Слово «якудза» пришло из карточной игры ойте-кабу, буквально это три цифры: 8, 9, 3. Сумма дает 20, что является худшей из возможных комбинаций в данной игре. Позже слово стало обозначать просто бесполезную вещь или человека. Профессиональные каталы или карточные шулеры, которых называли бакуто, считались изгоями и неудачниками. Эти люди обладали одним из самых низких социальных статусов, потому они и стали ассоциировать себя с термином якудза. С тех пор много времени прошло, и теперь в Японии не менее 110 тысяч человек являются членами якудза.
Нужно отметить, что эта группа никогда не была единой и сегодня состоит из двух с половиной тысяч банд. Крупнейшая из них — Ямагути-гуми, куда входит до 40% всех японских членов якудза.
Трудно не заметить, что традиции и законы якудза крепко вплетены в самурайское бусидо. Строжайшее послушание и беспрекословное выполнение приказов босса. За ошибку или неповиновение — неотвратимое наказание. За предательство — смерть. Дело в том, что структура сложилась в период Эдо, то есть в XVIII-XIX веках, когда бесполезные изгои бакуто встретили почти таких же бесполезных изгоев ронинов. Последние были деклассированными самураями, потерявшими покровительство своего сюзерена. Они остались без работы, а значит, и без жалования. Самурай, даже бывший, едва ли примерит на себя роль крестьянина и, скорее, станет бандитом с большой дороги.
Под конец периода Эдо старые устои Японии были разгромлены, страна встала на путь вестернизации, появилось много незнатных, но очень богатых людей. Мы бы назвали их средним классом. Тогда же главные дороги и крупнейшие города оказались переполнены ронинами и бакуто.
Днем нас охраняет полиция, а ночью — якудза
Эта поговорка была популярна в народе после создания центрального полицейского ведомства в начале 1800-х. Преступность и просто недовольство населения, вызванные бурными переменами, выливались в многочисленные восстания. Для укрепления контроля начальники полицейских участков стали привлекать к сотрудничеству некоторых боссов преступного мира.
Обычно выбирали кого-то из ронинов, возвращая им неофициальный статус самурая. Таким образом, одни бандиты контролировали и доносили на других. С одной стороны, это снижало общий уровень преступности. Крестьянские восстания удавалось подавить без использования армии или полиции, а ночью члены якудза охраняли вверенную им территорию, пресекая грабежи, изнасилования и разбои. С другой — привилегированные банды становились все более многочисленными и могущественными. Они стали проникать в государственный аппарат и легализовывать нечистые деньги.
Тогда же сформировался особый кодекс якудза и выделились основные сферы интересов, которые сохраняются до наших дней. Это сфера развлечений, включающая секс-индустрию, азартные игры, нарко-траффик, торговля оружием и всякого рода посредничество, от устройства на работу до помощи в возвращении долгов.
Каждый новичок проходит инициацию, отрекаясь от своей кровной семьи, присягая на верность боссу. Между ними устанавливается связь, похожая на отношение отца и сына. Это означает безграничную преданность по отношению к старшему члену банды. В свою очередь, имея неограниченную власть, босс берет на себя ответственность за всех членов «семьи». Он обязан заботиться о каждом «сыне», защищая их от внешних угроз, в том числе и от полиции. В это же время зародилась традиция ампутации фаланги пальца. Только если сначала это была часть самой инициации, то позже станет видом наказания либо платой за выход из семьи.
Пистолет холоден, он лишь механизм, в нем нет персонификации. А меч — продолжение руки, плоти, я могу передать всю глубину ненависти к противнику, вонзив в его тело клинок своего меча. Нет большего наслаждения, чем, погружая руку-меч в тело врага, произнести: «Прошу Вас умереть».Эти слова принадлежат Дзироте из города Симидзу. Он устроил первую массовую резню, собрав вокруг себя более 600 бандитов. Тогда под ноль была вырезана конкурирующая группировка. Во время кражи золотых дельфинов с крыши храма бандитам пришлось убить двух монахов. После Дзироте принес свои извинения храму, прислав щедрые дары и собственный меч.
Благодаря таким историям в конце XIX века якудза была романтизирована и обрела значительную популярность среди населения, все еще близкого к старым традициям.
Как татуировки мексиканских банд покорили мир
XX век и новая реальность
Летом 1934 года в портовом городе Кобэ проходила демонстрация рабочих профсоюзов и активистов докеров. Внезапно в колонну влетела группа людей, вооруженных мечами и ножами. Десятки протестующих погибли прямо на улице, сотни оказались в больницах. Так местные якудза из банды Ямагути-гуми усмирили бастовавших, выполняя просьбу крупных предпринимателей и властей города.
СМИ и официальные спикеры выдадут резню за обычную уличную потасовку. Виновные сами сдадутся, дадут признательные показания и получат символические сроки. Скоро это станет обычной практикой в охваченной экономическим кризисом Японии. Другие разгоны митингов уже не будут носить настолько явных признаков целенаправленной расправы, но быть независимым лидером профсоюза станет по-настоящему опасно.Выполнив заказ на «отлично», Ямагути-гуми получили невиданные преференции. Под их контроль перешел городской порт, увеселительный квартал, оптовый рынок, кинотеатры, концертные залы и местная федерация сумо. Таким образом, бандиты стали контролировать не только улицы Кобэ, но и значительную часть его экономики.
Во время Второй Мировой войны многие члены якудза были призваны в имперскую армию, где погибали и получали ранения. Структура пришла в упадок, как и вся страна. Города лежали в руинах, голодавшее население уже не имело денег на развлечения.
Около 180 тысяч гангстеров оказались раздробленными на более чем 5 тысяч банд. Это провоцировало бесконечные конфликты за сферы влияния. При том, в стране оказалось большое количество ввезенных ранее для выполнения рабского труда корейцев и китайцев. После войны они тоже нередко сколачивали этнические банды. Дошло до того, что в 1946 году власти обратились к представителям якудза с просьбой уничтожить этническую преступность своими силами.
Просьба снова была выполнена. Более того, Ямагути-гуми взяли под охрану полицейский участок в родном городе Кобэ. На этот шаг банда пошла уже под руководством нового лидера Кадзуо Таока, который вскоре вернет контроль над городом и уничтожит более 70 конкурирующих группировок.
Как татуировки мексиканских банд покорили мир
Война в Осаке
Несколько человек собрались в законспирированном штабе, чтобы провести необычный траурный ритуал. На ужин они ели пепел, вернее, прах своего убитого оябуна (босса банды). Это была клятва мщения от членов разгромленного клана. Их главным врагом стал Кадзуо Таока, лидер Ямагути-гуми. Несмотря на наличие нескольких телохранителей, покушение состоится, и Таока получит огнестрельное ранение в шею, но выживет и закончит Осакускую войну к 1978 году.
Осака — это один из крупнейших и богатейших городов Японии, туда устремится Ямагути-гуми после того, как им станет мало родного города Кобэ. Такое перспективное место не могло пустовать, и там заправляли бандиты из Мэйю-кай. Их верхушка состояла из корейцев, которым скоро придется приобщиться к японским традициям.Война началась с небольшой потасовки в ночном клубе. Через несколько дней сотни боевиков Ямагути-гуми прочесывали город, выискивая и убивая членов конкурирующей банды. Полиция не слишком активно препятствовала рейду, здесь логика проста. Если преступность неискоренима, то пускай хотя бы контролируется японцами, с которыми проще вести дела.
В августе 1960 года в отеле «Мино канко» собрались 15 выживших корейских лидеров банды. Они отрезали себе по одной фаланге пальцев и вручили их представителям Ямагути-гуми в знак признания своего поражения. Всем присутствующим сохранили жизнь и позволили остаться в якудзе.
Дальше был уже Токио, где преступностью управлял Чон Гонен, снова кореец, сохранивший контакты с американской разведкой. В отличие от остальных представителей этнических банд, Чон старался избегать прямых конфликтов, выискивая возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Так случилось и в момент непосредственного соприкосновения с якудзой. Банда Чона уже была не менее влиятельной, чем Ямагути-гуми, и вместо войны они решили объединиться в огромный картель. Под их контролем оказались 43 из 47 префектур Японии.
Кроме того, используя свои связи, Чон помог якудзе проникнуть и закрепиться в Корее. Вероятно, именно такая гибкость позволила Чону спокойно уйти на покой в 80-х и дожить до самой старости, на берегу океана.
К тому моменту Ямагути-гуми стали неоспоримыми лидерами всего преступного мира Японии. Кадзуо Таока организовал «Всеяпонское общество по развитию погрузочно-разгрузочных работ в портах», это была монополизация найма портовых грузчиков в масштабах всей страны. Такие же процессы шли во многих других сферах, от эстрады и спорта до ресторанного бизнеса и строительства жилых домов.
Правительство, осознавшее неспособность победить якудзу, позволило ей выйти из тени, официально обложив налогом на деятельность. В 80-х в среднем собирали по 20 млрд иен ежегодно, это не такая уж астрономическая, но все-таки ощутимая сумма. Однако куда важнее сам прецедент, преступность стала частью государства, проникая теперь и в высшие политические круги.
Субкультура якудза и борьба с ней
Негласный кодекс предписывает стойко переносить голод, боль, в том числе и пытки, а также тюремное заключение. Хранить верность и выполнять любые приказы означает готовность не только убить, но и сдаться полиции, взяв на себя чужую вину, если на то будет воля босса. Предписывается избегать необязательных стычек с другими бандитами и не причинять вреда посторонним людям, не входящих в зону интересов клана. Обычно запрещается употребление наркотиков, а случайно причиненный ущерб простому населению должен быть возмещен.
Таким образом, создается романтизированный образ преступника Робина-Гуда, и народ, особенно старшее поколение, вполне приемлет это. Многие считают, что якудза — своего рода меньшее из зол, совершая плохие поступки, но и внося некоторый баланс. Можно услышать мнение, согласно которому члены якудза могли бы совершить намного больше неконтролируемого зла, если бы действовали вне всяких рамок и кодексов.Современным членам якудза рекомендуется вести легальный бизнес или участвовать в политической деятельности. Например, после землетрясения 2011 года члены якудза развернули широчайшую волонтерскую программу. Они вывозили людей из наиболее пострадавших районов, снабжая нуждающихся предметами первой необходимости и едой. Все это помогает прикрывать теневые доходы и создает положительный имидж.
Кроме того, прямо рекомендуется мирно сосуществовать с правоохранительными органами. Впрочем, те часто отвечают взаимностью. Полицейские с низшими званиями, работающие, что называется, на земле, являются такой же частью народа. Они вполне охотно могут сотрудничать с членами якудза, видя в них «правильных бандитов», людей чести и дела. Такое сотрудничество оказывается выгодным для обеих сторон. Бандиты получают заблаговременное оповещение о готовящемся рейде, имеют возможность помогать своим «братьям», попавшим в тюрьму. Полицейские получают наводки на уличных преступников, периодически находят крупные партии наркотиков или оружия, продвигаясь по службе.
Во многих кланах якудза поддерживаются националистические и даже ультраправые настроения. Сила воспринимается как главный регулятор человеческих взаимоотношений. Концепция фатальной неотвратимости судьбы подогревается до высшего градуса, это способствует выработке презрения к боли и самому страху. Впрочем, заложенные полтора века назад традиции постепенно ослабевают. Меняется общество, а вместе с ним и бандиты.
Если раньше выход из клана означал неминуемое наказание, иногда даже смерть, то сейчас физическому воздействию подвергаются не более 10% бандитов. Более половины членов якудза вообще не проходят обряд инициации, который включает в себя личное знакомство с боссом, ритуальное распитие саке и клятву на крови.
Между тем, почти у половины членов якудза отсутствует хотя бы одна фаланга пальцев. Человек сам отрубает ее за проступок, в следующий раз переходит на второй палец и так далее. Раньше это наносило вполне ощутимый ущерб, без одного или двух пальцев трудно держать меч. Таким образом человек попадал в буквальную зависимость от своего босса, который и брал на себя ответственность по защите всех своих «сыновей». Сегодня это, скорее, символ, настолько популярный среди отдельных групп населения, что молодые гангстеры готовы нанести себе увечье добровольно и часто без особого повода. С другой стороны, такой элемент, как сэппуку, практически полностью исчез.Судя по отчетам и статистике, якудза постепенно поглощается государством, чему поспособствовала практически полная легализация в 80-х. Правда, нельзя с уверенностью сказать, не обратный ли это процесс. Может сложиться так, что это якудза поглощает государство. У крупнейших кланов есть собственные офисы, отмеченные яркими неоновыми вывесками в самых престижных районах города. Эти адреса указаны в любых справочниках, имена боссов так же не скрываются и известны всем.
Нормально ли такое положение и может ли осуществляться реальная борьба с преступностью, если отдельные члены якудза фотографируются с высшими политическими чинами страны? Считается, что японская мафия — самая богатая в мире, в отдельных случаях с ней могли конкурировать некоторые Южно-Американские картели, но их жизнь скоротечна. Якудза же живет и эволюционирует почти два века, распространяя свое влияние и далеко за пределы самой Японии.