Информационное пространство — это такая же область жизнедеятельности человека, как земля, вода или воздух. Оно так же подвержено загрязнению, приглядись повнимательнее и всюду заметишь огромные информационные свалки. Это пространство может быть перенаселено, как летящий чат у популярного блогера на «Твиче». Здесь случаются катаклизмы, как природные, так и техногенные, даже злонамеренные в форме хакерских атак.
За информационное пространство ведутся настоящие войны, точно как за государственные границы. Поэтому каждая развитая страна стремится иметь национальные социальные сети и собственные видеохостинги. Некоторые страны не пускают туда иностранцев и речь не только об Иране или КНДР. Например, для регистрации в Mixi требуется японская сим-карта и телефон, зарегистрированный в Японии. Выходит, что японцы охраняют свою соцсеть, как объект национального значения — вход только для своих.
Дело в том, что несмотря на нематериальность информации, она способна оказывать влияние на вполне материальный мир, прежде всего на людей. Получаемая ежедневно и накопленная за годы информация сделала тебя таким, какой ты есть.
Как появилось информационное пространство
Информация — это какие-либо данные, которые могут быть восприняты и проанализированы объектом. В свою очередь, объект — это нечто, имеющее индивидуальное или коллективное мышление. Если сама информация появилась задолго до возникновения жизни, то формирование пространства берет свое начало от изобретения письменности, около 5 тысяч лет назад.
Уже тогда, на заре первых цивилизаций люди, умеющие работать с информацией, возвысились над остальными. Человека, умеющего писать и читать, не отправят на строительство пирамид или других чудес света. Ведь он является редким проводником, а то и вовсе генератором информационных потоков, которые способны направлять в нужное русло целые народы.
Постепенно уровень грамотности рос во всем мире, а с ним и скорость распространения информации. Если посыльному требовались дни, чтобы доставить несколько строчек текста, то телеграф справлялся с этим за часы, а то и минуты.
Потом появилось радио и телевидение с прямыми эфирами, сократив таким образом срок передачи информации до мгновения, требующегося чтобы нажать кнопку. Человек, находясь за тысячи километров от события, теперь владеет относительно полной информацией о самом событии в ту самую секунду, когда оно происходит. Однако это было только началом глобализации информационного пространства, ведь телевидение и радиовещание ограничиваются силой сигнала, наличием ретрансляционных станций.
Великая информационная или телекоммуникационная революция произошла в начале 90-х, когда интернет стал проникать в частные дома и квартиры обычных людей по всему миру. Его принципиальное отличие от телевидения заключается в практически ничем не ограниченном выборе источников информации и в интерактивности, когда любой пользователь имеет возможность оказать влияние на Сеть, оставив свой след, если угодно. Постепенно и незаметно каждый из нас сам стал источником информации, делая репосты, оставляя комментарии, делясь ссылками.
Теперь мы все и есть часть глобального информационного пространства, удар по нему — это удар по нам, и в интересах всего человечества сохранить эту глобальность. В противном случае характеристики вновь откатятся к уровню телевидения, а потом кто знает, может быть, и к гонцам с грамотами.
Что такое идеология и зачем она нужна
Информация — базовая потребность человека
Выключи телефон, компьютер, телевизор и радио, сколько протянешь? Всего через несколько минут придет чувство дискомфорта, через пару часов эксперимент будет свернут. Здесь играют роль два фактора: во-первых, культура сверхпотребления, в том числе информационного. Во-вторых, потребление информации является базовой потребностью человека, наряду с едой, сном, возможно, даже с дыханием.
Оказавшись отрезанными от привычных источников информации, мы некоторое время можем воротить нос, например, игнорируя книги. Однако стоит информационному голоду разыграться в полную силу, как мы уже готовы с аппетитом накинуться даже на простые слухи, на ничем не подтвержденные домыслы. Каждое слово, несущее хоть частичку новой информации, поглощается, будто последний и жадный вдох перед очередным нырянием под воду. Надышаться впрок все равно никому не удается, поэтому люди придумывают новые способы коммуникаций. В одних случаях это могут быть локальные сети, закрытые чаты и мессенджеры, а некоторым приходится просто перестукиваться через стену.
Информационная изоляция нисколько не мягче физической. Вероятно, сидеть в кандалах на бетонном полу, но с набором книг все же лучше, чем лежать на мягких перинах, но без крупинки информации и без всяких новостей о внешнем мире.
Что произойдет с тобой, если ты откажешься от соцсетей
Ищи, кому выгодно
Вся информация, окружающая тебя, обновляющаяся ежедневно, генерируется кем-то и с какой-то целью. Чтобы понять кем и для чего, нужно проводить раскопки в информационных слоях и отслеживать тенденции. Без соответствующих навыков процесс окажется весьма трудоемким, потребует много времени. Однако этим навыком должен владеть любой современный человек, ведь теперь каждый из нас еще и генератор информации, а это подразумевает не только права, но и некоторую ответственность.
Первый слой лежит прямо на поверхности, это то, что ты видишь или слышишь: текст, картинка, видеоряд, аудиозапись. На втором слое скрывается информация о том, какой реакции хотели добиться генераторы данного материала и через какие методы. Речь идет о манипуляциях, подмене понятий или откровенной лжи. На третьем слое можно отыскать информацию о том, с какой целью генераторы используют манипуляции и подмену тональностей.
Некоторые вещи могут оказаться просто ошибкой журналистов, которые спешат подать материал раньше остальных. Но если манипуляции и мутные первоисточники встречают регулярно, это становится тенденцией, по которой можно сделать исчерпывающий вывод о конкретном СМИ.
Как советские плакаты повлияли на умы пролетариев
Признаки информационной атаки
Информация нематериальна, но и не виртуальна, она вполне может покалечить человека, переформатировав или вовсе стерев его личность. Достаточно запереть любого из нас в строго контролируемом информационном пузыре, как в считанные месяцы, максимум годы человек окрасится в цвет пузыря. Способность к критическому мышлению будет утрачена, и тогда искусственный информационный голод можно будет утолить чем угодно, даже абсолютно не съедобной субстанцией. Именно поэтому в наших интересах сохранить глобальность информационного пространства.
Информационные атаки, как и сама война, становятся все более изобретательными, методы ширятся, но есть несколько классических примеров, что будут использоваться всегда. Прежде всего, давление на эмоции, которые вытесняют сухие факты. Гибель нескольких человек — это статистические данные, может быть, и печальные, но едва ли это задержится в памяти надолго. Если показать удачный кадр с пострадавшим ребенком, стариком или беспомощным животным, эффект окажется совсем другим. Перечисленные категории жертв мы жалеем намного искренне, это уже не просто цифры.
Обращай внимание на регулярно повторяющиеся тезисы, символы и лозунги. Они коротки и понятны, по сути являются элементарными частицами информации. Их повторяют, буквально вдалбливают в голову с очевидной целью: чтобы ты не забыл. «Будь готов! Всегда готов», к чему готов? Неважно, потом впишем необходимое, главное — запомни, что готов, всегда.
Если выстроенная конструкция с первого взгляда настолько гладкая, что не оставляет места для сомнений, значит, точно следует присмотреться повнимательнее. Задавай вопросы и сомневайся, если это встречает негативную или враждебную реакцию, значит тебя атакуют, пока только информационно.
Когда людей с противоположенной точкой зрения расчеловечивают, значит, информационная атака переросла в войну. Дегуманизация происходит через обобщение и навешивание ярлыков. Смысл в том, чтобы выделить определенную группу или целый народ, наделив его исключительно негативными характеристиками.
Как читать новости, не засоряя голову ненужной информацией
Никто не в безопасности
В информационном пространстве нет полностью безопасных мест, где-то идут стычки, где-то полномасштабные войны, а где-то откровенная деградация. В одних местах атакуют твой мозг и человечность, в других кошелек и мировосприятие. Можешь игнорировать информационное воздействие, но от того оно не прекратится. Однажды когда придет время вылезти из своей скорлупы, заметишь что-то неладное, мир вокруг сильно изменится, а ты не будешь понимать, почему это произошло.
Обработка информации включает в себя два основных навыка: поиск информации и ее подтверждение. Чтобы найти информацию, нужно понять логику поисковых систем и правильно составить запрос. Чем он короче, тем лучше. Вот простой пример: как правильно гладить кота. Если удалить первые два слова, результат выдачи не изменится. Если твой запрос состоит из пары предложений, значит, ты сам не знаешь, что ищешь.
Подтверждение информации, как ни странно, осуществляется через поиск опровержений. Если их нет совсем, значит, сама информация малозначимая либо является очевидным фейком, который и опровергать нет смысла. Такое случается довольно редко, поэтому, найдя опровержение, оценивай его адекватность и серьезность источников.
Когда инфоповод долгоиграющий, приходится отслеживать тенденции обеих позиций, подмечая, кто, где и при каких обстоятельствах начинает переобуваться. Проще говоря, находясь на чьей-то стороне, ты вряд ли увидишь всю картину, а значит, не сможешь отделить правду от лжи.
7 советов по информационной гигиене, которые помогут тебе сохранить нервы