Еврейская автономная область: совсем не Израиль

Михаил Малахов
06 июня, 2021
14.5k
0
Культура
в избранное

За свою историю Россия неоднократно меняла форму государственного и общественного устройства: от империи до республики, от абсолютной монархии до социализма. Периодически страна обзаводилась новыми территориями, иногда теряла их, но всегда оставалась огромной. Настолько необъятной, что здесь хватало места любым народам и национальностям. В том числе и вечно гонимым евреям, для которых даже была создана Еврейская автономная область — единственный в своём роде субъект нынешней России.

Несмотря на очевидную разницу с Израилем, Еврейская автономная область проектировалась как альтернатива сионизму. Во избежание недопонимания, ввиду засилья всевозможной конспирологии, стоит пояснить: сионизм — это политическое движения, ставящее своей целью объединение и возвращение всех евреев на историческую родину. На гору Сион, что в Иерусалиме, или в Израиль, если смотреть шире. Просто движение зародилось задолго до образования современного еврейского государства. Советский Союз предлагал построить новый «Сион» с нуля и для этого выделил земли на Дальнем Востоке.

Еврейская автономная область в истории

Говорить об ЕАО в контексте древнейшей истории не имеет смысла, так как она слишком незначительна по площади и практически дословно повторяла процессы, идущие по всему Приамурью. То есть входила в состав маньчжурского государства Бохай, потом были сменяющие друг друга китайские династии, монголы и, наконец, русские. До конца XIX века не имеется задокументированных свидетельств о проживавших на этих землях евреях. Впервые они попали сюда в качестве каторжников во время подготовки к строительству Транссибирской магистрали. Современная столица автономии — Биробиджан — была основана в 1912-м как станция Тихонькая. В том же году появился Тунгусский лесозавод No 8, поставлявший пиломатериалы для стройки века.

Почти весь период гражданской войны сражения обходили данную территорию стороной. Однако в 1922 году Приамурье стало чуть ли не главной ареной боевых действий. На землях будущей Еврейской автономии проходило одно из последних масштабных столкновений. За 10 февральских дней Волочаевский бой унёс жизни как минимум нескольких сотен человек и окончился победой красных. В память о тех событиях неподалёку от села Партизанского открыт одноимённый памятник. Тем не менее белые части, отошедшие на территорию Китая, продолжали совершать набеги аж до 1927-го.

Наверное каждый слышал про черту оседлости: это закон, запрещавший евреям селиться на некоторых территориях. Преимущественно в западных областях и вблизи границ империи. Ограничение было снято после Октябрьской революции, собственно по этой причине абсолютное большинство иудеев и поддержали новый курс. С другой стороны, вскоре обнаружилась новая проблема в форме извечного «еврейского вопроса». С Германии пример никто не собирался брать, но решение всё-таки требовалось. Дело в том, что новый, теперь социалистический союз считал буржуазными традиционные сферы занятости еврейского населения. Выход искали в советизации и аграризации, то есть перемещении евреев из сферы финансов, торговли, мелкого ремесленничества на пахотную землю.

Под это дело рассматривалось несколько областей, например Крым и Приазовье. Усмотрев столь заманчивые перспективы, многие международные еврейские объединения стали оказывать поддержку данной инициативе. В том числе одна из крупнейших и влиятельнейших на тот момент благотворительных организаций «Джойнт». Потом к власти пришёл Сталин и настоятельно рекомендовал найти другую землю под будущую автономию. Где-нибудь там, на Амуре. Впрочем, некоторые историки полагают, что во многом благодаря такому выбору Советскому Союзу удалось избежать широкого антисемитизма и погромов.

Узнав, что Еврейская автономная область переезжает совсем не в Крым, международная поддержка проекта почти прекратилась. Только Биробиджанский комитет в США продолжил оказывать существенную помощь, переслав в ЕАО 250 тысяч долларов, множество инструментов, оборудования и машин. Количество иудейских переселенцев достигло пика в 1934-м и составило 20% от общего населения автономии. С тех пор оно неуклонно снижалось. В целом проект «Советского Сиона» провалился: за всё время в регион переехало лишь 500 иностранцев, большинство из которых вскоре покинули страну.

Приморский край: увидеть КНДР без визы

Область, в которой почти не осталось евреев

Последняя перепись населения говорит, что в ЕАО проживает немногим более полутора тысячи евреев, что составляет всего 1% от общего населения. Русскими считают себя более 93%, что делает автономию самым русским субъектом РФ. На этом фоне неоднократно поднимался вопрос о ликвидации автономии через присоединение её к Хабаровскому краю или Амурской области. Впрочем, пока в высоких кабинетах ведут дискуссии о перспективах и вариантах реорганизации территории, люди, живущие в Еврейской автономии, нисколько не сомневаются в необходимости сохранить разнообразие.

В общем-то, о предельно низком этническом присутствии титульного народа, в честь которого область и названа, пишут все СМИ. Это чуть ли не единственная актуальная тема из тех краёв. Однако эти же журналисты забывают упомянуть, что многие местные называют себя не только русскими, но и еврейцами, просто в перепись такая «гибридная» национальность не может быть включена. Еврейцы — это люди, хоть и не исповедующие иудаизм, тем не менее пропитанные местной культурой. Они знакомы с еврейскими традициями и праздниками, могут читать на идише, на котором, кстати, дублируются названия всех улиц. Здесь есть национальные культурные центры и школьные кружки, которые, безусловно, оказали влияние на целые поколения.

Елена Сарашевская, главный редактор местной газеты «Биробиджанер штерн», обращает внимание на сам феномен еврейства. Традиционно национальность определялась по матери, однако в своё время Израиль спровоцировал появление понятия «негалахический» репатриант. То есть «еврей по отцу» или «еврей по деду» и так до третьего поколения. Израиль готов принимать и выдавать гражданство людям, даже с такими далёкими родственными связями. Если подобный подход применить к жителям ЕАО, процентное соотношение титульной нации сильно возрастёт. Впрочем, по мнению Сарашевской, количество даже самых настоящих «евреев по матери» в области значительно превышает официальные цифры.

Чукотка: место, откуда до Америки рукой подать

Биробиджан — город, где ничего не происходит

В общем-то вся Еврейская автономная область такова, это и от отсутствия инфраструктуры, и от низкой плотности населения. Возможно, Биробиджан — самая тихая и скромная столица среди всех субъектов России, названная так по своему расположению. Поселение возникло между рек Бира и Биджан, что позволяет городу иметь свою набережную. Прибыв туда зимой, Илья Варламов заключил — набережная пуста, потому что не имеет никаких точек притяжения. Несмотря на это, город очевидно имеет свой дух и культурное значение в рамках всей страны.

На привокзальной площади приезжающих встречает фонтан с монументом в форме меноры. Золотой семирожковый светильник — важный иудейский символ, наряду со Звездой Давида. Последняя помещена на флаг Израиля, страна Советов выбрала менору. Некое соперничество проникло куда глубже простого символизма. Выше уже упоминался идиш, на котором дублируются названия улиц. Это один из официальных языков ЕАО, при том что в самом Израиле говорят на иврите. Идиш возник в Европе, примерно как транслит немецкого с существенными заимствованиями из других языков.

На центральной улице Шолом-Алейхема чуть ли не каждый дом имеет памятную табличку. Они посвящены совершенно разным людям и событиям. От забавных и даже нелепых, вроде таблички изобретателю «шницеля по-биробиджански», до вполне серьёзных, как мемориальная доска Иосифу Романовичу Бумагину, который в ходе наступательной операции во Вроцлаве закрыл своим телом огневую точку противника.

Челябинская область: «Аркаим» и «Страна городов»