Невозможно прожить жизнь и ни разу не ввязаться в конфликт. Поэтому вместо того, чтобы всеми силами избегать столкновения интересов, нужно учиться управлять эмоциональными ситуациями и разряжать обстановку. Есть несколько способов справиться с моментами, когда атмосфера накаляется, а беседа выходит из-под контроля.
1. Сохраняй спокойствие
Первое по важности правило для разрешения любых конфликтов — сохранять спокойствие. Без него не получится оставаться сосредоточенным, рассуждать здраво и вести себя достойно. Лишние эмоции в нарастающем конфликте никогда не бывают кстати, и об этом стоит помнить.
Поэтому, если начинаешь «закипать», сделай несколько глубоких вдохов или попроси собеседника о недолгой паузе в диалоге, чтобы прийти в чувство.
Кстати, транслировать визуальное спокойствие помогает язык тела. Чтобы показать собеседнику, что ты умиротворен в накалившейся обстановке, понизь тон голоса, расслабь плечи, попробуй улыбнуться или сделать выражение лица нейтральным. Даже если в душе бурлят эмоции, внешнее спокойствие поможет сохранить лицо и не позволит беседе перерасти в конфликт.
2. Внимательно слушай и повторяй некоторые слова собеседника
Слова имеют значение, а их первостепенность тем более. Независимо от того, насколько эмоционален твой собеседник, выслушай его и признай, что ты понял, о чем он тебе говорит. Сделать это можно, повторив несколько ключевых слов из его монолога и отметив, что принял их к сведению.
Поступать так стоит даже в случае, если ты с ним не согласен. После того как дал собеседнику понять, что ты его услышал, можешь выразить свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Поступив так, ты с большей вероятностью добьешься того, что он выслушает тебя в ответ и настроится на конструктивный диалог.
3. Задавай открытые вопросы и проявляй интерес к чужой точке зрения
Постарайся поставить себя на место собеседника — это поможет проявлять чуткость при разговоре с ним. Возможно, его точка зрения обусловлена неприятным опытом, страхом или недостатком информации, за что не стоит его винить.
Важно проявлять сочувствие и интересоваться, почему у него сложилось определенное мнение о теме, которую вы обсуждаете. А в этом помогают открытые вопросы, то есть те, на которые нельзя ответить односложно. Задавай их собеседнику, чтобы лучше его понять и выглядеть заинтересованным.
4. Не суди
Худшее, что ты можешь сделать в ситуации, перерастающей в конфликт, — осуждающе взглянуть на человека, с которым разговариваешь, и открыто выразить неодобрение. Это прямой путь к ссорам, обидам и ухудшению отношений с кем угодно.
Не говори людям, как они должны себя чувствовать и вести, что они неправы и их слова не имеют смысла. Позволь им выговориться — это лучшее, что ты можешь сделать, чтобы снизить накал страстей и вернуть диалог в правильное русло.
5. Оставь свое эго за дверью
Нередко мы настолько хотим быть правыми, что готовы ранить чувства других людей и отстаивать свое мнение с пеной у рта. Но конфликт такая тактика решить не поможет — наоборот, накалит обстановку до предела и станет причиной ухудшения отношений.
Так что стоит оставить свое эго за дверью в моменты, когда диалог перерастает в спор. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Отпускай потребность быть всегда правым — вместо этого сконцентрируйся на поиске компромисса и создании атмосферы понимания при общении.
6. Подумай о долгосрочной перспективе
Представь, что у тебя разгорелся жаркий спор с коллегами. Если твое желание доказать правоту победит, они затаят на тебя обиду и будут косо поглядывать из-за мониторов, когда ты заходишь в кабинет, а может, и вовсе расскажут начальнику о всех твоих опозданиях и недочетах, что повлияет на твою репутацию и достаток. Стоит ли конфликт того?
Всегда думай о долгосрочной перспективе, когда общение выходит за рамки спокойствия. Возможно, нужно отступить назад или поискать компромиссы вместо того, чтобы раздувать конфликт до предела.
Так стоит поступать, когда общаешься с людьми, с которыми придется работать каждый день, а также самыми близкими.
7. Предложи поддержку
Дай собеседнику понять, что ты готов ему помочь и заботишься о его благополучии. Если в сложном диалоге он начинает плакать, перебори желание уйти и предложи ему носовой платок.
Ты можешь выразить поддержку фразой «Если захочешь рассказать об этом, я рядом». К слову, многие конфликты являются последствием невысказанных эмоций. Возможно, если собеседник решит выговориться тебе, то вы скорее придете с ним к миру и согласию.
8. Будь внимателен к личному пространству другого человека
Никогда, слышишь, никогда не трогай чужое имущество без спроса, особенно в конфликтной ситуации. А еще не стоит подходить слишком близко к разгневанному человеку или пытаться дотронуться до него.
Уважай личное пространство собеседников, чтобы не стать причиной их выхода из себя. Помни: лучше немного дистанцироваться, пересев на соседний стул, чем доставлять кому-то дискомфорт и создавать напряженную обстановку.
9. Попроси о перерыве
Не стоит стесняться просить о том, чтобы сделать перерыв, если обстановка накалилась до предела. Это будет полезным как тебе, так и твоим собеседникам.
Можешь сказать: «Мне нужно выйти на несколько минут и подумать над тем, что мы обсуждаем, в одиночестве. Я вернусь и мы продолжим разговор». Обязательно давай оппоненту знать, что ты не завершаешь, а лишь приостанавливаешь диалог, — это поможет ему почувствовать твою заинтересованность, а еще понять, что ты не боишься ответственности и сложных ситуаций.
Скорее всего, по возвращении с перерыва и ты, и твой собеседник будете мыслить более рационально, что облегчит общение и снизит накал эмоций.
10. Используй позитивные слова
Позитивные фразы — еще один ключ к тому, чтобы избежать обид и конфликтов.
К примеру, когда отказываешь кому-то, не стоит бросать сухое «Нет, я не смогу». Скажи: «Я бы хотел тебе помочь, но, к сожалению, не в силах это сделать».
Говоря о том, что ты был бы не против оказать человеку услугу, но не можешь это сделать, ты смягчаешь отказ и звучишь не слишком категорично. Воспринять такой ответ будет проще и приятнее, чем резкое «нет».
11. Предлагай решение или варианты
Если хочешь, чтобы конфликт быстрее разрешился мирным путем, старайся предлагать решения или варианты выхода из проблемы.
Большая ошибка многих людей заключается в том, что они по несколько раз обсуждают трудности, но не думают о том, как от них избавиться.
Предложение решения — это способ проявить заинтересованность в выходе из сложной ситуации и добиться положительного результата, а еще отражение того, что ты готов к совместной работе. Именно такой подход помогает разрядить атмосферу и заручиться поддержкой собеседников.
12. Благодари
Когда кто-то тебя критикует и из-за этого напряжение в комнате возрастает, используй благодарность, чтобы обескуражить и «нейтрализовать» собеседника. Используй фразу «Спасибо за обратную связь, я подумаю над вашими словами» или «Спасибо, что ты со мной честен».
Благодарность может творить настоящие чудеса, если она звучит искренне и отражает твое намерение услышать и понять того, с кем ты говоришь. А еще она настраивает на позитив, поэтому снижает накал страстей и может поставить на место человека, который перебарщивает с озвучиванием замечаний и недовольства.