Когда говорят о самореализации, возникает тесная ассоциация с Абрахамом Маслоу и его иерархией потребностей человека. Современная культура крайне редко выходит за пределы данной концепции. Идея звучит следующим образом: каждый должен становиться тем, кем он может быть. В представлении Маслоу самореализация находится на вершине пирамиды и оказывается доступна только после удовлетворения остальных базовых потребностей.
Однако на протяжении двадцатого века появлялось много других знаменитых психологов, например Карл Роджерс, который предлагал альтернативный взгляд на гуманистическую психологию и самореализацию.
Теория личности
Как и Маслоу, Роджерс по праву считается одним из создателей гуманистической психологии. Его главный вклад заключается в изобретении метода, известного как личностно-центрированная психотерапия. Главным экспертом представляется не терапевт, а сам клиент, обратившийся за помощью. Звучит разумно, ведь никто в мире не знает человека лучше, чем он сам. Это был радикальный переворот прежних представлений о психотерапии. В основе этого терапевтического подхода лежит «теория личности» Роджерса. Структурно она напоминает пирамиду Маслоу, но отводит самореализации совершенно иную роль, что меняет и саму модель человеческого развития.
Согласно Роджерсу, реальность для человека — это сумма субъективных восприятий, которые он испытывает. В процессе развития организм (так психолог называет человека) берет некоторые восприятия и делает их частью себя, когда другие остаются частью окружающей среды. Например, ты воспринимаешь свое тело как естественную часть себя, но взятая в руку ложка не становится такой же частью тебя. С другой стороны, человек, увлеченный чем-то, может встроить хобби в свое «Я», став спортсменом, музыкантом, художником. Этот механизм работает и с убеждениями или концепциями. Некоторые из них становятся частью личности, другие остаются окружающей средой.
Как из тебя делают козла отпущения и чем на это можно ответить
Таким образом, личность не является чем-то фиксированным, а скорее походит на воду. Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой, личность подвергается постоянным изменениям. Человеку приходится разбираться с тем, что включать в свою идентичность, как воспринимать разные переживания. Этот процесс далеко не всегда проходит гладко. Постепенно создается идеальный образ «себя» — человека, которым мы должны быть, но по ряду причин еще не являемся. Чем шире разрыв между реальным «Я» и вымышленным идеалом, тем острее чувство несоответствия.
Например, человек видит себя успешным, богатым и популярным, но, заходя в магазин, выискивает ценники со скидкой, проводит вечер дома в одиночестве, зная, что завтра самым ранним утром ему снова нужно идти на ненавистную работу. Чувство несоответствия способно привести организм к разным психопатологиям. С другой стороны, чем точнее совпадения ожидания и реальности, тем более открытым становится человек. Ему не нужно защищаться от окружающей среды, которая всюду демонстрирует несоответствие. В таких условиях жизнь буквально становится легче и лучше.
В чем ошибался Ницше: все, что нас не убивает, делает нас сильнее
Вершина пирамиды
Если Маслоу ставит самореализацию на вершину иерархии потребностей, то Роджерс делает ее неким связующим и постоянным звеном. Самореализация представляется как единственная мотивация, способная двигать человека вперед.
У организма есть одна основная тенденция — реализовывать, поддерживать и улучшать получаемые переживания.Карл Рэнсом Роджерс
Согласно Роджерсу, любые действия человека направлены на самореализацию. Это постоянные переговоры между собой и субъективным восприятием окружающей среды, формирующие индивидуальную реальность. В системе Маслоу самореализация является главной и самой амбициозной целью, у Роджерса — образом жизни. В первом случае речь идет о финальной точке, которую можно достичь, во втором — о бесконечном процессе. На этом различия не заканчиваются. Карл Роджерс выдвигает и свою версию идеальной жизни, которую он называет чуть более скромно — «хорошая жизнь».
15 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы тебя воспринимали всерьез
Хорошая жизнь
Чтобы жить хорошей жизнью, человек должен выстраивать последовательные связи с самим собой, ассимилируя в эти отношения весь получаемый опыт. Здесь ключевое слово — «ассимилировать», что не является синонимом «принимать». Возьмем пример для наглядности. Считающий себя совершенством нарцисс не может выслушивать критику потому, что воспринимает ее как угрозу личности. Ассимиляция невозможна, никакие выводы не будут сделаны. Организм, стремящийся к «хорошей жизни», воспринимает критику сразу с двух позиций: как потенциально правдивую, так и вероятно ложную. Так или иначе, она заслуживает внимания, поэтому будет оценена, то есть ассимилирована.
Наряду с Маслоу Роджерс выделяет свойства, которые отличают организм, живущий «хорошей жизнью», от большинства остальных людей, в той или иной мере страдающих от невротических расстройств. Психолог вводит термин «полностью функционирующий человек», наделяя его следующими характеристиками:
Открытость восприятия для любого опыта, поскольку никакой опыт не угрожает самооценке человека. Это позволяет замечать больше возможностей, даже там, где другие видят только угрозу.
Концентрация на жизни в настоящем времени без искажения реальности. Такое возможно, когда желаемое и существующее «Я» соответствуют друг другу.
Доверие и ориентированность на собственные ценности, переключенные на общественные запросы. Таким образом формируются личные интересы и большие цели.
Креативность, творчество, созидание, не оставляющие пространства для деструктивных элементов, проникающих из окружающей среды.
Наконец, богатая, насыщенная событиями и эмоциями жизнь. Важно подчеркнуть, что речь идет не о материальном благосостоянии, которое хоть и желательно, но необязательно.
Хорошая жизнь не для малодушных. Этот процесс не только включает в себя раскрытие потенциальных возможностей, но и предполагает наличие достаточной смелости, чтобы быть, а не мечтать.Карл Рэнсом Роджерс