Недавно мы рассказывали тебе о неврастении — чувстве беспомощности и беспокойства. Сейчас мы постараемся проникнуть глубже в природу этой беспомощности и найти способы избавиться от нее.
Давным-давно, во времена наших дедов, у людей был небогатый выбор, что можно сделать со своей жизнью. Во времена наших прадедов он был еще меньше. Они могли работать на земле, на фабрике, учительствовать или служить — и всего делов.
В наши дни нам надо постоянно делать выбор. В какой университет пойти учиться? В государственный или в частный? А какую выбрать специальность? А где работать?
Кроме этой мириады действительно важных решений, каждый день нас бомбардируют необходимостью делать бесконечный поток ежедневных незначительных выборов. В магазине мы стоим перед отделом с кашами, которые занимают несколько длинных полок, и они тянутся перед нами, насколько хватает глаз, в каждом направлении. В Интернете можно почитать миллионы различных сайтов. Раньше мы могли включить телевизор и выбирать между пятью доступными каналами, а теперь их 250.
На первый взгляд, богатство выбора — это объективно хорошо. Нам всегда хочется иметь возможность выбрать из наибольшего количества опций. Теперь потребление — это доминанта нашей культуры, и свобода определяется как свобода выбирать — выбирать между разными товарами, стилями жизни. Выбирать вещи, которые подходят нам по вкусу, которые подчеркивают нашу индивидуальность больше, чем чью-либо еще. Мы определяем себя как то, что мы покупаем, вместо того чтобы определять себя тем, что мы делаем — но это совсем другая история, о которой мы сейчас не будем говорить.
За последние сто лет понятия свободы и выбора срослись друг с другом практически неразрывно. А если задуматься? Всегда ли разнообразие идет нам на пользу? Если бы богатство выбора делало нас счастливыми, никто бы никогда не был даже в плохом настроении. Но плохое настроение до сих пор существует, разбивая эту концепцию в пух и прах.
Однако в этой ситуации есть точка, в которой всё изменяется до обратного: вместо того чтобы уменьшать апатию, выбор фактически увеличивает ее. Мы всё меньше понимаем, что происходит вокруг нас, чувствуем всё большее отчуждение от окружающего мира. Почему? Что происходит?
Почему выбор служит демотиватором
Провели такой эксперимент. В одном супермаркете людям предлагали продегустировать 24 и 6 сортов джема на разных дегустационных столах. При условии, если человек решит купить баночку, ему полагалась скидка. Стол с 24 сортами привлек больше покупателей, но там, где ассортимент был богаче, люди пробовали примерно то же самое количество продукции, что и у маленького стола. Разница между тем, сколько людей купили джем, попробованный у дегустационных стоек, впечатляет. За стойкой с 24 сортами джема на покупку осмелились лишь 3% испытуемых, в то время как у стойки с 6 сортами результат был в 10 раз выше.
В чем дело? Почему более богатый выбор усложняет процесс принятия решения?
Под прицелом альтернативных издержек
Экономисты используют термин «альтернативные издержки», чтобы описать выгоду, которую упускает человек, когда выбирает одно и отказывается от другого. Если ты выбираешь между походом в кино и на баскетбол, останавливая выбор на последнем, твоя альтернативная издержка — фильм, который ты не увидишь. В то время как экономическая теория утверждает, что мы должны рассматривать альтернативные издержки в связи с тем, что в будущем сделаем лучший выбор, реальность такова, что в любой опции есть что-то, что может сделать именно этот выбор приоритетным — всё зависит от критериев, в соответствии с которыми ты эти опции оцениваешь. В конце концов мы ощущаем альтернативную издержку не с точки зрения следующего предстоящего нам выбора, а с точки зрения всех возможных выборов, которые мы могли бы совершить. Поэтому чем больше опций у нас есть, тем больше альтернативные издержки, тем менее несчастными и спокойными мы себя чувствуем.
Как мы уже говорили выше, выбор — это хорошо, пока он не доходит до определенной точки. Мы достигаем этой точки, когда альтернативные издержки становятся настолько велики, что ты уже не в силах наслаждаться осуществленным выбором. Всё, что осталось за бортом, крадет у тебя счастье обладание тем, на чем ты остановил выбор. Или, как в случае с джемом, слишком богатый выбор делает тебя и вовсе нерешительным: из этой кучи всего ты не можешь выбрать лучший вариант. С одной стороны, ты остался без джема, а с другой — тебе не надо думать обо всех тех вкусах, которые ты не купил. Ты видишь привлекательный вариант, но и у других вариантов тоже есть хорошие качества, и это делает приоритетный вариант не таким уж особенным. Выбор больше не кажется тебе исключительным, поэтому ты начинаешь сомневаться, стоит ли вообще что-то покупать.
Джем — простой пример, этот принцип действует и в случае с чем-то более значительным. Всегда есть масса возможностей, которые нам хочется перепробовать, и в итоге не выбрать ничего, чтобы избежать необходимости как-то разбираться с альтернативными издержками наших решений. Мы в нерешительности стоим перед дегустационным столом жизни, хотим выбрать, но не хотим отказываться от других опций, а в итоге это нас парализует. Мы взволнованы, потому что к столу подходят люди, что-то покупают — и останется ли джем к тому моменту, как мы определимся? Но черт возьми, мы не можем сдвинуться с места, и блин, еще один человек подошел и что-то купил!
Замкнутый круг беспомощности
Не желая разбираться с потенциально не выбранными пунктами, многие мужчины решают, что лучшее решение — ничего и никогда не выбирать: якобы так перед ними остается масса доступных опций, подразумевающих больше свободы и счастья. Однако исследования показывают, что всё устроено иначе.
Наибольшие альтернативные издержки — это выбор спутницы жизни. Ты ограничиваешь себя лишь одной женщиной, лишая себя общества всех остальных приятных подруг. Люди в наши дни работают на одной и той же работе в среднем вдвое меньше, чем раньше. Выбирая себе жену, выбирая работу надолго, ты словно лишаешь себя возможности двигаться вперед, но эта свобода, если ее сохранить, в итоге больше отнимает у тебя, чем дает тебе.
Люди застревают в порочном круге беспомощности. Они раздавлены бесчисленными возможностями жизни, чувствуют себя беспомощными и верят, что решение проблемы — это еще больше выбора и свободы. Поэтому они стремятся избежать обязательств. Но это лишь множит опции, которые делают их еще более беспомощными — и круг продолжается.
Сломать порочный круг: взять на себя ответственность
Исследования показали, что совершать серьезные поступки: жениться, быть близким с семьей, иметь друзей — все это находится в прямой зависимости с ощущением счастья и удовлетворения. Так вот, невозможно сказать, что обязательства являются прямой причиной счастья, но всё же интересно заметить, что эти вещи, которые, казалось бы, ограничивают наш выбор и свободу, как раз облегчают жизнь.
Подумай об электричестве. Это сила, которая не может быть увидена человеческим глазом. Нужны провода, чтобы его направить, и тогда оно станет полезным. Со счастьем то же самое: без определенных путей оно не дойдет до нас и останется туманным и неуловимым облаком, которое вроде и рядом, и нигде.
Когда мы оставляем открытой каждую из доступных дверей, жизнь обещает много счастья. Но если мы концентрируемся на чем-то одном, она перестает обещать и начинает давать.
Ограничить выбор
Что это значит? Следует ли нам жениться на первой девушке, которая на нас взглянет, и оставаться на любой работе, если нас на нее взяли?
Конечно, нет. Брать на себя обязательства, не желая этого, просто для того, чтобы уменьшить себе свободу выбора, наоборот, сделает тебя менее счастливым. Лучше направь свою энергию на поиск того, что ты по-настоящему хочешь в жизни.
В наше время, когда любые прочитанные буквы превращаются в личные желания, многие из нас могут подсознательно начать считать, что возможно всё подстроить под наш личный вкус. Поэтому мы добавляем к уже существующей бездне выбора еще один, хотя и ложный. Мы объединяем все желаемые качества в одну идеальную возможность, которая также требует от нас компромисса: переходим из одного университета в другой, от женщины к женщине, от работы к работе и ищем материализации нашего желания.
Но жизнь — это не магазин. В каждой опции есть свои недостатки. Если хочешь больше свободного времени, тебе будут меньше платить. Если хочешь работать на себя, можешь распрощаться с уверенностью. Если хочешь жениться на неглупой подруге, вероятно, она не будет выглядеть, как супермодель.
Чтобы избавиться от беспомощности, надо понять, на какие компромиссы ты готов пойти, а с чем не готов смириться. Исходя из этого, можно делать выбор из гораздо меньшей палитры опций.
Встречаться с 30 женщинами и подать заявление в 15 вузов может показаться отличным способом, но помни, что в конце концов это обернется против тебя. Тебя захлестнет волна альтернативных издержек, сожалений и бесконечных «что, если», когда настанет пора делать выбор. Пойми, чего хочешь от жизни, и сфокусируйся на этом.