Кино по субботам #81

Теодор Седин
Июль 30, 2016
15.1k
4
Культура
в избранное

Сегодняшний шаббат ознаменуется замечательной (а как иначе) подборкой фильмов взятых из 80-х и 2000-х, так уж получилось. В наш 81 киношаббат мы предлагаем узреть тебе очень странную, но невероятно веселую финскую комедию, пару трогательных фильмов, в которых раскрыто человеческое, и пара суровых, и даже слишком серьезных боевика с высокой долей натурализма на один кадр. Как говорится, приятного просмотра.

1. Ленинградские ковбои едут в Америку (Leningrad Cowboys Go America), 1989

brodude.ru_29.07.2016_d6f8dGhsn9sKG

Соскучились по фильмам нестандартным, с тонким, изящным юмором, стоящим на грани фарса и абсурда? Ну, чтобы как у Джармуша или Кустурицы? Тогда, пожалуйста, представляю твоему вниманию один из лучших фильмов сумрачного гения финского кинематографа — Аки Каурисмяки. В свое время Аки так впечатлили Джармуша, что тот взял актеров, игравших до этого только у Каурисмяки, на роли в своем фильме «Ночь на Земле», и более того, сыграл механика как раз там же. Ну а теперь немного подробнее о самом фильме. Эти самые ковбои к Ленинграду никакого отношения не имеют.

«Ленинградские ковбои» — это популярна в Финляндии группа, поющая кавер-версии песен западных рок-групп, а также аранжировки русских народных песен. Своеобразный коллектив, на гениальность не претендующий, но не лишенный изюминки. На самом деле, группа до выхода фильма называлась Sleepy Sleepers, но так как Каурисмяки снимал фильм про начисто лишенную музыкального таланта рок-группу из Сибири, которая путешествует по Америке, вместе с телом замерзшего в Тундре басиста, и делает безумные прически, чтобы сойти за американцев. После выхода фильма, и свалившейся, как снег на голову славы, коллектив сменил название на «Ленинградские ковбои».

По признанию самого режиссера, к началу съемок он продумал только первый и заключительный эпизоды, весь остальной процесс съемки был ничем иным как полной импровизацией. Съемочная группа отправлялась в путь по запланированному маршруту, и как только режиссер замечал что-то интересное, они на ходу придумывали сцену и начинали снимать. Безусловно, такой подход к созданию фильма привнес некую стихийность в математику произведения, но в данном случае она только на руку.

Полученную безумную смесь гротеска, иронии и грусти, можно описать, разве что словами: «Твою мать, да это просто шедевр какой-то». Странные герои, решения, рок-н-ролл, чудное название для сибирской группы и все в одном восхитительном фильме. Почему финнов потянуло к загадочной русской душе? То ли это привычка насмехаться над восточным соседом, засевшая со времен Маннергейма, то ли русские корни самого Каурисмяки (он даже знает одну фразу на русском: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой». И все, вот такие вот странности), то ли перестройка так впечатлила — черт его знает.

Прошло 27 лет, финны активно ездят нажираться в Питер, но так и не поняли русскую душу. Впрочем, просмотру фильма это не мешает, он совсем о другом. Именно с него нужно начать знакомство с самобытным финским кинематографом, а потом посмотреть фильмы брата Аки — Мики Каурисмяки. Но это совсем друга история.

2. Неадекватные люди, 2010

brodude.ru_29.07.2016_1MK2QuItkbODJ

Да умеют у нас делать хорошее кино, не надо рассказывать, редко, но метко. И, как правило, чем страннее фильм — тем лучше. Вот, например, «Неадекватные люди», милая история про то, как неблагополучная старшеклассница влюбилась в тридцатилетнего психованного невротика, борющегося с неконтролируемыми вспышками агрессии, а потом, наплевав на запреты, они сосутся в автомобиле. Это если вкратце. Что, история кажется гнусной? Вовсе нет, ничего пошлого или запретного за 102 минуты фильма не происходит. Все начинается с дружбы, и заканчивается вполне естественно, если не брать во внимание возраст виновников торжества.
В фильме есть над чем посмеяться, есть чему улыбнуться, и, конечно же, повод взгрустнуть, но не в этом его главный плюс. Главный плюс в том, что в этих двух, казалось бы, разных образах — школьницы и стареющего психонавта узнаешь свою жизнь, ее прошлое и настоящее.
Жизненность — вот главный конек, и ничего не надумано. Вульгарные тусовки ничего не знающих школьников, пытающихся казаться взрослыми, и желание изменить свою жизнь, когда прошел ее уже на половину; детские истерики, скандалы с мамкой, и попытки сдержать себя в жизни взрослой. Вещи, казалось бы, разные, но так хорошо уложенные вместе, что не нарадуешься. Даже чересчур озабоченная начальница и ленивый, работающий по одному и тому же алгоритму со всеми, психолог кажутся вполне уместными, ведь мотивы у них адекватные, хотя все вокруг, как и в твоей жизни, люди чересчур неадекватные. Кто вообще создал критерий адекватности, а? Психиатры? Да они сами странные, в большинстве своем.

P.S. Вот еще одна мысль, из-за которой ты обязан посмотреть сей милый шедевр. Если ты считаешь себя отбитым психом — не бойся, тебе всегда найдется пара. С такой мыслью жить проще.

3. Плоть + кровь (Flesh+Blood), 1985

brodude.ru_29.07.2016_3PCz8L6O8PFa2

Пол Верховен умеет снимать не только войну землян с всякими жучками-паучками из далекого космоса или боевики про роботов-полицейских, но и неплохие исторические баллады. Правда, снимал он их в своем стиле: с обилием кровища, говнища, сисек, писек, секса и отпетым натурализмом. Мрачные фантазии взялся исполнять любимый актер Верховена — несравненный Рутгер Хауэр. Роль наемника Мартина, готового ради наживы перерезать глотки даже братьям по оружию удалась на все 100 %.

Но больше всего в этом фильме впечатляет именно антураж. Это не шаблонное средневековье, с благородными рыцарями и прекрасными дамами. Это грязное подлое время, где мертворожденных детей хоронят в грязи, кругом насилуют, убивают, режут, а рыцари — подлые и жадные землевладельцы, которые ради наживы не побрезгают ничем. Солдатские нежности с походными шл*хами и богохульное причащение чаркой вина перед самой битвой — вот как нужно изображать средневековье, вот она — нормальная жизнь 16 века. И благодаря такой вот «нормальной жизни» довольно простоватый сюжет кажется чем-то волшебным, словно приход Кастанеды, который ты каким-то образом увидел из его головы.

Можно сколько угодно причитать относительно логики действий, и примитивной концовки, но матерь Божья, в твоей жизни все настолько оригинально, что ты прямо чувствуешь себя героем песен Бориса Гребенщикова? Тебе кажется, твоя жизнь — это песни Эдуарда Сурового. А фильм прекрасен, поскольку смотреть его интересно, приятно, и самое главное — не скучно. Натурализм — он подкупает.

4. Самба (Samba), 2014

brodude.ru_29.07.2016_gV6r8fGR0nxSa

В последнее время французы снимают либо комедии, либо суровые драмы про непростое сосуществование иммигрантов и местных жителей. И надо признать, это отвратительно. Смотреть на то, как коренные просвещенные либеральные французы, которых практически не видно за рослой шеренгой арабо-африканских иммигрантов, пытаются оправдать поведение «новых граждан». Мол, они такие несчастные, столько пережили, и теперь достойны хорошей жизни. Маленький Идрис голодал, пока ты смотрел «Элен и ребята», запихиваясь «Нутэллой».

Но даже в таких фильмах есть неплохие истории. Самая известная и гениальная — «Неприкасаемые», которую у нас перевели как «1+1». Там не столько рассказывали про жизнь очередного такого «нового гражданина» с криминальным прошлым, мечтающего жить на пособие, там рассказывают про тесную и милую дружбу двух разных миров, и своего рода намек на то, что каждый по-своему неполноценен. Такая история — эталон, пример для подражания и единственный выход для запутавшейся Франции.

Когда смотришь «Самбу», то с первых титров начинаешь сравнивать его с «1+1». И в первую очередь, не из за схожести сюжета, а из-за того, что главную роль играет Омар Си, ставший едва ли не главным французским актером последних лет. Омар крайне обаятельный парень, прекрасный актер, который не понаслышке знает жизнь иммигранта изнутри, как-никак, сам родился в многодетной семье выходцев из Африки, вот и приходится ему играть либо в комедиях, либо футболистов, либо иммигрантов.

А еще здесь играет музыка Людовико Эйнауди: прекрасная, проникновенная и похожая на остальную его музыку, настолько он однообразен. Ну и самое главное — история, здесь тоже про взаимоотношения коренных жителей и приезжих, но в более романтичном ключе. Все-таки, в «1+1» Филипп не целовался с Дриссом. Но в данном фильме большее внимание уделено именно мытарствам несчастного работящего парня по имени Самба (вот почему фильм так называется, никакой связи с танцем тут нет), который не может уже 10 лет получить вид на жительство. Он вроде бы скромный, серьезный, пускай и глуповат слегка, но не дают ему вид на жительство. Это потом уже становится ясно почему — просто у него талант попадать в передряги, как и любого нелегала.

Режиссер Оливье Накаш как бы позволяет нам заглянуть внутрь иммигрантского круга, и показать, что они тоже люди, бывают очень хорошими, и мы должны понять и простить их. И действительно, как-то проникаешься сочувствием к главному герою и к его другу Вильсону — выходцу из Алжира. Только вот к Шарлотте Генсбур не проникаешься сочувствием. Хоть убей, не получается воспринимать ее как хорошую актрису. Как она восхищала после триеровского «Антихриста», так она раздражает в каждом последующем фильме. Здесь она продолжила начатый еще в «Нимфоманке» фетиш — любовь к сильным, мускулистым чернокожим мужчинам. Хотя, может быть, если бы она не была так похожа на отца, а ее актерская игра хоть как-то менялась от фильма к фильму, я бы ее любил.

Но не в этом дело, французский кинематограф дошел до того, что среди актеров и режиссеров практически не осталось коренных французов, кроме, разве что, Кристиана Клавье. Даже Жан Рено — испанец.
Генсбур, кстати, внучка евреев, переехавших во Францию из Беларуси. И потому, нам преподносят иммигрантский вопрос весьма однобоко, но не безынтересно. Обязательно посмотри этот фильм, он поможет сформировать свое мнение касаемо данной темы, раз и навсегда.

5. Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket), 1987

brodude.ru_29.07.2016_bsrzEq4CwpIrp

И вот она, завершающая нашу рубрику вечная классика с фирменным кубриковским жесткачом, вместо ненужной патоки и елея. Вот уж воистину гениальный фильм, поразивший всех своей первородной, жесткостью, про которую все догадывались, но никто не рисковал ее показать. Кубрик рискнул и отразил уже подзабытую, но, сидящую как заноза в заднице, войну во Вьетнаме такой, какой ее видели вернувшиеся оттуда морпехи.

В 80-х один за другим стали появляться все эти фильмы-откровения, вроде «Взвода» и «Апокалипсиса сегодня», в которых несчастных парней показывали просто жертвами обстоятельств. Кубрик показал их головорезами, которые сознательно ехали убивать, о чем сами говорят в интервью на протяжении фильма. «Я приехал, чтобы убить человека чужой культуры». «Зачем ты пришел в морскую пехоту», — «Сэр, я хочу убивать сэр!». И так весь фильм, без прикрас, все как есть. Солдаты каждый день пытаются ответить на вопрос: «Разве война — это не ад?», а иначе просто невозможно убивать каждый день, не понимая, для чего это?

И всему, что показывает Кубрик, — веришь. Кровожадным очкарикам, вьетнамским проституткам, отказывающимся сношаться с неграми по причине выдающихся гениталий, и конечно же Рональду Ли Эрмею, который блестяще сыграл инструктора по строевой подготовке корпуса морской пехоты США. Хотя почему сыграл, он и был таким инструктором во время Вьетнамской войны, и видел многое дерьмо. Собственно, в самой легендарной сцене этого фильма он не играл, он просто вспоминал свое боевое прошлое.

Кстати, большая часть из того, что он наговорил — импровизация. Но это так убедительно, что невольно захотелось записаться в морскую пехоту. После фраз: «Я буду дрочить вас, пока кефир из ж*пы не польется», «Отдрайте сортир так, чтобы мать Мария не постеснялся туда насрать» и «»Х*й сосешь? Уверен, ты готов высосать мяч для гольфа через поливочный шланг» невольно впечатляешься вооруженными силами.

Морской пехоте не нужны роботы — ей нужны убийцы, и она не остановится не перед чем, чтобы воспитать первоклассных убийц, даже если придется сломать психику солдата, как это случилось с рядовым Кучей. Не зря ведь морская пехота воспитала Чарльза Уитмена и Ли Харви Освальда. И этому тоже веришь, потому что все, кто вернулся оттуда: офицеры, которые отказывались от наград, и ходили на антивоенные демонстрации, хипующие инвалиды, Оливер Стоун, настоящие маньяки, и будущие политики — сильно изменились.

Сколько бы ни пытались копировать этот фильм, так хорошо не получится. Из Пореченкова не получился Ли Эрмей в «9 роте», как бы он ни старался. Из «Цельнометаллической оболочки» много чего натаскали и позаимствовали, но переплюнуть — да что ты, и вряд ли вообще получится.