Вокруг гладиаторов скопился такой концентрат мифа, которому позавидует любая рок-звезда. И не обошлось тут без вездесущего Голливуда, делающего порой прекрасные фильмы, которые, к сожалению, редко когда пересекаются с реальностью. Там они зачастую выступают по-настоящему героями, которые в силу обстоятельств попали в экстремальную для любого человека ситуацию, что грозит им незавидной участью – смертью.
История – вещь занятная, но имеющая очевидные недостатки: в ней нет той зрелищности, которая есть в кино; события были давно, а значит могут быть искажены; факты могут быть не столь красивы, нежели кинематографическая картинка. Поэтому мы и наталкиваемся на многочисленные мифы, касающиеся гладиаторского боя. И никто толком не берёт на себя смелость прочитать тонну исторической информации, чтобы эти мифы развеять. Никто, кроме BroDude, потому что именно этим мы и занялись.
Итак, кем были мужчины, что принимали участие в гладиаторских боях, чем жили и почему к ним с таким интересом относятся в наше время, когда бои давно ушли в прошлое? Что мы видим в гладиаторах, чего нет у нас? На всё это мы постараемся ответить в данной статье, а пользоваться будем открытыми историческими источниками, а также такими книгами, как «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона и «Римская История» Т. Моммзена.
Началось всё, как это обычно бывает, с того времени, когда ни о каких гладиаторских боях не было известно и самим римлянам. Тогда Рим ещё не был силён, не прославился и, по своей сути, был обычной общиной, каких на италийском полуострове было достаточно. В то время существовал обычай: когда умирал какой-нибудь особо знатный человек, ему отдавали дань уважения поединком. Есть ещё одно мнение, согласно которому гладиаторские бои пришли от этрусков. У этого народа был обычай, в ходе которого два лучших телохранителя вождя сражались между собой за право охранять своего господина в загробной жизни. Это даже не прообраз гладиаторских боёв, а всего лишь почва, на которой настоящий гладиаторский бой обрёл своё лицо.
Первый известный гладиаторский поединок был на похоронах Децима Брута Юния Перы в 264 году до н. э. Тогда сражалось три пары гладиаторов. Римляне почувствовали, что у этого вида развлечения большое будущее и превосходная зрелищность, поэтому бои поставились на поток наряду с таким времяпрепровождением, как театр.
Но театр, будучи общепризнанным народным достоянием в Эллинистической Греции, не развился в Риме. Римский народ не был столь тонким, как греческий. Они были просты по своей натуре и предпочитали хлеб и зрелища изнеженному философствованию и чувственным развлечениям. В этом, как считается, кроется самое яркое различие между Римом и Элладой. Поэтому мы и видим, что к началу 2 века до. н. э. в гладиаторских боях стало принимать участие огромное количество людей, популярность боёв возрастала, а поводов к их проведению становилось всё больше и больше, тем самым вытеснив изначальный – похороны.
В период республики люди были гораздо скромнее и особых зрелищ не было. Так всегда и бывает. Только абсолютная власть может породить абсолютно сумасшедшее по своему виду и размаху представление. Так римляне смогли лицезреть, не без удовольствия, 100-дневные гладиаторские бои, которые провёл император Тит. Траян же провёл бой, в котором участвовало 5000 пар гладиаторов, таким образом он отметил свою успешную военную кампанию, которая закончилась покорением Дакии. Домициан любил наблюдать за тем, как бьются между собой карлики и женщины, а Коммод… О Коммоде расскажем чуть позже.
Бои проводились на территории всей Римской Империи, и даже указ первого христианского императора не смог разрушить эту традицию. Географически амфитеатры были раскиданы по всей территории современной Италии. Существовали они и на территории Туниса и Испании. Впрочем, со временем гладиаторские бои прекратились как пережиток языческой эпохи.
В чём была суть боя? Тут мы входим в поле современного мифотворчества, ведь многие считают, что суть этих боёв – удовлетворить власть имущих, убить невинных и бесправных рабов на глазах дикой толпы, с чем мы категорически не согласны.
Гладиаторский бой был, конечно же, кровожаднее современного бокса, однако он редко когда ставил своей целью убить человека. Это по большему счёту было древнеримское шоу, сродни реслингу, где бойцы мерились между собой силой и мастерством владения оружия. Да, действительно, на арене бывали случаи смерти, но по большему счёту смерть находили там только неопытные новички. Бойцы высшей категории, как правило, не пытались убить друг друга. Они выходили на арену, намеренно затягивали бой и подставляли своё тело под неопасные, с точки зрения жизни, удары, тем самым рассчитывая на расположение зрителя. Они показывали своё мастерство и стойкость, никто не сражался до потери пульса, бой был своего рода цирком. В среднем, исходя из римских источников, смертью заканчивалось менее 3 боев из 10.
Отдельно стоит упомянуть о телосложении гладиаторов. Многие считают, что эти парни были знатными качками, которых мы можем увидеть сейчас в спортзалах. Гора мускул, да и только. И смотря на такие фильмы, как «Гладиатор», начинаешь верить во всё это. Однако археологи, бывает, подкидывают нам забавные новости. Так вот, группа австрийских исследователей из университета Вены изучили останки 70 гладиаторов, захороненных на древнеримском кладбище города Эфес. Оказалось, что гладиаторы были совсем не качками, а настоящими жиробасами. Кроме того, удалось выяснить, что бойцы были теми ещё вегетарианцами: питались ячменной кашей и бобами. Сначала исследователей это удивило, но после они предположили, что такая диета позволяла нарастить слой жира в той мере, в какой он смог бы защитить важные органы от холодного оружия. Плотность костей также была выше.
Существовало много гладиаторских школ, где обучались бойцы. Мнение о том, что на арену загоняли обычных рабов, миф, ведь никому не интересно наблюдать за боем людей, которые не умеют держать в руках оружие. Каждый боец должен был быть искусен в обращении с каким-нибудь оружием. Поэтому гладиатор обходился достаточно дорого: обучение, еда, поддержание здоровья. Проводились многочисленные медицинские осмотры, а многим гладиаторам, особенно истинным профессионалам, выплачивались немалые деньги.
Мы все знаем историю о гладиаторе Спартаке, который поднял крупнейшее восстание рабов за всю историю Рима. На наш взгляд, это событие несколько переоценено, но да черт с этим. Главным фактом является то, что Спартак изначально не был рабом. Этот человек был наказан боями на арене за дезертирство из римской армии. И таким образом к гладиаторам приходило много людей. По сути, это военные преступники, которых в худшем случае ждала бы казнь. Военнопленные – это тот тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и во времена Империи. Далее идут дезертиры, преступники и прочие маргинальные элементы. Они попадали на арену не просто так, а за явные преступления. Были и рабы. Но они, как правило, являлись меньшинством среди гладиаторов. Публика отмечала, что гладиаторы-рабы дерутся без энтузиазма. А кому нужно вялое шоу, особенно такое дорогостоящее? Были и свободные люди, которые пошли в гладиаторы. Их называли аукторатами, и во времена Империи их было настолько много, что порой они перевешивали своим числом гладиаторов-невольников.
А, ну, и конечно, был такой парень, как император Коммод, который «обожествлял» гладиаторские бои и сам старательно пытался влиться в число гладиаторов. Помимо того, что в его гареме был несколько сотен женщин и мальчиков, Коммод выделился тем, что любил подкладывать в прямом смысле дерьмо в еду своих придворных, носил женскую одежду, играл во врача с живыми людьми и, конечно же, сам участвовал в гладиаторских боях. В качестве гладиатора Коммод выходил на арену 735 раз. Современники сумасбродного императора утверждали, что он, властитель Рима, смог пронзить копьем слона, а льва убить одним броском дротика. Этот император отождествлял себя с греческим Геркулесом. По всей видимости, он и думал, что является некой реинкарнацией этого античного героя. Э. Гиббон в своей «Истории падения» описывает случай, когда Коммод, выиграв какой-то гладиаторский поединок, забрал все деньги, что имелись в гладиаторских школах. Таким он был.
Насчёт зарплаты. Да, этим «бедным бесправным рабам» исправно платили. Допустим, рудиарий (гладиатор, получивший свободу, но решивший остаться гладиатором) получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев. Много это или мало? Всё познается в сравнении. К примеру, у римского крестьянина или ремесленника уходило около 500 сестерциев на прокорм семьи в течение года. Также римские историки отмечают, что в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, богатых торговцев, прочая «золотая молодежь». И делали они это не только ради денег, но и ради славы, нехватки острых ощущений в городской жизни, ну и, конечно, ради подруг, которые ложились штабелями вокруг любого успешного гладиатора. Всё, как в современном мире.