Культура

Спойлеры гораздо
полезнее, чем может показаться

  • 3943
  • 0
  • Теодор Седин
Спойлеров бояться — в интернет не заходить. И сегодня, в день, который потомки назовут «понедельником престолов», мы попытаемся доказать тебе, что не стоит бояться этого кошмарного зверя, который обламывает удовольствие от просмотра.

Я и сам из тех мразей, которые любят спойлеры. Не говорить, не настолько я мерзок, а слушать. И, уверяю, с этим жить не так страшно. В конце концов, тебе еще два месяца жить в страхе спойлеров, так что прислушайся.

Спойлеры — это волшебно

Помнится, в тот знаменательный день, когда один исландский юноша с телом раздутого Бэйна выдавил глаза чилийскому актеру с бородкой тамплиера, все знающие люди тут же выложили фотокарточки с подписями «В голове шум и гам? Принимай Григор Клиган». А уже на следующий день после премьеры седьмого эпизода сказок про джедаев и силу в сеть попал снятый старым пиратским образом (прямо в кинотеатре) фрагмент, где внук Падме убивает напарника Чубакки. Но ведь никто не снял бронь в кинотеатрах, не разбил монитор и не отказался от просмотра. Ну что такого — маленький эпизод. На восприятие целостной картинки он не влияет, поскольку за 30 или 40 минут происходит слишком много событий, чтобы фокусироваться на одном.

Не знаю, как тебе, но мне нравятся спойлеры. Может быть, потому, что я сам принадлежу к той трусливой породе, которая терпеть не может неизвестность и не любит сюрпризы. К тому же сюрпризы и неожиданные ходы не вызывают у меня вау-эффекта. Поэтому когда кто-то начинает говорить «не буду тебе рассказывать, чтобы не испортить сюрприз», я начинаю требовать ответов и подсказок. Для меня гораздо интереснее и волнительнее на протяжении всего фильма ждать тот самый засвеченный момент. Интересно сопоставить нарисованный в голове образ с режиссерской мыслью. Может, спойлеры дают мне ответы и помогают избежать бессмысленной траты времени на скучный ширпотреб.

Конечно, есть люди, которым спойлер ломает удовольствие от просмотра, но их не так много. Даже среди активных спойлерофобов не было замечено потери удовольствия и интереса из-за того, что они знали концовку. Это как в сексе: ты знаешь, чем это закончится, но не уверен только в удовольствии, которое можешь получить.

Мы и так всё знаем

Если задуматься, мы примерно знаем, что мы будем смотреть и чего ожидать. У нас есть свои вкусы, свои предпочтения. Например, французским националистам вряд ли понравится смотреть фильмы с Омаром Си... Тем парнем из «1+1». Уж очень много в его обойме фильмов про живущего на дотации французского африканца.

Трейлеры, интервью дают нам некоторую информацию о фильме и событиях. Яростные фанаты не пропускают ни малейшей информации о фильме, жадно собирая слухи и новости, которыми овеяна картина до выхода. Даже гнусные мелочи вроде «режиссер картины проехался в метро» или «сценаристы картины поздоровались друг с другом, пощекотав ладошки». И эти люди возмущаются, слыша спойлеры.

Вот исследование Университета Сан-Диего говорит, что спойлеры не снижают, а увеличивают удовольствие. Казалось бы, смотрят ради саспенса, но напряжение только мешает: мы переживаем за героев, и это портит удовольствие.

Глас науки

Вот как проходил эксперимент. Ученые дали почитать 12 студентам истории трех типов: иронические, с неожиданной развязкой; прямолинейные детективы; и «буквальные» — лишенные иронии, тайн и неожиданностей. Часть студентов читала истории без спойлеров. Часть читала со спойлерами, аккуратно вплетенными в текст. А третья группа сначала читала спойлеры, а уже потом само произведение.

И что ты думаешь? Независимо от жанра, больше всех понравились истории с заранее известными финалами. И объяснить это можно тремя способами:

Старые как мир принципы

Во-первых, все истории строятся по одному и тому же принципу. Их в природе существует немного, поэтому все истории, начиная с греческих трагедий и заканчивая хэппи-эндами, довольно предсказуемы. Вот перед тобой стереотипная история, всё просто и понятно, и мы заранее знаем, стоит ли тратить нервы, переживая за героев, или нет. Сам жанр — это уже спойлер. Человек хоть сколько-нибудь образованный понимал, что Уильяма Уоллеса в конце фильма разрубят как собаку, а самого забавного из треш-ужасов убьют первым. А супергеройское кино вообще как один сплошной спойлер. Опять же, отсутствие сюрприза само по себе может доставлять удовольствие. Особенно для людей, которые сюрпризами сыты по горло.

А что делать с «Игрой престолов», основанной на книгах, которые давно прочитаны? А с «Гарри Поттером», который давно написан и экранизирован? Ведь все давно про это знают. В англоязычном интернете популярен пример из фильма «Гражданин Кейн». Герой в самом начале умирает, произнеся загадочные слова «Розовый бутон», и только в конце становится ясно, что это. Но даже тот, кто не смотрел фильм, знает, что речь идет о санках.

Срок давности спойлеров — серьезная проблема. Все мы рано или поздно рождаемся, но произведение, которое можно проспойлерить, не будет нас ждать.

И если за спойлер к серии третьего сезона «Рика и Морти», которая обязательно выйдет, можно смело вызывать на дуэль, то что делать с человеком, рассказавшим, что Дарт Вейдер — отец Люка Скайуокера? Уже 35 лет, как премьера прошла, что делать-то будем?

Бывает еще «спойлер опоздавшего» — когда случайно наткнувшись на рекламу сиквела, человек узнает о повороте сюжета, который был бы неожиданным, если бы он смотрел всё сначала (к примеру, в пятом сезоне сериала злодей первых трех дружит с героями). И с этим ничего не поделаешь, иначе создателям пришлось бы накладывать на себя самоцензуру, с которой у нас просто не было бы множества отличных сиквелов и приквелов. А ведь, если задуматься, новая трилогия «Звездных войн» — один большой спойлер к старой.

Финал

Речь пойдет о тех ситуациях, когда нам заранее рассказывают про финал мероприятия. Так вот, дорогой друг, знакомство с финалом не избавляет от неожиданностей. Скорее всего, мы переоцениваем значение развязки и недооцениваем удовольствие от основной части. Смысл просмотра в наслаждении нарративом, а не в достижении конечной точки.

Сюрпризы


Сюрпризы интереснее планировать, а не испытывать. Опять же, то, о чем говорилось раньше, но ведь нужно подтвердить собственные убеждения словом науки.

Мозг — это машина по предсказанию будущего. Он воспринимает сюрпризы как ментальные ошибки. Мы реже, чем принято думать, реагируем на сюрпризы словами: «Шоб я сдох, как это восхитительно!». Гораздо чаще нашей реакцией бывает испуг и раздражение из-за собственной недальновидности.
Боязнь спойлеров могла возникнуть из-за того, что люди обычно не могут сравнить удовольствие от одного и того же события в неожиданном варианте и предсказуемом. Всем людям приятнее смотреть на вещи в прозрачной пленке, а не в темной упаковке — меньше шансов, что тебя обманули и подсунули тебе откровенную хрень.

Хотя есть жанр, которому спойлеры противопоказаны категорически. Их действительно легко испортить, раскрыв концовку. В основе таких фильмов, книг и рассказов лежит неожиданный и резкий сюжетный поворот (plot twist), который заставляет переосмыслить все события, произошедшие до него, и увидеть их в новом свете. Спойлеры в данном случае коротки и убийственны.

И что в итоге?

Спойлеры — это проявление троллинга и невоспитанности. Примерно как подробное описание интимных похождений с твоей мамашей в комментариях. Cпасение от спойлеров — дело рук самого спойлерофоба. Поэтому держись подальше от тематических сообществ и вообще, старайся не серфить ленту, дабы случайно не наткнуться на спойлер. Заходи только в культурные места, где подростки и бездельники не выкладывают постов. Вы — люди ранимые, вас нельзя подвергать таким жестоким моральным испытаниям. Поэтому призываем любителей предсказывать будущее писать предупреждение о том, что дальше будут спойлеры, — это хороший тон, как и подавать даме руку. Мы не оправдываем сливателей информации, прощения им нет, но победить их невозможно, поэтому нужно готовиться.

И вот тебе самый главный спойлер в твоей жизни: мы все умрем. И вот еще один: женишься ты или замуж выйдешь — всё равно жалеть будешь. И тогда еще один: Наруто станет Хокаге.