1. Открылись глаза
В первой серии Футурамы классический неудачник Фрай работает разносчиком пиццы, доставщиком. Он ненавидит свою работу и по стечению обстоятельств переносится в будущее на 2000 лет. В новом мире он решает начать новую жизнь и устраивается в Межпланетный Экспресс. Ему обещают интересную работу, перспективу роста и кучу других плюшек. Счастливый Фрай приступает к доставке грузов — то есть остаётся простым курьером, как и раньше.
Похожая ситуация складывается в сфере высшего образования, только не все люди — Фраи. Модные словечки больше не работают, каждому сегодня понятно, что менеджер по продажам — это просто продавец или кассир, менеджер среднего звена — это старший смены в Магните. Если ещё повезёт. На факультетах закона и права готовят офис-менеджеров, которые в действительности — простые мелкие помощники. Весь их рабочий процесс состоит из ответов на телефонные звонки, записей на приём, покупки расходников для офиса и приготовлении кофе. Растворимого. Отчётливо видно, что скрывается за пафосными названиями специальностей, и у большинства студентов, естественно, нет никакого стимула учиться. Человек идёт на «вышку», чтобы не быть продавцом сантехники, но становится именно им. Человек на «вышку» идёт, чтобы не готовить кофе и не принимать звонки для начальника, но занимается именно этим. Абсолютному большинству студентов диплом действительно нужен только для галочки.
2. Общая расслабленность
Сегодняшний мир — это самое спокойное и безопасное место за всю историю человеческой цивилизации. К тому же немалая часть населения живёт в роскоши, немыслимой ранее. Даже среднестатистический гражданин развитой страны живёт лучше всевозможных графов и князей из недалёкого прошлого. Крупные войны, вероятно, остались в прошлом. Стихийные бедствия научились предугадывать, а их последствия — ликвидировать в короткие сроки. Грубо говоря, простому человеку в современном мире вообще ничто не угрожает. Отсюда и всеобщая расслабленность — слишком давно не было хорошей встряски.
По большому счёту сегодня у человека нет острой необходимости изобретать что-то, создавать что-то. Есть айфон — можно заменить в нём камеру на более новую, увеличить объём памяти и задвинуть как новую модель. Через год повторить. Можно заявить, что новая модель Xbox самая мощная консоль в мире, и продавать старую приставку опять — и её будут брать. У людей денег столько, что их девать некуда. Система образования работает в таком же спящем режиме. Если нет потребности в прорыве, не будут появляться и прорывные специалисты, изобретатели, мыслители. Если бы «холодная война» не закончилась, сегодня люди были бы на Марсе — в этом вообще нет никаких сомнений.Величайшие провалы человечества, за которые однажды придется платить
3. Потеря значимости и статуса
К дипломам относятся как к «галочке» не только студенты, но и многие работодатели. Они прекрасно понимают, каково положение дел, ведь сами прошли через современные ВУЗы. Таким образом, подавляющее большинство ВУЗов не имеют вообще никакого статуса в глазах работодателя. То есть реальные знания или связи намного важнее диплома. Поэтому человек даже с красным дипломом довольно часто не может найти работу с зарплатой хотя бы выше средней.
К этому добавляются ещё два фактора. Во-первых, мир ускорился: за 5-6 лет многие вещи в конкретной сфере могут измениться, и молодой специалист выходит из ВУЗа с уже устаревшими знаниями. Во-вторых, человечество вошло в информационную эпоху: сегодня любой желающий может овладеть практически любой профессией самостоятельно и почти бесплатно. Какой-нибудь условный 25-30-летний человек, сделавший осознанный выбор, за пару лет получит больше знаний и овладеет профессией лучше, чем бессознательный студент, просиживающий на парах 5 лет. На выходе студен с дипломом сталкивается с конкуренцией не только со стороны таких же выпускников, но и самоучек, которые зачастую подкованы лучше. Таким образом и появляются менеджеры по продаже банковских карт, а значение и статус высшего образования падают.
4. Вырождение
Система высшего образования сама себя уничтожает, выпуская плохих специалистов. Не все они становятся клининг-менеджерами — некоторые плохие специалисты становятся плохими преподавателями, усугубляя проблему. Понижая и без того низкий уровень образования. Например, есть некий преподаватель истории, по специальности американист, то есть должен он разбираться в истории американского континента. Всё, что он знает, — это набор штампов, клише и откровенной «РенТВнщины». Историк-американист всерьёз полагает, что до инков, майя и ацтеков существовали какие-то тайные и высокоразвитые цивилизации, но куда они делись — неизвестно, может, и в космос улетели. Историк реально считает, что индейцев уничтожили американцы, которых тогда ещё не существовало как нации, а такой страны, как США, не было в проекте. Конечно, современная нация американцев не без греха, но абсолютное большинство индейцев были истреблены испанцами и португальцами. Вот и представь, чему такой историк научит студентов, какие выйдут специалисты? А ведь они позже тоже станут преподавателями и тоже будут учить.
Примерно так же происходит в других сферах: плохие управленцы поощряют плохих сотрудников и не замечают хороших, чтобы не потерять свой авторитет и место. Так, по карьерной лестнице двигаются худшие, они составляют основу управленческого корпуса среднего звена и управлять могут только себе подобными. Вот пример из реальной жизни: человек окончил довольно престижный ВУЗ, какое-то время работал не по специальности, потом стал искать работу под диплом. Естественно, везде нужен был опыт, и герой этой истории, отчаявшись, пошёл заполнять анкету на менеджера по продажам в Декатлон (это магазин спортивных товаров). Вроде бы всё подходило идеально (для работодателя): молодой специалист с образованием хорошего ВУЗа, знание 2-х языков, реально развитые коммуникативные навыки на прошлой работе. К тому же он всю жизнь спортом занимался. В общем, не взяли — он позже поймёт почему.Потому что местный менеджер среднего звена, прикинув, понял, что такой специалист быстро дорастёт до его уровня, а возможно, уже обладает большими знаниями. Принять такого соискателя — значит лишиться части авторитета очень скоро.
Ты в окружении 140-байтных людей
5. Невыполнимые задачи
ВУЗы берут на себя невыполнимые задачи, пытаясь обучать профессиям, которым обучить невозможно в принципе. Например, человека невозможно научить журналистике — эта профессия может быть освоена только самостоятельно и при обязательном наличии некоторых качеств. Невозможно научить человека быть художником или писателем — вообще невозможно обучить творческой профессии, если это не дано. Также со спортом: нельзя из бревна сделать спортсмена, нельзя научить воле к победе. Эти качества можно только развивать, если они есть изначально.
Другая невыполнимая задача, которую взвалили на свои плечи ВУЗы, — это попытка сделать из фэйковых профессий нечто настоящее. Всякие проджект-менеджеры, маркетологи, финансовые аналитики, PR-менеджеры — кто все эти люди и зачем они нужны в таком количестве? Это абсолютно фэйковые специальности, и на факультетах, где им обучают, студентам дают поверхностные знания обо всём и ни о чём одновременно. Серьёзно, выпускник одной из таких специальностей вообще ничего не знает. Популярное в начале нулевых направление — международный туризм и гостиничный бизнес. Звучит неплохо, но а что же это по факту? По факту это значит, что человек учится 5 лет в ВУЗе, чтобы потом сидеть в полуподвальном офисе и продавать путёвки. Есть ещё вариант устроиться в городской хостел, чтобы записывать даты въездов-выездов из 10 номеров и хранить личные вещи постояльцев в сейфе. Вот для этого нужно 5 лет учиться, для этого необходим диплом?
6. Устаревшая структура
Люди сильно изменились, они стали жить дольше, из-за этого срок детства сильно растянулся. Раньше 16-летний человек был уже сформировавшейся личностью, думающей о карьере и продолжении рода. Сегодня в 25 лет человек зачастую остаётся подростком. Что же говорить о современных 16-летних детях: естественно, они не способны принимать важные решения и не способны осознанно выбрать ВУЗ или профессию. В лучшем случае их выбор обусловлен взвешенным решением родителей, а чаще схож с покупкой носков. Подойдут любые — купил и не думаешь об этом. Необходимо каким-то образом отсрочить принятие решения на несколько лет, возможно, стоит дать всем выпускникам школ пару лет отгула, в течение которых они не могут никуда поступать. Может быть, стоит давать отгул сразу после первого курса, чтобы студент смог понять, туда ли он полез, и имел достаточно времени для смены специальности.
Ещё одним полезным изменением может стать отказ от договорной формы обучения либо радикальное снижение мест для договорников. Бесплатное высшее образование для всех! Кто сможет поступить и не вылететь.