Слушай подкасты нашей студии
Слушать

«Урал»: возрождение легенды

Есть в Свердловской области маленький городок с волшебным названием Ирбит. И похоже, что о нём гораздо лучше знают в Соединённых Штатах, нежели на родине. А всё почему? Потому что в этом суровом уральском городе делают не менее суровые мотоциклы. Какие мысли возникают в голове при упоминании одноимённого мотоцикла? Покосившийся деревянный гараж в глухом колхозе, а в нём – черный, похожий на адскую колесницу, огромный и тяжеленный мотоцикл. Мечта колхозника образца 1960 года. О приближении владельца «Урала» можно было услышать за версту благодаря реву мотора, напоминающему звон тысячи бензопил. Его любили за практичность и за коляску, в которой обожали кататься дети, и не очень любили взрослые. Но то было раньше, сейчас «Урал» – это невероятно стильная и модная марка мотоциклов для повседневного пользования.

Всё началось в 1941 году. За основу взяли немецкий BMW R-71, состоявший на вооружении вермахта. После войны мотоцикл стал утилитарным средством передвижения для народного хозяйства. Но в 90-е завод попал в пике, как и другие промпредприятия страны: территория была забита готовой продукцией, спроса не было, денег не было, кто мог – бежал, а предприятие висело на грани банкротства. Массовый мотоцикл был не нужен, тем более, что страна наша, несмотря на все кривляния «Ночных волков», вообще не байкерская – климат не тот. Раньше мотоциклы покупали только из-за отсутствия выбора и средств на автомобиль.

Заводчан постоянно критиковали, пинали, и никому не было дела до былой славы мотоцикла. А ведь «Урал» – это техника Победы.

В 2000 году после очередного банкротства и остановки предприятия нашелся крупный инвестор. И тогда-то началась новая история: завод переориентировался с количественных показателей на качественные. Раньше это было предприятие полного цикла, сейчас – фактически сборочное производство. От 10 тысяч рабочих осталось полторы сотни, вместо конвейера – ручная сборка, вместо акцента на утилитарность – игра на ностальгических струнах.

Сегодня «Урал» – единственный в мире завод, выпускающий мотоциклы с коляской. Байки других марок можно оснастить покупной коляской, но конструкция ирбитских аппаратов изначально адаптирована под езду с люлькой. Что касается России, то у нас в принципе не осталось других мотопроизводителей.

Новые владельцы продолжили модернизацию «Уралов». Они тоже хотели, чтобы российские мотоциклы могли конкурировать с американскими. А для того, чтобы доступный каждому агрегат стал конкурентоспособным, нужно уделить внимание его деталям. Снаружи «Уралы» остались прежними, но внутри всё изменилось. 60% его стоимости формируют импортные комплектующие, отечественным остался, по сути, только металл.

В 2010 году ИМЗ произвёл 800 мотоциклов, подавляющая часть из них – с колясками. Почти все они ушли на экспорт в США, ЕС, Канаду, Австралию и Японию. Мотоциклы поставляют по предзаказу – ждать надо от 45 до 90 дней.

В 2011 году американские СМИ публиковали фотографии Брэда Питта, который ехал за продуктами на мотоцикле с коляской, где сидел его белокурый трёхлетний сын. Брэд Питт пилотировал «Урал».
Продажи российских мотоциклов в тот год выросли на 39%, и к распространению подключились 22 дилера. «Урал» появился у Эвана Макгрегора (позже он купит ещё один «Урал» модели Gear-Up). Мотоциклы полюбили в Голливуде: в фильме «Призрачный гонщик – 2» Николас Кейдж рассекает на «Ямахе», а его противник – на «Урале Соло». New York Times написала историю о том, как «умирающая эра советской индустрии и возрастная тусовка байкеров в Штатах нашли общее счастье на американских хайвеях».

Конечно, до «Харлея» – как раком до Парижа. Но по объёму продаж в США «Урал» обогнал известные марки Moto Guzzi и Aprilia. С другой стороны, их нельзя сравнивать. «Урал» – это мотоцикл с душевным подходом. В нём даже пассажир сидит не сзади, а сбоку. Один французский мотоциклист был поражен тому, как легко «уралец» преодолевает таёжное бездорожье, на котором заглох его «Харлей».
К нашему жеребцу относятся, как к винтажной модели, но это лишь дополнительный коммерческий плюс. Может, через года в первую очередь будут смотреть на его характеристики.

Сейчас у «Урала» четыре основные модели: Gear-Up, Patrol 2WD, M70 (по $16 000) и CT ($13 000). Есть ещё Ural СT – «мотоцикл на каждый день». Правда, в преддверии выхода седьмого эпизода «Звёздных войн», уральцы выпустили ограниченную серию из 25 мотоциклов под названием «Урал – Темная сторона силы». Самая главная фишка модели способна заставить задуматься о покупке кого угодно – в комплекте идёт световой меч. Игрушечный, но всё же. И за это 300-килограммовое чудо, развивающее максимум 112 км/ч, просят 15000 $. Говорят, Оби-Ван (в миру Макгрегор) уже заинтересовался.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(2)

ILYAS

Ого))я с Ирбита где Уралы делали, дома стоит ржавеет…бедняга(

Владимир Прохоров

Всё отлично. Всё чудесно.
И ориентированность на запад. И маркетинговый подход. И соблюдение стиля.
Но одно дело 15 к. зелёных для наших полосатозвёздых друзей, а другое — от 500 т.р. для своих же земляков.
За мотоцикл, в котором стоит чуть доработанный оппозитный двиг и солянка из зарубежных деталей.

С другой стороны, хорошо, что хоть «живы».