В предыдущей статье мы начали вспоминать забытое оружие грешной старины. А всё, что начато, должно продолжиться, тем более что забыли практически про всё, кроме копья и меча.
Рондаш
Пока одни оружейники совершенствовали орудия убийства, делая их всё более и более смертоносными, другие превращали оборонительные орудия в наступательные. Так было в случае с рондашом. Сейчас объясним, что это такое.
К перчатке крепился щит, окружность которого чаще всего была вырезана зубцами, чтобы вражеские колющие и режущие орудия в них застревали. Под рукавицей к щиту прикрепляли лезвие, которое выступало из-за края щита на 50 см. Часто на щите и железной перчатке помещали дополнительные лезвия и штыри, многие из которых были с пилообразным лезвием.
Но испанцы с итальянцами, любившие подлую ночную атаку, с последующим тыканием оружием в спящих врагов, пошли ещё дальше – придумали к щиту отверстие для потайного фонаря. Свет фонаря проходил через отверстие, которое можно было открывать и закрывать по желанию с помощью круглой задвижки. Такие щиты иногда называли фонарными, и, к слову сказать, они были весьма тяжелы.
В то время ведь нельзя было просто взять и склепать круг из нескольких досок. Армии уже начали истреблять друг друга с помощью огнестрельного оружия, а солдатам хотелось жить. Поэтому оружейники не выпускали рондаши без свидетельства о его пуленепробиваемости. Экспертиза проводилась элементарно: с расстояния ста шагов в него стреляли из аркебузы. Аркебуза, конечно, не фауст-патрон, но вещь тоже крайне убойная, а потому щит был очень толстым. Иногда его вес достигал 10 кг. Попробуй, побегай с таким грузом весь день.
Годендаг
В 13 веке у фламандских повстанцев было несколько проблем: неурожаи, разбой и французские рыцари. Всё бы ничего, но рыцари были закованы в могучую броню, которую дубиной не пробьёшь и мечом не всегда проткнёшь. И вот, как это часто бывает, чей-то пыткий фламандский ум не стал мудрствовать лукаво и изобрёл простое, дешёвое, но крайне эффективное орудие против французских оккупантов. Взяли дубину в человеческий рост и пришпандорили к концу острый железный шип. Получилось очень большое копьё, которым можно было махать, как дубиной, и колоть, как копьём. Фаланга таких вооруженных годендагами фламандцев была способна вынести до 500 рыцарей, как это было в Битве золотых шпор 1302 года.
Рыцарь на полной скорости врывался в частокол острых дубин и… в лучшем случае падал на землю, в худшем остриё проходило через доспех, как консервный нож через банку шпрот. Это ведь не копья, которые ломались. Главным для фландрийцев было стоять плечом к плечу, иначе в образовавшуюся брешь, словно нож в масло, прорывался кавалерист, нарушавший общий строй. А уже разбежавшиеся в разные стороны копейщики особой угрозы не представляли.
На пенсию годендаг отправили всё те же французы. В 1382 в битве при Росбеке поумневшие французы послали в бой против фаланг вооруженных секирами и палицами воинов. После разгрома копейной дубиной пользовались всё реже.
Револьвер Эноя
Если бы Грязный Гарри пользовался этим револьвером, то его легендарный вопрос: «Я сделал только шесть выстрелов или пять?» – звучал бы как минимум неуместно, потому как этот револьвер мог сделать 48 выстрелов сразу – больше, чем любой другой пистолет.
Револьвер был создан в 1855 году англичанином Джозефом Эноем. Получился пистолет со сменными барабанами, за которые револьвер называли не иначе как «чёртово колесо». Однако, несмотря на свою убойность и относительную скорострельность, он был настолько неудобен, что любой уважающий себя гражданин предпочёл бы потратить время на зарядку револьвера, чем пользоваться подобной ересью.
Во-первых, он был невероятно тяжёлым, а во-вторых, его было крайне тяжело носить. Тащить за собой коробку? Неудобно. Кобуру для него было сложно придумать, а передвигаться по городу с огнестрельным обручем было полным идиотизмом. Так что до серийного производства револьвер Эноя так и не дожил.
Уже ближе к XX веку оружейники изобрели револьвер с одним большим барабаном, куда умещалось до 20 патронов, но это уже совсем другая история.
Воздушная мина
Казалось бы, в лётчики слепых не брали, и у пилота был шанс увернуться. Летчики уворачивались, причём очень часто, гораздо чаще, чем цепляли крыльями стропы минных парашютов и подрывались к чертям собачьим. Собственно, из-за не самого большого КПД ими перестали пользоваться.
Стенные пушки
Когда дело доходит до производительности, оружие всегда должно обладать двумя чертами: силой и точностью. Искусство оружейника заключается в том, чтобы провести тонкую грань между этими двумя показателями и создать сбалансированное орудие убийства. У ружья, о котором сейчас идёт речь, сила и точность доведены до крайности. Эти пушки не сильно отличаются от обычных ружей: так же заряжались, так же стреляли. Отличал их тот факт, что минимальная длина одного только ствола составляла 1,5 метра. Такой длинный ствол гарантировал более быстрый и точный полёт пули, чем из обычного ружья. Это своего рода снайперская винтовка прошлого, потому как пуля летела на расстояние 180 метров, в отличие от 30 метров какого-нибудь хвалёного мушкета.
Разумеется, глядя на эту штуковину, напрашивается логичный вопрос: как из неё стрелять? Ответ: очень просто. У ружья был штатив, чтобы можно было закрепить оружие на стене. А ещё была пара солдат, одному из которых повезло больше – он целился и стрелял, а второму гораздо меньше – он подставлял своё плечо для опоры. Солдат подбирался по росту в зависимости от того, куда нужно стрелять: вверх или вниз. Шутка.
Конечно, с высоты технологического развития нашей эпохи сей агрегат кажется нелепым, как стояние в десятибальной пробке на Феррари. Но в 17 веке ружьё полностью оправдало себя. Вот бежит по полю какая-нибудь сволочь, у которой аркебуза максимум на 35 метров стреляет, и без прощения с хитрой улыбкой разносишь ей череп, пока она не добежала до огневой дистанции. И так всё войско, без прощения.