Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Что такое чип-тюнинг и почему он нужен твоему мотоциклу: интервью со специалистом Winde

Иногда динамика стоковых версий мотоциклов не полностью удовлетворяет их владельцев. Изменить ситуацию, улучшить показатели разгона и добиться увеличения мощности можно, не прибегая к очень дорогим методам. Одно из доступных решений — чип-тюнинг.

Мы пообщались со специалистом компании Winde, и он рассказал нам, почему чиповка двигателя — это не баловство и не  вариант для любителей сомнительной прокачки, а серьезная процедура, которая действительно способна улучшить заводские характеристики.

Что входит в понятие «чип-тюнинг»?

Чип-тюнинг подразумевает изменение в программе управления двигателем. То есть это корректировка основных и дополнительных параметров, таких как топливоподача, углы зажигания, управление дроссельными заслонками и так далее.

Когда-то давно подобная работа проводилась с непосредственным вытаскиванием микросхемы памяти из блока управления. Отсюда и название «чип». Далее производилась настройка программы, которая хранится в микросхеме памяти. Отсюда слово «тюнинг», что в переводе с английского и означает «настройка».

В настоящее время ничего ниоткуда не вытаскивается, а считывание и запись программы выполняется непосредственно через диагностический разъём либо при прямом подключении к блоку управления двигателем специализированными адаптерами.

В чём особенность чип-тюнинга мотоциклов?

Главная отличительная особенность чип-тюнинга мотоциклов заключается в том, что схема управления двигателем в них построена упрощённо по сравнению с автомобилем. В мотоциклах нет, например, датчика расхода воздуха, который есть в 90% машин. Соответственно, топливоподача происходит непосредственно по картам, написанным в блоке управления, а в автомобиле — по фактически израсходованному воздуху, замеренному датчиком.

Соответственно, любое изменение конструкции, а именно установка прямоточной выхлопной системы или фильтра «нулевого» сопротивления, которые на мотоцикле делает каждый второй пользователь, приводит к тому, что топливоподача не соответствует количеству воздуха, поступающего в двигатель и выходящего из него.

Таким образом, каждый владелец мотоцикла, производящий изменения, должен позаботиться о том, чтобы потом двигатель работал правильно. И если в автомобиле чип-тюнинг можно привести к разработанной схеме изменений, которую потом получится записывать в каждую подобную машину, то в случае с мотоциклами каждый раз приходится делать индивидуальную настройку. Кстати, качественной она будет только при использовании профессионального мощностного  стенда.

Узнать больше о чип-тюнинге мотоциклов

Почему среди различных способов форсировать двигатель стоит отдать предпочтение именно чип-тюнингу?

Я бы сказал, что, во-первых, это самый дешёвый способ, который можно применить для достижения желаемого эффекта. Дешёвый вовсе не означает «некачественный»: имеется в виду соотношение «потраченные деньги – итоговый результат». И это касается любой техники: как автомобилей, так и мотоциклов.

Во-вторых, для мототехники произвести индивидуальную настройку важно в том случае, если были внесены изменения в конструкцию. Но даже если их не было, настройка поможет значительно улучшить многие параметры двигателя. Не секрет, что заводы-изготовители сильно усредняют и «загрубляют» программу управления двигателем, преследуя в средненагруженных режимах цель улучшения экологии, а в мощностных режимах — сохранения двигателя в случае модернизации мотоцикла владельцем.

Именно в мощностном режиме большинство производителей создают сильно обогащённый состав смеси, предвидя возможную установку выхлопа, которая обеднит смесь настолько, что приведёт к преждевременному выходу двигателя из строя. Бедная смесь в мощностном режиме — это крах двигателя.

Прокачать ведь получится не все мотоциклы? От чего зависит возможность сделать настройку?

Возможность сделать настройку зависит только от типа блока управления и от наличия оборудования, без которого считывать и записывать программу управления двигателем не получится. Естественно, все производители не рады, что в их программном обеспечении кто-то что-то изменяет. Соответственно, их целью всегда является изменение блоков и защита программ.

Для каждой модели пишется прошивка, или для определённых мотоциклов есть свой готовый чип?

Определённый набор изменений, связанный, как правило, со снятием различных ограничений, можно вносить в подобные мотоциклы и называть это готовым чипом. Но топливоподача настраивается только индивидуально для каждого агрегата, ввиду многообразия подобных изменений и некоторой неодинаковости мототехники даже в рамках одной модели и марки.

Ознакомиться с работами Winde

Чип-тюнинг – это тонкая настройка. Высок ли риск обратного эффекта, то есть снижения мощности, ухудшения показателей после прошивки?

Риск обратного эффекта возможен у тех, кто не пользуется при настройке мощностным стендом. Именно на нем мы работаем с  каждым мотоциклом. Это даёт нам возможность контролировать множество параметров, а возникающие ухудшения будут тут же замечены, проанализированы и исправлены.

После чип-тюнинга не возникает ли проблем с прохождением техосмотра? Нарушаются ли экологические нормы? Все ли изменения вносятся в ПТС?

Как ни странно, расхожее мнение «чем больше топлива – тем лучше» не является аксиомой. После настройки малые и средние режимы будут обеспечивать необходимые экологические показатели в результате полного сгорания топлива. А мощностные режимы, зачастую сделанные заводом очень обогащёнными, неэкологичными, станут менее обогащёнными и более экологичными.

Что касается внесения изменений в ПТС – конечно же, нет. Никаких данных в техпаспорт мы внести не можем. При желании значительная модернизация может быть отражена в документе, если владелец мотоцикла самостоятельно обратится в соответствующие организации. Но мы ничего не берём из воздуха, а просто заставляем работать двигатель во всю силу, используя весь потенциал так, как его создал и рассчитал завод-изготовитель.

Почему не надо пытаться сделать чип-тюнинг самостоятельно, даже самым большим гаражным энтузиастам?

Как я сказал ранее, для качественного чип-тюнинга мототехники необходимо наличие множества специализированного оборудования. Без него любые действия могут нанести скорее вред, чем пользу. Даже самый простой и распространённый вид тюнинга при помощи приобретения и установки топливного контроллера (power commander, bazzaz) не даёт корректного результата без настройки его на мощностном стенде.

Узнать подробнее о мощностном стенде

Winde — компания, занимающаяся индивидуальной настройкой мототехники посредством чип-тюнинга. На протяжении нескольких лет любовь к двухколесному транспорту движет командой в попытках совершенствования программ управления моторами. Накопленные знания и опыт помогают профессионалам добиваться достойных результатов и находить индивидуальное решение для каждого клиента. На сайте можно ознакомиться со всеми услугами компании.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)