Спартанский путь: мышление и тактика величайших воинов

Марат Бабаев
Сентябрь 24, 2018
2.8k
0
Образ жизни
в избранное

На пике своего развития спартанская армия была самой доминирующей и опасной военной силой в Древней Греции, и вся ее доблесть опиралась прежде всего на воинскую стратегию, которая включала в себя тренировку как ментальной силы солдата, так и его боевых качеств. Сегодня мы проведем краткую, но увлекательную экскурсию по основным тактическим принципам, которые позволили этим воинам сражаться столь яростно и оставаться непобедимыми.

Сила внешнего вида

Спартанцы не только обладали высокой боевой подготовкой, чтобы поддержать свою репутацию грозных воинов, но они укрепляли этот статус и своим внешним видом, который соответствовал их внутренней силе.

Спартанские воины были одеты в алую тунику и накидку (последняя снималась перед битвой), ибо, по словам Ксенофона, этот цвет считался «менее женственным и больше подходящим для войны». Это заявление породило, в свою очередь, апокрифическую идею о том, что выбор красного цвета связан с тем, что на его фоне была не видна кровь спартанца.

Поверх туники на спартанском гоплите была надета броня, а в своей руке он держал круглый щит, отполированный до яркого блеска. На голове воина был грозный спартанский шлем, внешний вид которого усиливался высоким гребнем из конского волоса. Когда вражеское войско видело перед собой спартанскую фалангу с их экспрессивной облицовкой шлемов, пылающими скулами и инфернальными впадинами глазных прорезей, то они понимали, с какой страшной и безжалостной силой им пришлось столкнуться.

Одежда и экипировка спартанского воина работали ему на пользу двумя способами: 1) это позволяло самому солдату чувствовать себя более уверенным, непобедимым и свирепым; 2) наводило страх на его врага.

Сила внешнего вида спартанца ослабляла вражеский настрой еще до того, как начиналась битва, и дополняла его непобедимый образ, который шел впереди самой спартанской армии.

Постоянная занятость

«Держите своих людей занятыми. Если нет работы, то придумайте ее, потому что болтающие солдаты превращают разговоры в страх. С другой же стороны, действие порождает аппетит для еще большего действия».
— Стивен Прессфилд, «Врата огня» —

Перед боем спартанские воины укрощали свой страх, занимаясь различными делами и физическими ритуалами. Во время похода они читали сами себе стихи древнегреческого поэта Тиртея, выученные еще в юности. В дни, предшествующие битве, спартанцы тренировались перед завтраком, затем продолжали военную подготовку после еды, а во второй половине дня занимались физическими упражнениями и участвовали в спортивных состязаниях. В моменты отдыха солдаты полировали свои доспехи или точили оружие.

Воин должен быть почтительным

Спартанцы были чрезвычайно благоговейными людьми. «С раннего возраста, — пишет Павел Рахе, — они были пропитаны страхом перед богами настолько мощным, что это отличало их от других греков. Во многом благочестие послужило «основой спартанского морального духа»».

Перед началом каждого похода спартанцы советовались с оракулами, приносили жертвы, внимали религиозным приметам. За каждое неправомерное решение накладывалась санкция или порицание жрецов. Известно, что именно из-за религиозного празднества спартанцы с задержкой прибыли на Марафонскую битву, и по схожей причине Леонид отправился в Фермопильское ущелье лишь с передовым отрядом собственной охраны, а не целой армией.

Благоговение спартанцев можно было бы назвать суеверием, но его можно также назвать и смирением — осознанием и уважением сил судьбы, которая в конечном счете, независимо от боевой подготовки и мужества, может повлиять на исход любой войны.

Выносливость — основа силы

В фаланге во время битвы ловкость, скорость и сообразительность были не так важны, как стойкость и выносливость. Линия отряда гоплитов оказывала давление на врага своими щитами, стремясь вытеснить противника или пробить брешь в его построении. Добродетелями, в которых спартанец больше всего нуждался в подобные моменты, были преданность, дисциплина и стойкость. Именно эти качества являлись наиболее важными, чтобы сохранять прочность собственной фаланги и не позволить врагу ее разрушить. Мужество, конечно, также было необходимо, но не то мужество, что заставляло бросаться в бой без страха смерти, а то, что позволяло проявлять стойкость даже в самые тяжелые моменты.

Принятие этого факта дает лучшее понимание жесткого и аскетичного принципа спартанского воспитания «Агогэ»: скудные пайки, ограниченная гигиена, кровать из камыша и один-единственный плащ, который молодой спартанец должен носить круглый год при любой температуре. И, разумеется, бесконечные изнурительные упражнения. Как говорил Платон, «спартанская тренировка — это действительно неослабевающая серия тестов на выносливость».

Спартанский пример настоящей храбрости и мужества

Говорить (и думать) лаконично

Спартанский философ Чилон однажды сказал: «Меньше — значит больше», и это было основой лакедемонской культуры с ее городской архитектурой, гражданской одеждой и образом жизни. Действительно, «спартанец» сегодня — это дескриптор, синоним простоты, строгости и аскетизма.

Принцип «меньше — больше» распространялся и на лексические привычки спартанцев, которые применяли минималистский подход к речи, который мы называем «лаконичным». Говорить было принято лишь тогда, когда информация действительно являлась важной. И даже в этом случае речь должна была быть короткой и содержательной. Как говорили сами спартанцы, их слова «необходимо было затачивать так же остро, как и боевые копья перед походом».

Есть легенда, согласно которой Филипп II (отец Александра Македонского) послал спартанцам сообщение: «Если я войду в Спарту, то сотру ее с лица земли». На что спартанцы в ответном письме отправили ему лишь одно слово: «Если». И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитый ответ Леонида на угрозу персов о том, что их стрелы своим количеством затмят солнце: «Значит, мы будем драться в тени».

Сократ считал, что особый стиль речи спартанцев был стратегическим способом заставить других себя недооценивать: «Они скрывают свою мудрость и притворяются глупцами, чтобы создать видимость, что они полагаются лишь на свою военную доблесть. На самом деле спартанцы очень образованы в области философии и речи. Если ты поговоришь с любым из них, то он покажется тебе глупым. Но в конце концов спартанец продемонстрирует умение владеть языком не хуже, чем управлять мечом».

Подобная лаконичность была целесообразна и во время сражений. Так, в атмосфере хаоса было гораздо проще отдавать приказ и четко доводить до сведения солдата определенную информацию.

Лакедемон: как жили спартанцы