Опасаясь нового застоя, производители досок модернизировали скейты: доска значительно прибавила сантиметры в ширине, а хвостовая часть увеличила загиб. Развивались печатные специализированные и тематические издания, стали появляться первые видео с катанием самых знаменитых на тот момент скейтбордистов. С таким качественным маркетингом и перелом руки не страшен, ведь есть еще одна.
После релиза ленты «Video Days» от Blind в 1991 наступила новая эра, которая ознаменовала начало современного скейтбординга в том виде, в котором он существует и по сей день.
Скейтеры массово ринулись из парков и специальных площадок на улицы атаковать все, что плохо лежит или стоит. Марк Гонзалез стал первым человеком, показавшим настоящий уличный скейтбординг. Он делал сложные трюки на перилах и скамейках, поражая умы современников запредельным уровнем и фантазией городского катания.
Конец 90-х и начало 2000-х — настоящий пик популярности современного скейтбординга: реклама, кино, клипы, соревнования с головокружительными призовыми фондами — Street League, Maloof Money Cup, X Games и другие.
Nike, Adidas, Red Bull начинают собирать команды самых известных скейтбордистов и выпускать скейтовую продукцию, тем самым, влияя на индустрию изнутри.
Уровень трюков вырос в десятки раз, требования к спортсменам и конкуренция, соответственно, тоже.
История этого популярнейшего вида уличной культуры еще очень молода и, несмотря на скептические прогнозы и брюзжание на тему, что ничего нового не будет придумано и лучшие деньки остались позади, доски, которые стали неотъемлемой частью жизни миллионов скейтеров, вряд ли когда-нибудь будут заброшены на пыльные антресоли нашего прошлого, ведь у этого движения огромная армия фанатов по всему миру, готовых делать всё возможное, лишь бы заниматься любимым делом – кататься на роликовой доске.
Комментарии
(0)