Табу в сексе: садизм

Иван Калягин
Ноябрь 20, 2015
13.9k
0
Наука
в избранное

Встречай новый выпуск нашей аморальной истории. В прошлый раз мы писали про инцест, а в этот раз о садизме.

Но сначала поясним, зачем вообще нужна эта серия текстов, так как это оказалось не совсем понятным для некоторых читателей. Так вот, я часто говорю о том, что история – очень непостоянная штука, нормы общества тоже непостоянны, и то, что сейчас считается приемлемым, ранее таким не являлось. С таким мнением многие могут не соглашаться, но тогда в ход идут реальные доказательства колебания норм, которыми пестрит история. Более наглядно это колебание демонстрируют, конечно же, порно, секс и угар.

Быть может, ты замечал, что большинство людей искренне убеждено в том, что есть некие вечные ценности и вечные «ужасы», которые в обществе не меняются. Однако, если ты заглянешь в прошлое человека и попробуешь посмотреть на традиционные общества под другим углом, то становится ясно, что всё это полная чушь. Ещё более интересным нам кажется тот факт, что норма может заметно меняться от страны к стране, от области к области, от города к городу. Даже если анализировать общественные настроения последних 5 лет нашей страны, то становится немного страшно от того, как сильно может измениться общественная позиция по каким-то вопросам. Черт знает, но нам интересно это отслеживать.

Кроме того, рубрика YS’B! предполагает, что тут будет некая доля разумной информации, которую можно найти в каких-нибудь научных статьях и исторических трудах. А узнавать что-то новое всегда интересно, особенно если речь идет о табуированных темах, ведь их стараются обходить другие издания, что нам кажется странным. Сначала неловко говорить о сексе, потом о политике, а потом неловко будет иметь собственное мнение. В этом нет ничего крутого, только полное угнетение и мрак.

Суть

Наше руководство по законному битью подруг пользовалось популярностью, можешь прочитать его еще раз. Однако сама природа садизма в человеческой культуре значительно шире, чем просто размышления о философии Маркиза Де Сада. Да, скандальный французский писатель смог внедрить в массы мысль о том, что процесс насилия может доставлять эротическое удовольствие, хотя и до него были люди, которые считали ровно так же.

Мы не будем затрагивать биологическое обоснование удовольствия от причинения физического вреда незнакомым людям. Достаточно вспомнить эксперимент Милгрэма, где испытуемые били друг друга фиктивным током, или эксперимент, который был проведен в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Если заинтересовал последний случай, то рекомендуем к прочтению книгу Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев». В целом вывод следующий: «Ситуация, окружение значительно сильнее влияет на человека в таких случаях, нежели любые личные качества». Другими словами, каждый склонен к садизму, если он находится в определенных обстоятельствах. Если принять это утверждение как данность, то становится ясно, почему среди огромного количества ужасающих маньяков так много вменяемых людей и так мало безумцев со справкой. А ещё можно вспомнить известную сербскую акционистку Марину Абрамович, которая в 1974 году провела, казалось бы, совершенно простой перфоманс, который впоследствии стал самым страшным в её жизни. Суть перфоманса, который назывался «Рим 0», состояла в том, что Абрамович разместила на столе 72 объекта (там было куча вещей, одни доставляли удовольствие, другие – боль), сама же художница была абсолютно пассивной. Публике предстояло взаимодействовать с объектом, то есть с самим художником. И что думаете? Поначалу зрители проявляли любопытство, стеснялись что-то предпринимать, но чем больше проходило времени, тем более агрессивной становилась публика. Посетители музея начали резать и снимать одежду, целиться заряженным пистолетом в голову художницы, резать тело. Продолжалось всё это 6 часов, по истечению которых художник «оживал», а люди вдруг начинали понимать, что творили какой-то противозаконный трэш и дружно разбегались. Такой вот по своей натуре человеческий вид. До зверя – всего один шаг, и нам порой приятно оказываться чудовищами.

В любом случае все мы понимаем, что никуда наши садистские наклонности не исчезли. Они даже эволюционировали в нечто большое. Мы смогли поставить на поток кинематограф садизма, который считается приемлемым. Мы развили понятие боли до невероятных высот. Нам всегда интересно читать про ужасы нашего городка, как один парень зарезал свою семью и повесился, чем читать про то, как один парень спас семью и потушил пожар. Реальных героев сейчас никто не любит, они не собирают своих зрителей, зато своих зрителей собирают видео Исламского Государства, запрещенной в России организации, где мы можем лицезреть, как летят головы, горят люди и делаются бомбы. Возможно, ты скажешь, что мир стал слишком жесток, но что если мы тебе скажем, что всё это было всегда, чувак? Нет, мы не оправдываем всё это дерьмо, но секс и, черт возьми, насилие были связаны между собой издревле. Впрочем, иначе и быть не могло.

Первобытность

Ни о какой романтике в первобытном обществе речи быть не могло. Но это на самом деле было только в плюс первобытному человеку. Трудно представить, что человек смог пройти период своего становления, если бы тратил время на ухаживания и заигрывания с самками. В предыдущей статье мы говорили о том, что люди жили семьями, и секс между членами одной семьи не был редкостью, да и воспринимался он как адекватная форма семейных отношений. К тому же, многие исследования показывают, что патриархальное общество является более поздней формой общественного уклада, а первобытные племена имели, как правило, матриархальный окрас. Эта, конечно, довольно спорная, но небезосновательная теория может раскрыть некоторые аспекты секса древнего человека.

Ты, наверное, в курсе, что мужик в первобытности был добытчиком, а женщина – хранительницей очага? Физические качества давали о себе знать. Также в первобытном мире люди жили по бартеру, не было кредитных карт, биткоинов или даже золотых монет. Само проявление любви, как считают многие исследователи, было чуждо не только мужчинам, но и женщинам родовых общин. Главная задача древнего человека – выжить, а для этого нужны мясо, шкуры и прочее. Вероятней всего мужик просто обменивал с трудом добытую еду на секс с какой-нибудь более-менее приятной женщиной. Проституция как норма жизни, то есть это обычные взаимовыгодные, рыночные отношения. Не думаем, что процесс получения удовольствия от насилия имел место быть, по той причине, что люди сами жили в вечном насилии холода, голода, болезней.

Античность

Порок рождается от пресыщения.
– 120 дней Содома –

Поэтому обратимся к другой теории, которая близка многим умам XIX века, да и нынешним психологам. Её суть можно описать кратко: сексуальный садизм возник тогда, когда появились первые государства. В тот самый момент, когда возникла возможность пресыщения благами цивилизации. Распространен он был среди власть имущих, что имели постигать азы удовольствия и в какой-то момент перешли на более «тонкие» игры со своими сексуальными партнерами. С обычными изнасилованиями садизм имеет не так много общего. И античная эпоха это показывает прекрасно.

Роскошь и хорошая, сытая жизнь всегда приводит к каким-то странностям в человеке, с точки зрения голодного и обездоленного. И так было всегда. Эллины – живое тому подтверждение. Богатая в своё время культура. Сильнейшие флот и армия, могущественное содружество городов, на котором зиждется вся европейская и, в частности, российская культура. Их мифы – это полностью отдельная история для разговора, но вот сексуальные взаимоотношения греков можно описать одной фразой: позволено всё. Несмотря на прогрессивность, на тот момент государственного устройства у эллинов было полно рабов, добрая часть которых предназначалась для сексуальных утех.

Античные парни не были зажаты в своих сексуальных фантазиях, их не тяготила суровая догматика, а религия по большему счёту служила только очередным примером того, что все нынешние девиации – это просто разный подход к излишней любвеобильности. Культ Диониса, который, помимо Греции, нашел отражение во Фракии и в любом другом месте, куда ступала нога грека, также подбросил дровишек в огонь. В безумных, полупьяных танцах люди совокуплялись и избивали друг друга, искренне радуясь всему этому безумству, высвобождая своё иррациональное «Я».

Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху – бог, снизу – козёл.
– Психологические типы, Карл Густав Юнг –

Но немного отвлеклись от темы. Да и хотелось бы привести реальные исторические примеры популярных садистов античности, которых ты, наверняка, уже знаешь.

Нерон

Заслужил репутацию монстра и извращенца, но так много сделал для Рима. Первая половина его правления может похвастаться такими вещами, как ограничение налогов и штрафов, облегчение жизни рабов, принятие стороны вольноотпущенников, когда Сенат решил вновь отобрать свободу у этих парней. Боролся с коррупцией, не боялся арестовывать крупных государственных деятелей за неё, громил христиан, которые на тот момент представляли огромную угрозу для государства, вознамеривался вообще отменить все непрямые налоги, но ограничился по настоянию Сената их уменьшением, также отменил таможенные пошлины для морских купцов, да и хорошенько обустраивал Рим гимназиями, театрами, банями.

Но такая политика, которая повышала жизнь обычных римлян, совсем не нравилась высшему классу. В итоге был заговор, который сыграл злую шутку со всем правящим классом Рима. Начался массовый террор против сенаторов и аристократических семей. Оригинальность, с которой он убивал некоторых оппонентов, запомнилась гораздо лучше, чем все хорошие дела, что он сделал для вечного города. Закончил свою историю Нерон самоубийством. 9 лет правления Нерона проклинали впоследствии все последующие века.

Калигула

Впрочем, Калигулу знают побольше. А всё потому, что он является ярким примером того, к чему приводит абсолютная власть в руках недостойного человека. Если хочешь приблизиться к тому, что творилось при дворе этого императора, то достаточно посмотреть одноименный фильм Тинто Брасса, который наделал много шума в 1979 году и вызвал особое недовольство в Ватикане. В общем, первая императорская династия запомнилась многим именно по той причине, что её представители, обладающие чрезмерной властью, были склонны к садизму, ощущая свою безнаказанность, совершенно не понимая того, что в любой момент их мог зарезать преторианец из собственной гвардии.

Средние века

Странно, но закрепощенность в сексе, которую породила тотальная христианизация Европы, ещё серьёзней упрочила положении садизма в обществах. Пропал разврат, зато появилось понимание душевного страдания, стыда за греховность своего тела. Догматика церкви во время становления христианства была непрочной. На этой почве появилось большое количество культов, христианских ответвлений, которые старались связать старые порядки, языческие верования и учение Христа.

Средние века запомнились не только чумой или крестовыми походами, рыцарями и шикарными замками. Это было тёмное время, где насилие над безвольным человеком являлось обычным делом. Большинство населения принимало это как данность, ведь догматы прямо говорили: «Ценности, жизнь человека и его страдания ничего не значат, а вот Царствие Небесное значит большое». Не стоит забывать, что именно средние века породили хитроумные устройства пыток, многие из которых носили сугубо сексуальный подтекст. Взять хотя бы «Колыбель Иуды» (Бдения), которая была на момент позднего средневековья довольно легким видом пыток. «Колыбель Иуды» использовалась судом и инквизицией, представляла собой пирамиду, над которой подвешивали человека. Верхушка пирамиды впивалась либо в анус, либо в вагину. Суть в том, что жертва (давай называть вещи своими именами) какое-то время держалась своими силами над пирамидой, потом руки ослабевали и человек постепенно падал вниз, терял сознание и испытывал жуткую боль. Можно вспомнить «Кресло иудеев», которое имело подобное инженерное решение. Остаётся только задаться вопросом, считались ли подобные пытки нормой в средневековом обществе? Думаем, что так и обстояли дела.

Восприятие садизма сейчас


С легкой подачи мыслителей XIX века отношение к садизму стало тоже легким. Каким-то образом психологи обнаружили, что некая степень игрового насилия в семейных отношениях идёт только на пользу. И если инцест осуждаем обществом, то проявление садизма оценивается по какой-то индивидуальной шкале. Физическая боль стала формой удовольствия, которая развязывает руки многим людям, склонных к садизму. Кроме того, наша культура имеет очень хорошую для современного человека черту: возможность выпустить пар. В мире, где слишком много простых людей, которые гарантировано не смогут достичь того социального положения, о котором мечтают, садизм в кровати является единственной формой ощущения власти, без которой трудно обойтись мужику. Но относиться к этому явлению благосклонно нелегко, ведь потеря контроля на этом фронте является прямым итогом вечерних криминальных новостей. А там мы видим только расчлененные тела и разрушенные судьбы людей.