Слушай подкасты нашей студии
Слушать

11 качеств, которые помогут выдерживать критику, не принимая ее на свой счет

Критика, даже конструктивная, может быть очень болезненной. Но она не должна снижать твою самооценку и уверенность в себе. Чтобы выдерживать критику, не принимая ее на свой счет, важно развивать несколько полезных качеств: о них рассказываем в материале.

1. Честность и искренность

Быть честным и искренним сложно: для этого нужно обладать терпением, выдержкой, а также мужеством. Когда человек развивает эти качества в себе, он спокойнее реагирует на то, когда их проявляет кто-то другой, в том числе во время критики. Он может сосредоточиться на содержании слов, не принимая их близко к сердцу и извлекая из них полезный для себя урок.

Критика воспринимается как обмен информацией, которая помогает становиться лучше и развиваться. Ведь тот, кто ее высказывает, не всегда является обидчиком — нередко замечания являются способом направить человека в правильное русло и указать, какие вещи ему стоит исправить ради собственного благополучия.

2. Понимание разницы между критикой личности и поступков

Бывает, что критика касается исключительно поступков человека, но он воспринимает ее как замечание о собственной личности. Это вызывает обиду, недовольство, злость, сомнения в себе. Чтобы воспринимать критику спокойнее, важно помнить, что замечания, касающиеся твоих действий, не равны замечаниям о том, каким человеком ты являешься.

3. Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства отражает отношение человека к себе как к личности. Когда оно на должном уровне, никакая критика не может подорвать уверенность в собственных силах и способностях. Она, наоборот, помогает объективно оценивать свои действия, брать ответственность за ошибки и корректировать поступки.

Развивать чувство собственного достоинства можно, чаще акцентируя свое внимание на своих достижениях, талантах, способностях, а также жизненных ценностях. А еще занимаясь деятельностью, которая заставляет чувствовать себя компетентным, ценным и успешным.

4. Умение отличать конструктивную критику от деструктивной

Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная. Первая заключается в обратной связи от человека, который хочет помочь тебе стать лучше. Она конкретна, обоснована, может подтверждаться фактами.

За деструктивной критикой стоят другие намерения: обидеть, показаться лучше за счет того, кто ей подвергается, подчеркнуть недостатки собеседника или заставить его почувствовать себя неудачником. Она чаще всего является резко негативной, основанной на эмоциях или предположениях, а не на конкретных поступках или качествах того, кого критикуют.

Важно научиться отличать эти два вида критики, но сделать это можно только тогда, когда периодически сталкиваешься с ней. Поэтому не стоит принимать ее близко к сердцу, а воспринимать как тренировку полезного навыка.

5. Стремление к лучшей версии себя, а не к идеалу

Нередко людьми движет желание добиться совершенства и чрезмерный перфекционизм. Но, к сожалению, это приводит к негативным последствиям: постоянному стрессу, недовольству собой, неуверенности. К тому же желание достичь идеала заставляет людей остро реагировать даже на малейшую критику.

Когда избавляешься от стремления к совершенству, по-другому воспринимаешь замечания в свой адрес. Ты хочешь быть лучшей версией себя и расти как личность, но позволяешь себе в чем-то ошибаться и оставаться собой со всеми своими недостатками, не укоряя и не виня себя за них. Соответственно, критику воспринимаешь проще и спокойнее, а также выносишь из нее правильные уроки.

6. Любознательность

Люди, которые хорошо справляются с критикой, любознательны. Они задают уточняющие вопросы, чтобы понять суть замечания и либо принять его, либо отвергнуть. Такой подход помогает получить объективную обратную связь, улучшать отношения с теми, кто критикует, или, наоборот, отказываться от общения с ними ради собственного благополучия.

7. Привычка реагировать на критику действием

Получая конструктивную критику, которая тебе полезна, важно реагировать на нее действием: исправлять ошибки, пересматривать мировоззрение и убеждения, задумываться о поступках, которые хочешь совершить. Именно такой подход помогает превратить даже весьма неприятные слова в свой адрес в побуждение к самосовершенствованию. Ты реагируешь не эмоционально, а спокойно и рассудительно, просчитывая свои дальнейшие шаги и то, что поможет тебе стать лучше в будущем, вместо того, чтобы копить обиды или злиться на тех, кто тебя критикует.

8. Понимание, что критика необходима

Обратная связь от других людей, особенно в виде конструктивной критики, полезна. Она помогает взглянуть на себя со стороны и понять, что стоит исправить, а также какие навыки или качества следует продолжать и развивать. Даже негативные комментарии имеют свою ценность, так как делают тебя сильнее и учат отстаивать свою точку зрения.

9. Уважение к различным точкам зрения

Каждый человек смотрит на мир по-своему, поэтому люди обладают разными точками зрения на одну и ту же ситуацию. Чтобы быть менее восприимчивым к критике, важно уважать это различие. Но не слепо принимать чужие точки зрения, делая их своими, а анализировать и рассуждать, насколько они могут быть тебе полезны. Это тренирует критическое мышление, которое помогает человеку быть разносторонним и меняться к лучшему, а также принимать правильные решения.

10. Умение слушать, не защищаясь

Часто, когда человек слышит критику, он автоматически начинает защищаться: пытается переубедить собеседника, ставя под сомнение его точку зрения, указывает на его недостатки, разжигает конфликт или уходит от разговора. Такой подход помогает избежать дискомфорта, но не позволяет получать от критики пользу, подкрепляет восприимчивость к ней, портит отношения с окружающими.

Вместо того, чтобы обороняться, учись слушать критику с чувством собственного достоинства, уточнять факты и воспринимать ее беспристрастно. Именно открытый диалог помогает узнать точку зрения собеседника, понять его и получить от критики полезный урок.

11. Признание того, что любой может совершить ошибку

Никто не идеален, поэтому важно помнить, что любой человек может ошибаться. Это помогает воспринимать критику непредвзято и без обид. Вместо того, чтобы зацикливаться на своих недостатках, лучше сосредоточиться на сути обратной связи и подумать, как ты можешь двигаться вперед.

Осознание, что люди могут ошибаться, помогает справляться с деструктивной критикой и не воспринимать ее близко к сердцу. Не менее важно, получая такую обратную связь, практиковать самосострадание, то есть сочувствие к себе как к лучшему другу. Оно помогает не принимать даже обидные слова близко к сердцу и легче воспринимать негативные комментарии в свой адрес.

8 причин оставаться самим собой, когда тебя высмеивают и критикуют

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)