Нам нравится думать о себе как о людях, которые рационально принимают решения и вполне объективны в суждениях, однако это не так. Ученые долгие годы исследовали работу нашего мозга и все механизмы мышления, чтобы иметь представление о человеческом сознании. В последнее десятилетие было выяснено, что мы совершаем множество ошибок при наших рассуждениях и умозаключениях. Порой принимаем решения, продиктованные логикой, но зачастую и те, которые продиктованы эмоциями, догадкам, одним словом – иррациональные. Мы собрали самые часто встречающиеся ошибки, которые совершают люди, и расскажем о них, чтобы ты не попадал в ловушку своего разума.
1. Игнорирование неудач
Сегодня почти все масс-медиа декларируют ту мысль, что надо, не заботясь о возможной неудаче, стремиться вперед и игнорировать опасности. Нас мотивируют, пытаются сделать лучшей версией себя, и на самом деле это очень хорошо. За исключением того, что призыв игнорировать риски очень и очень глуп. Мы всегда сосредотачиваем свое внимание на победителях, на тех людях, которые добились успеха, но совсем не знаем историй тех, которые терпят неудачи, ведь кто хочет знать о неудачниках? Есть сотни спортсменов, похожих на Леброна Джеймса, но они не попали в НБС, поэтому о них никто не узнает. Мы слышим лишь об успешных людях, которые смогли пробиться к вершине, и пользуемся их советами. Но беда в том, что отдельная тактика и советы одного победителя не подойдут каждому человек, да вообще большинству.
Другой пример: Билл Гейтс и Марк Цукерберг. Оба бросили обучение и стали миллиардерами. Многие, вдохновившись их примером, решили, что тоже смогут достичь успеха без образования. Только есть одно но: им катастрофически не достает гениальности этих двух людей. Это исключительные примеры гениев, которые выбрали свой путь. А сколько предпринимателей, которые обросли долгами и кредитами, но так и не добились успеха, хотя имели вполне неплохие проекты? Каждое твое решение должно быть взвешенным и обдуманным, а игнорирование риска – это лишь снятие с себя ответственности за будущую неудачу. Хорошо говорить лозунгами типа: кто не пробует, тот не побеждает. Но что ты будешь делать, если твой дом заберут за неуплату долгов просто потому, что ты не обдумал свои шаги и не оценил риски?
2. Отвращение к тратам
Люди ненавидят тратить деньги и создают парадокс: зачем тогда их зарабатывать? Исследования показали, что если тебе дадут 10 баксов, то ты будешь доволен, но если же ты где-то потеряешь эти же деньги, то уровень огорчения будет несоизмерим с уровнем радости от прибавления финансов. Люди просто ненавидят тратить свои сбережения, но правильно ли так скупердяйничать?
3. Создание целой картины из обрывочных знаний
Мы часто совершаем ошибку, когда думаем, что знаем о происходящем вокруг нас лишь благодаря опыту и примерам, которые с легкостью приходят на ум. Например, сегодня считается, что мы живем в самое мирное время за всю историю человечества, так как показатели убийств, изнасилований и похищений падают и меньше в разы. Но вот какое дело: многие люди не верят в это, так как в это самое мирное время слышат о множестве локальных конфликтах, СМИ трубят об очередном изнасиловании, убийстве или похищении человека. Эти люди никогда не поверят, что сегодня мы живем в лучшем мире, ведь их знания говорят об ином. Они не задумываются, что раньше войны длились десятки лет, а людей вырезали целыми городами.
Ответ заключается в том, что сегодня мы живем в такое время, когда любая информация мгновенно разлетается по всему миру и оставляет эмоциональный отпечаток на каждом человеке. Общий процент опасностей уменьшился, но то, что мы постоянно слышим о них, формирует представление о том, что живет современное человечество в самый опасный период времени. Мы переоцениваем собственные знания и недооцениваем тот гигантский пласт информации, о котором даже не слышали.
4. Мышление потребителя
Знаешь эти лимитированные акции, в которых ты можешь добавить дополнительный ингредиент в свой гамбургер? Сыр, бекон, овощи и тому подобное. Первая мысль это: «Вау, сколько выбора, я должен добавить этот сыр и этот горошек, не знаю зачем, но должен!» После того, как туман голода сходит, понимаешь, что произошло ужасное: ты потратил кучу лишних денег на добавки, от которых стоило бы отказаться. Мозг воспринимает то, что это лимит, и ты пытаешься урвать часть этой ограниченной акции и ведешься на провокацию маркетологов. Исследования говорят о том, что нас легко обмануть фразами: «лимитированная версия», «лимитированное издание», «ограниченный тираж» – продажи товаров в этих случаях увеличиваются вдвое!
Такой же фокус проделывают и с ценой. Допустим, зашел ты на сайт, где торгуют дорогими часами, и видишь, что некоторые модели стоят десятки тысяч. Но вот где-то в углу экрана красуются часы за вполне приемлемую цену, да еще и этой же фирмы. Без раздумий ты кликаешь «купить». Довольный, ты всем хвастаешься, что надул систему, хотя она надула тебя в очередной раз, точнее твое сознание этому очень поспособствовало. Будь внимателен, ведь маркетологи так же хитры, как еврей, дающий взаймы без процентов. Не ведись на подобные уловки продажников.
5. Отбрасывать объективные факты и соглашаться с тем, что нравится
С этой тенденцией сталкивался каждый из нас, когда искал подтверждение своей правоты в любом источнике, игнорируя объективные факты. Допустим, Персона 1 считает, что глобальное потепление разрушит мир, и ищет лишь статьи с подобным содержанием, не обращая внимания на иные точки зрения. В тот же момент Персона 2 считает, что потепление никогда не станет причиной уничтожения мира, и ищет лишь факты, подтверждающие его точку зрения. Человеку свойственно отфильтровывать ту информацию, которая доставляет ему дискомфорт, так что это вполне нормальная практика, но она крайне губительна.
Ты всегда должен смотреть на вопрос с самой критичной точки зрения, учитывать все опасности и лишь потом обращать внимание на плюсы. Такой подход обезопасит тебя и не позволит попасть в ситуацию, в которой ты останешься дураком без гроша в кармане.
Комментарии
(0)