Несмотря на определение, ретрогейминг появился почти сразу после возникновения самой индустрии. Например, успешные игры с Atari 2600 были перенесены и на новую консоль. Когда появилась возможность помещать большие объемы информации на один носитель, все аркадные гиганты вроде Namco или Taito стали выпускать сборники своих хитов 15-летней давности. После банкротства Sega занялась ревизиями своей Genesis и, возможно, только благодаря этому осталась на рынке.
Кроме прочего, популярность ретрогейминга подстегнули коллекционеры, которые собирают разный раритет и просто редкие вещи. Иногда настолько уникальные, что их и трогать боязно, невольно думаешь, а вдруг это вообще последний экземпляр во всем мире. В последние годы замечается какая-то совсем уж аномальная востребованность старых игр и систем. Игрокам нужен тот самый стиль, та атмосфера. У этого феномена есть несколько вполне приземленных и объективных причин.
Целенаправленная игра на ностальгии
Около 4-х лет назад начался настоящий бум ретроконсолей, вышли ревизии PlayStation Classic от Sony, SNES min от Nintendo, Game Gear от Sega, Neo-Geo от SNK и очередная Atari 2600. Это только из более или менее известного, на рынках Бразилии и Европы воцарился настоящий угар, когда стали появляться ревизии пиратских приставок с компьютерами, которые имели региональную популярность в прошлом. Представь, если бы у нас вышло переиздание «Денди», в той самой коробке с мотоциклистом. Это всего лишь клон, несуществующая консоль, но кого бы это волновало? Здесь все дело в ностальгии и счастливом детстве.
Создание современной игры может обойтись в десятки, а то и сотни миллионов долларов, потребует пару лет разработки. Никогда не знаешь, окупится ли она, тем более с этой новомодной «культурной отмены». Хорошо зарекомендовавшие себя хиты прошлого практически не требуют затрат, кроме маркетинга, и потому, скорее всего, окупятся многократно. Поэтому даже на PlayStation-4 выходили сборники игр из 80-х, вне всяких сомнений, они появятся и в новом поколении. «Танчики» есть «Танчики», все знают, как играть в «Галагу», а немного Mario никому не повредит.
Страшно, вырубай: с чего начинались хоррор игры
Любимые игры доступны каждому
Вычислительная мощность всяких железок постоянно растет, и то, что еще недавно гордо называлось «некст-геном», теперь спокойно умещается буквально в кармане. Достаточно мощный смартфон спокойно эмулируют все приставки вплоть до шестого поколения, включая PlatStation-2. К тому же теперь все контроллеры подключаются через Bluetooth, что превращает телефон в ультимативную карманную игровую машину с удобным управлением. Под это дело даже придумали специальные крепления, продаются в любом онлайн-магазине за разумные деньги.
С компьютерами все еще проще, здесь даже не нужно размышлять о свободном месте. 100-200 гигабайт? Да хоть 500, какая разница, мы уже перешли на терабайты вообще-то, поместится все, поэтому качаешь сразу полный сборник из разряда «все игры для 3DO». Полная коллекция игр с «Денди» весит около 100 мегабайт, так мало, что их можно просто мозгом запомнить. Во всяком случае, так кажется. В общем, смысл в том, что старую любимую игру сейчас можно запустить буквально на чем угодно, например Doom идет даже на тесте на беременность.
Ретрокиберспорт
Буквально 15 лет назад киберспорт ассоциировался с компьютерными клубами, расположенными где-то в подвале, а «спортсмены» обычно бились за бутылку пива и пачку сухариков. Сегодня это настоящее шоу, собирающее сотни тысяч зрителей. Букмекеры принимают ставки наравне с традиционными видами спорта, а гонорары киберспортсменов приближаются к цифрам с шестью нулями. С ростом популярности росло и количество дисциплин, ведь соревноваться можно практически в любом жанре.
Проблема актуальных киберспортивных игр заключается в высоком пороге вхождения. Так-то в «Доту» каждый может пару каток вечером сыграть, но до профессионала расти несколько лет при ежедневной игре в несколько часов. У взрослых и работающих людей, естественно, нет таких возможностей, да и реакция не та, глаза не так остры, усидчивости нет. Зато есть какой-нибудь условный Mortal Kombat-3, в который ты и сейчас раздашь неплохо. Может быть, не лучше всех в мире, но за несколько вечеров поднатаскаешься и как-то выступишь.
Примерно на этой почве образовалось комьюнити «спидраннеров». Это люди, стремящиеся пройти какую-то игру идеально, максимально быстро. Сейчас «спидранят» практически все, от классического Mario до GTA-5, но начиналось это движение в качестве убежища олдфагов, которым, вроде, не очень интересно вникать в новые франшизы, но очень хочется играть и делиться достижениями.
Откуда взялась фем-истерия в компьютерных играх
Вымирание жанров
На протяжении всей истории видеоигры усложнялись, обзаводились сюжетом, переходили в 3D, количество кнопок на джойстиках росло, и это привело к вымиранию целых жанров. Сейчас наблюдается тренд на возрождение, но еще в середине прошлого десятилетия едва ли можно было найти новый и качественный Shoot ’em up или простенький, но затягивающий «Раннер» вроде Pandemonium. Конечно, появился потрясающий Ori, но ему буквально в одиночку приходилось отдуваться сразу за несколько мертвых жанров перед миллионами жаждущих игроков.
Собственно, на этом спекулировали гиганты индустрии, отказываясь разрабатывать новые игры, при этом заполняя пустующую нишу хитами прошлых лет. Впрочем, и здесь видна разница в отношении, Nintendo просто выкатывает на рынок игры 20-летней давности без изменений, но за фул-прайс. Какая-нибудь Granzella хоть и занимается бесконечным перевыпуском многострадальной R-Type, но делает это с очевидным уважением как к самой франшизе, так и к ее фанатам. Из более актуального можно сравнить качество ремейков Resident Evil-2 от Capcom и GTA Vice City от Rockstar.
Отличные убивалки времени
Эмуляторы дают возможность сохранять прогресс в любой момент, не дожидаясь заветного пароля или особой точки сохранения. С одной стороны, это убивает частичку общей атмосферы, но с другой — превращает старую игру в отличную убивалку времени. Сидя в транспорте или ожидая где-то в очереди, можно включить любимую игру буквально на 15-20 минут и продолжить с этого же места позже, когда снова появится свободное время. Это доступно и в большинстве современных мобильных игр, но разница в том, что почти все они одноклеточные «гриндилки», а там все-таки настоящие игры, просто старые.
Разве может очередная «ферма» или «5 в ряд» сравниться с каким-нибудь Dangerous Dave, который хоть и не блещет графикой, но по-прежнему имеет супер затягивающую механику? Для более размеренной игры, не обязывающей вообще ни к чему, есть целый мир старых JRPG, в которые запросто можно играть и на виртуальном котроллере. В конце концов, скачав полную коллекцию от определенной приставки, можно просто листать игры, как на многоигровке 1000 в 1, прямо как в старые добрые времена. Вдруг следующая окажется той самой игрой мечты? Не узнаешь, пока не проверишь их все.
Конвейерное производство современности
Сегодня мы можем видеть, что графика, действительно, не самое главное. От любой современной игры еще 10-15 лет назад глаза бы на лоб полезли. Раньше-то и заставок таких не было, а теперь это просто игры, но почему-то при всем кажущемся разнообразии по факту мы имеем буквально 2-3 действительно хорошие игры в год. Правила и стандарты, к которым индустрия так долго стремилась, стали главной проблемой. Игры превратились в хоть и дорогостоящие, но просто продукты. Их будто выпускают с конвейера, основные механики не меняются уже лет 10, а сюжетные повороты настолько ленивы, что хочется поскорее пропустить все диалоги.
Есть серия Call of Duty, выходящая чуть ли не каждый год. Графика всегда на высоте, но играть невозможно, потому что это всегда один и тот же бездушный тир. Есть не менее популярный Far Cry, не тир и, вроде бы, можно даже сыграть, но это всегда одни и те же блокпосты и захваты территорий. Есть Assassin’s Creed с большим открытым и красивым миром, но там всегда нечего делать, а 5-часовой сюжет искусственно растягивается в десять раз. Вроде бы, не назовешь эти игры халтурой, но и зацепить чем-то они не в состоянии.
Переиграв во все стоящее из актуального, взгляд невольно устремляется в прошлое, где хранится множество действительно шедевральных игр. Это не потому, что раньше было лучше, просто за десятилетия накопилось на любой вкус и под любые пальцы. К тому же, в мире существовало несколько популярных, но так и не дошедших до нас игровых систем вроде Neo-Geo или Amiga. В какой-нибудь Silent Hill можно играть и сейчас, он нисколько не растратил атмосферности и даже стал еще более жутким из-за кривых полигонов. Ну, а Contra остается отличным дополнением к любой вечеринке, нужно только достать второй джойстик.
Комментарии
(0)