Стареющий мегаведущий Вася Стрельников

Теодор Седин
Ноябрь 19, 2015
14.1k
3
Герои
в избранное


Знаешь ли ты, дорогой наш читатель, настоящих легенд? Не резвого Брюса Ли, не гуттаперчевого Мика Джаггера, а настоящую легенду русского развлекательного жанра, кумира молодёжи нулевых и просто хорошего человека? Очень жаль, читатель, если не помнишь, потому как Вася Стрельников – это одно из лучший явлений в шоу-бизнесе, символ MTV, который можно было смотреть, молодёжный балагур, который веселил не в пример многим современным ведущим. А сейчас Вася – сбитый лётчик и, как он себя сам называет, «старый овощ» и «стареющий мегаведущий», про которого что-то слышали, но конкретно что не помнят. Именно ему мы обязаны таким странным явлением, как русский подкаст. Но обо всём по порядку.

Как положено у Диккенса, начать нужно с самого рождения. И тут самое интересное, родился человек с простым русским именем Вася в Нью-Йорке. Всё от того, что его отец был крупным журналистом-международником. И до 13 лет ел себе Вася биг-маки и курочек, пока внезапно не настала пора познакомиться с краем бухих медведей. После шумного делового NY, с улыбчивыми жителями и вкусной фантой, нервные озлобленные жители, плюющиеся и сморкающиеся прямо на улице, не сильно впечатлили юношу.

Я был очень проблемным ребёнком и не хотел учиться, особенно в советской школе. На каком-то патологическом уровне ненавидел советскую школу и советское посольство.
Отсюда – плохая успеваемость, ужасное антисоциальное поведение и постоянные вызовы родителей в школу.

Стрельникову очень хотелось держаться подальше от пионеров, да и пионерам не особо нравился говорящий на неправильном русском и вкусивший жвачки с кроссовками буржуин. Но изгоем он тоже не был.

Прежде чем стать постаревшим мегаведущим, Василий долго думал, куда податься. Родители, уважаемые и очень успешные даже по современным меркам люди, хотели определить Васю в дипломаты или в журналисты. Но было одно большое «Но»:

…я понял, что из меня никакого журналиста не получится и мне это вообще не интересно, тем более я плохо говорил и писал по-русски. Наверное, и на моей надгробной доске надпись будет с ошибками…

Потом кто-то посоветовал неплохо фотографирующему Стрельникову податься на операторский во ВГИК. Вася фотографировал по 2 плёнки в день, сам их проявлял, почти год работал на Мосфильме в фотолаборатории и носил чёрный халат. Но прекрасный английский не остался незамеченным.

В мохнатом 1980, когда будущему кумиру «агрессивно-прогрессивной молодёжи» было 17, он получил место англоговорящего диктора в редакции Всемирной Службы Московского Радио Гостелерадио СССР, где вещал мелодии и ритмы отечественной эстрады.

Василий Стрельников (14 мая 1962 – как ни странно, жив) – отец российского подкастинга, радио- и телеведущий, «друг агрессивно-прогрессивной молодёжи», «cтарый овощ», «стареющий мега-ведущий», заслуженный лох всея страны, в свои 50 все еще исполняющий роль молодежного Петросяна, но, надо сказать, исполняющий неплохо, в отличие от некоторых клованов. Сын известного журналиста эпохи совка, американского корреспондента газеты «Правда» и стажерки-практикантки из советского посольства.

Я полную х…ю нёс, извините за выражение. Передо мной клали тексты, написанные светилами советской журналистики, выпускниками журналистских вузов, КГБшники какие-то писали комментарии о том, какая плохая Америка и какой хороший Советский Союз. И я это сидел перед микрофоном, читал. Потом мне доверили новости читать. Я читал новости о том, как хорошо в Советском Союзе и как х…о во всём мире.

А дальше закружилось-понеслось. Человеку с блестящим английским дали вести программу по заявкам слушателей «Уикэнд с Василием», где ему удалось пообщаться со всякими заезжими знаменитостями вроде Carlos Santana, UB40, Billy Joel, Peter Gabriel, Annie Lennox. Удалось даже пообщаться с Бенни и Бьорном из АВВА, к которым у Стрельникова особое отношение.

Ближе к середине 70-х и, мне не стыдно об этом сказать, я увлёкся группой ABBA. Вплоть до последнего их альбома. Я считаю, что, после Beatles, это второе самое гениальное, что произошло с современной музыкой.

Интересный факт. Когда Вася приехал в СССР, то первым делом выбрал себе псевдоним Андерсон в честь того забавного бородатого шведа.

Потом был первый официальный советский хит-парад «ЛУЧШАЯ ДВАДЦАТКА ТАСС» (TASS TOP 20), который транслировался «дорогим товарищам» во время трансатлантических перелетов. Его голосом заговорили герои фильма «Жестокий романс», мультиков «Ну, погоди!» и «Каникулы в Простоквашино» в США, а советские школьники с его подачи осваивали премудрости английского диалекта. Благо, голос у Василия и впрямь замечательный.

Звёздный час пробил для Васи на легендарной хард-рок эпопее, именуемой Фестивалем Мира «Moscow Music and Peace Festival» в Лужниках. Тогда страну посетили Бон Джови, Scorpions, Оззи Осборн, которые были в сто раз популярнее самого Snoop Dog’а. Звездам показывали Большой театр и Воробьёвы горы, а они хотели жратвы, адовой водки, треша, угара и телок, чем и занимался Вася.

Они находились в весьма грустном состоянии духа. Потому что этих молодых миллионеров поселили в гостинице «Украина». Их всех поражало количество солдат на улице. А еще то, что нигде ничего нельзя купить, что за блок «Мальборо» можно на весь день нанять огромный «Икарус» и кататься.

Вася очень полюбился рок-звёздам, которые не могли понять, как совершенно американский парень со странным именем «Васэли… Васа… Вазелиний» (они не могли выговорить) живёт «В этой Сибири». Его даже задумал украсть сам Бах… ну, не Иоганн Себастьян, а просто Себастьян Бах, лидер ВИА Skid Row. Приглянулся ему Василий, он даже предложил ему безумный план побега. Но тронутый такой заботой Стрельников здраво рассудил, какими проблемами это грозит его матери, и вежливо отказался.

И не зря. Пришли 90-е, появилось в одночасье ставшее архимодным радио «Эхо Москвы». Во время октябрьского путча 1993-го Вася вышел в прямой эфир под грохот обстрела, лежа на земле и прикрываясь громоздким сотовым телефонным аппаратом первого поколения, думая в тот же момент, по его словам, о некоторых упущенных возможностях.

2 августа 1993 года мы с моим приятелем Мишей поехали в Софрино, в Дом творчества Гостелерадио СССР. Погода была отличная, барышень много общительных. С одной из них я даже проснулся поутру. И мы настолько увлеклись там, что в воскресенье ничего не знали – что в Москве уже началась гражданская война. Короче, мы приезжаем в Москву и вступаем просто в гражданскую войну!.. И вот в угаре мы решаем вести прямой репортаж из Останкино. Не было, конечно, никакого журналистского геройства, я хотел рейтингов – вот и все!.. Безумная была какая-то херня. Я выбираюсь из машины с передатчиком, встаю на точку около пруда – и тут прямо на меня поехали БТРы! Пули летят – а я такой лежу в грязи за прудом Останкинским и пытаюсь в прямом эфире описать, что происходит. На земле, в грязи лежу… Одна единственная мысль не покидала меня в тот момент – как звали ту девушку, с которой я проснулся, и почему я с ней утром не переспал.

Позднее было множество программ на «Эхо» и «Новости шоу-бизнеса» на НТВ. Но кому это интересно, ведь близилась эпоха MTV, с которой наш герой связан неразрывно.
Каналу нужен был человек с неповторимым голосом и переизбытком распиздяйства в организме, ведь должно быть весело. Началось все с «Уикэндного Каприза» – интерактивного шоу в прямом эфире, куда звонила молодёжь, просившая «поставить «Скутера» и «Руки вверх». В кадре творился форменный междусобойный балаган. Вася общался не только с телезрителями, но и со своим продюсером Наташей Капустиной, оператором Сашей Камом и странной куклой по имени Сева.

Весь этот непосредственный бесстыдный, но весёлый балаган был в новинку для зрителей, а Вася моментально стал идолом. Его коронные фразы цитировались на улицах и стали народными, как «рекламная пауза» Якубовича: «Доооооzzzzzzвиданья!», «Здравствуйте, дети!», «Наташа, музыку!», «Улыбайтесь, это всех раздражает», «Мосты любви и дружбы», «Как трогательно!» и, конечно же, «Лох – это судьба», навсегда закрепив за Стрельниковым звание почетного лоха РФ, находчивые личности даже песню с этой фразой сделали. Все эти фразы теряют свой шарм без американизированного русского Васи.
Параллельно велись работы над пародией на американскую «Назад в 90-е» – «назад в 80-е», где он рассказывал про рок 80-х, но успех этот был сродни попыткам Албании показаться нормальной страной. Особой любви шоу не снискало.

После закрытия Каприза появилось новое творение Василия – «Тихий Час». Формат остался прежним, а шутки стали покрепче. В прямом эфире по студии эротично дефилировали красотки, а уровень шизы возрос на порядок. Но внезапно все закончилось: председатель совета директоров канала Зосимов ушел, а поощрять клоунаду и фарс в эфире новое руководство канала отказалось. И, как оказалось впоследствии, напрасно.

В результате на пике популярности «Тихий Час» закрылся, а «мегаведущий», казалось бы, должен перейти на новый уровень бытия, но не заладилось.
Сначала была передача «Вася in da house». Но этому поделию, как и следующему – передаче «Супер», не суждено было долго радовать зрителя. В позднее время широкому зрителю не было интересно смотреть на молодящегося Васю. Лучше уж порно на «Рен-тв».

Название «Вася ин да хаус» стало главной причиной закрытия передачи. Название пошло из черных кварталов Америки. Означает примерно следующее: «Сегодня здесь, в доме, будет зажигать Вася!» Увы, это оказалось чересчур сложным. Зритель открывал программу, смотрел: «Что у нас сегодня? Ва-ся-ин да-хаус… Странная у этого Васи фамилия!»

Потом была программа «мозголомы», запомнившаяся благодаря бюсту его соведущей. И вроде всё было неплохо, даже Вася, похожий на Кристофера Ллойда из «Назад, в будущее». Но экспериментов, которые они там вытворяли, Вася в упор не понимал. Вялые выстрелы в лице программы «Упс!», «Продавцов страха» остались практически незамеченными, и Василий ушёл из телевидения, непонятый и не заинтересованный в продолжении романа.

Я понял, что мне надо уходить из радио и телевидения, потому что там не было альтернативы. Хотелось чего-то живого. Я взял тайм-аут, уехал жить за город и перестал смотреть тв и слушать радио».

Именно там за бутылкой «Jack Daniels» ему пришла в голову идея первых русских подкастов. В результате появился первый российский подкаст-терминал. В начале многих Васиных подкастов приятный женский голос произносил фразу «Кругом, б…ь, одна бездуховность», что не могло остаться незамеченным. Работа шла, подкасты набирали популярность, некоторые из них даже до сих пор живут, но проблема в том, что для России подкаст прошёл незамеченным. У нас в стране любят писать и смотреть, а радио полюбил лишь узкий круг. Вася устраивал слёт подкастеров, о которых делались красочные полупьяные репортажи, всё это было весело.

«Big podcast» не был высокоинтеллектуальным шоу, просто Вася зачитывал интересную ересь, зверские сообщения, рассказывал истории из жизни «старого овоща» и веселил народ под музыку (в общем, делал всё то же самое, что и на ТВ), но слушать знакомый, хорошо поставленный голос, выговаривающий английские слова ещё более «американизированнее», чем Владимир Познер, было приятно. Были ещё невероятные по своей душевности видеоподкасты «ПОДоконник», до боли напоминающие о былом величии «Тихого часа» (там даже Сева был). Но, смотря на сидящего на подоконнике Василия, становилось грустно, очень хотелось увидеть его где-нибудь на большом телевидении.

Но, увы, простым ведением корпоративов и донатами сыт не будешь. Уже в 2014 году подкаст, по заверению Васи, умер. Слушателей прибавлялось, а подкастеры не справлялись с задачей. Не прижился он у нас. Умер, едва родившись. Хотя, судя по «Твичу», есть шанс на возрождение. Во всяком случае, Василий не сдаётся, даже осваивает «Перископ». А его возвращение на радио («Маяк») – это ради денег. Но даже тут Василию удается выделяться из толпы.

Нет-нет, моё просто психологическое развитие остановилось где-то, наверное, на уровне 17 лет.

Глядя на седого 53-летнего Васю, не женатого и очень грустного, могут вспомниться злые слова о том, что «Лох – это судьба». Однако, он всегда старался быть тем весёлым ведущим, который не боится выставлять себя дураком и иронизировать над самим собой. В нашей стране ведущие иронизируют над кем угодно, только бы не пошатнуть свою репутацию «супергероя эфира». Наше телевидение по-прежнему дико консервативное, и вечно молодой, пьющий, по его признанию, только в пятницу и субботу и только после 11 Василий оказался не ко двору. А его самоирония никому особо не нужна. 53 года, а он по-прежнему Вася, а не Василий. Звучный голос – пожалуйста, вот мороженое «Экzo» требует озвучивания, но не большое телевидение.
Зато у него есть американский паспорт, данный ему по праву рождения. А что есть у тебя, любезный читатель?

Ну вот, я сошел с самолета в аэропорту «Джи Эф Кей», за две минуты прошел паспортный контроль, потому что у меня американский паспорт, я там родился. И вот я стою рядом с этой конторкой и неожиданно чувствую родной запах – этот срач воздушный, нью-йоркский воздух… Смесь индустриальной грязи и Атлантического океана! И вот вместо того, чтобы поймать такси и уехать, начинаю бродить по аэропорту. Минут сорок просто гулял! Прислушивался к речи, зашел в аэропортовский магазинчик, купил зубную пасту. Просто так. И получил необыкновенное удовольствие от коротенького диалога с продавцом. Как будто прилетел к себе на родную планету, где меня очень давно не было.

В эпоху Васиного рассвета всех интересовало, почему у него серьга в правом ухе. Ведь, как известно, правое ухо прокалывают сторонники запретной любви. И потому самым популярным вопросом к другу «агрессивно-прогрессивной молодёжи» был вопрос о его ориентации. И это при бесконечных рассказах про лихую молодость. Но суть истории проста.

Эту сережку мне впечатала в ухо моя давняя-давняя подруга по похождениям в Софрине. Оля-Адидас. Очень стильная девушка, до сих пор… И вот на какой-то домашней вечеринке часа в три ночи мы с ней залезли в ванную, она из своего уха вынула такой острый гвоздик – хвык – и вставила. И это был ее выбор – в правое ухо.