1. Беспристрастность в познании
Твои политические, религиозные и какие угодно ещё взгляды, даже нормы морали не должны превращаться в барьер на пути к познанию и расширению кругозора. Не существует такого предмета, который нельзя изучать, — существует низкий интеллектуальный уровень. Чем он ниже, тем больше самозапретов на саморазвитие сам себе он и воздвигает. Например, Германия в период Третьего рейха. Мировое сообщество давно дало оценку событиям того периода в целом и нацистской идеологии в частности. Пересмотра в ближайшем будущем не будет, но это совсем не значит, что тема должна быть запрещена для изучения. Почти во всех странах мира запрещена пропаганда нацистских идей и даже использование символики, но изучение и не подразумевает пропаганды или тем более свастики на аватарке.
Отказываться от изучения чего бы то ни было только на основании личной или навязанной неприязни неразумно. Неразумны и запреты на изучение, которые в разных формах встречаются в современном мире. Представь себе такую картину: биологи резко прекращают изучение рака просто потому, что он плохой, человеконенавистнический. Все наблюдения сворачиваются, сама тема рака становится запретной. Что произойдёт в таких условиях? В общем-то, ничего. Рак никуда не денется, а вакцина или другие методы борьбы никогда не будут изобретены, ведь тема под запретом. Примерно то же самое происходит с нацизмом: он никуда не делся, он всё ещё существует в нашем мире и однажды материализуется вновь.
Пустоты кругозора обычно заполняются всякими штампами и заблуждениями — здесь отлично подойдёт история США. Так случилось, что в нашей стране на протяжении последних 80–90 лет культивируется ненависть к Америке. Вероятно, не более 5–10 % людей читали какие-то серьёзные статьи или смотрели какие-то серьёзные документальные фильмы на эту тему, при этом почти каждый имеет своё особое мнение. 80–90 % граждан нашей страны убеждёны, что никакой истории у США нет. Если предложить таким людям немного изучить предмет, углубиться в историю, почти всегда в ответ можно услышать, что изучать там нечего — страну построили рабы и разбойники. Не хочется даже время тратить, ведь есть темы поинтереснее, футбол например.2. Всесторонний анализ
Человеческий мозг способен находить в чём угодно именно то, что он хочет найти, и, наоборот, игнорировать то, что ему неугодно. Ты с таким сталкивался много раз. Вроде даёшь развёрнутый ответ на какой-то вопрос или вносишь какое-то предложение — и непременно найдутся такие люди, которые вычленят из всего смыслового ряда пару тезисов и станут смаковать именно их, при том что данные тезисы не только не являются ключевыми, так ещё и не могут быть рассмотрены вне контекста. Обычно это делается из безусловного несогласия с тобой. То есть человек изначально не слушает твоё предложение или ответ, а ищет, за что бы зацепиться, — и всегда находит. Такого человека уже нельзя переубедить, ведь он сразу не согласен, ещё до того, как ты произнёс или написал первое слово.
Есть и другие люди — с ними ты тоже сталкивался. Эти ребята всегда и безусловно с тобой согласны. В остальном всё так же. Их тоже не переубедить, ведь они изначально согласны с предложением или ответом. Логично предположить, что обе группы находятся в одинаково печальном положении, и вот ты должен смотреть на них и понимать, что этот подход неверный.
Кроме этого, интеллектуально развитый человек, перед тем как делать какие-то выводы, постарается узнать мнение разных сторон. Судья не выносит приговор на основании показаний только одной стороны — всегда даётся право высказаться и другой стороне. После этого делается вывод, кто прав, а кто виноват. Это, конечно, очень упрощённо, но вот таким виртуальным судьёй ты должен стать для себя. Судить следует беспристрастно, ведь в данном случае на кону стоит не чья-то жизнь или судьба незнакомого тебе человека, а принимаемое тобою решение, которое может оказать влияние именно на твою жизнь.
Что делать со своим мнением и куда его засунуть
3. Не метать бисер перед свиньями
В самом начале спора или диалога, по первым же тезисам, ты можешь определить примерный интеллектуальный уровень собеседника. Это если ты сам обладаешь таковым. В случае если уровень оппонента явно и значительно ниже, спор следует прекращать, ведь он не имеет никакой перспективы. Можно потратить час жизни, получив в результате гениальное «И чё? А у меня такое мнение, и ты меня не переубедишь». Именно так заканчивается абсолютное большинство споров, когда интеллекты и знания слишком неравны.
Допустим, ты прочитал две горы книг, пересмотрел все документальные фильмы и, конечно, пролистал всю Википедию по какой-то теме. Получается, уже потратил кучу времени, но получил интересные и, возможно, редкие знания. Естественно, тебе хочется показать эти знания миру, хотя бы ближайшему, а этот ближайший мир, может быть, вообще в жизни ни одной статьи не прочитал, не то что книги. Так и какой же смысл метать бисер перед свиньями? Твоё знание будет перемешано с той субстанцией, в которой эти свиньи бултыхаются, и в разгаре спора они обязательно затащат тебя в эту субстанцию, с головой.
4. Всегда есть время
У нормального человека не может не быть времени. Его может быть не очень много; возможно, оно есть не всегда. Но чтобы времени не было постоянно и ни на что — это нужно упорно стараться и делать абсолютно всё неправильно. Если у человека всегда нет времени на друзей, родных или просто на какие-то развлечения, на какую-то разрядку — зачем он вообще живёт? Чтобы потом отдохнуть, видимо лет в 65. Знатный будет отдых! Оно того стоит? Нормально развитый человек способен контролировать своё время, и уж никогда он не станет тратить его без остатка на работу. Скорее всего, ты это тоже замечал. Тут снова всё просто: логика и никакого мошенничества. Если у человека никогда и ни на что нет времени, значит, его нет и на саморазвитие.