Образ жизни

Почему не нужно слушать мотиваторов

  • 8984
  • 3
  • Теодор Седин

Южнокорейская телеведущая и автор книг о счастье Чхве Юн Хи совершила самоубийство. Автор книги «Как сохранить брак» Дерек Медина застрелил свою жену и выложил в Facebook фотографию трупа. Легендарный Дейл Карнеги, который славился своими трудами, которые учили людей совместной радостной жизни, умер в полном одиночестве. А семейного психолога Бенджамина Спока его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых. Какой-то абсурд. Люди успешные, люди популярные, люди, к чьему слову прислушиваются миллионы людей, сами опровергают свои учения.

На самом деле это весьма распространенная история, когда разные мотиваторы и наставники оказываются совершенно неприспособленными к жизни людьми. Они учат других, дают советы, но не могут разобраться со своими собственными жизнями. И дело совсем не в том, что не хватает времени на себя, всё куда как трагичнее.

Чужой опыт

Чтобы написать роман о тяжелом жизненном пути парня с низов, не обязательно быть этим самым парнем. Чтобы сочинить эпохальную историю про реальную войну, совсем не обязательно перенести на своей шкуре все тяготы и лишения в сыром блиндаже или рваться с камерой на передовую, как Невзоров. Чтобы написать книгу о том, как заработать миллион, не обязательно становиться миллионером. Чаще всего авторы «супермотивационных тренингов» становятся миллионерами после выпуска своих пособий. Речь, конечно, не о деньгах, просто личный опыт, которым хвалятся многие, является фикцией. Достаточно обладать подвешенным языком и бурной фантазией, чтобы придумать собственную историю успеха. Просто задавай вопросы, слушай внимательно ответы, перерабатывай все услышанное в изящную форму, добавь пару спецэффектов, добавь сюжетную линию, лирического героя — и вуаля, эпос готов. Так писались «Капитанская дочка», «Война и мир» и большинство произведений на военную тему. Так пишутся и многие мотивационные книги. Пытаться воспользоваться изложенными тобой же советами не всегда возможно, потому что люди, несмотря на свою похожесть, крайне уникальные твари божьи. Уникальность ситуации, окружающих тебя людей — этого ведь нельзя отменять. Пытаешься следовать «собственной концепции», а становится только хуже. Потому мудрые люди и говорят, что ненормально всю жизнь придерживаться одной и той же позиции, голова дубовая, нужно гибким быть.

Теория, опробованная на практике

А что, если концепция меняется и человек в своих убеждениях и мнении не стоит на месте? Значит, он обречен на счастье и успех? Только в том случае, если его убеждения опробованы на практике. Иначе получится как с марксизмом — на словах всё слишком хорошо, а в итоге всё закончится полным крахом и капитализмом. И как ни старайся, как ни совершенствуй, а лучше не станет. Потому что нужно с самого начала практиковать свой замысел. Помни, что даже самая честная и точная наука — физика — ничто без практики. Да, история помнит исключительно физиков-теоретиков, но только тех, кто доказал свою правоту в реальности.

Те же, кто убедился в недееспособности собственной теории, как правило, впадают в депрессию. Они осознают, что потратили время впустую, на совершенно бессмысленную вещь. Пугает тот факт, что другие могут об этом догадаться, и ты опять станешь ненужным. А быть ненужным — довольно печальная участь, особенно когда ты немолод.

Былые заслуги

Самое страшное в любой деятельности — это жить былыми заслугами. Никакого развития, никакого движения вперед, тебя уважают только за то, что ты сделал 10 лет назад и, возможно, по пьяни. Есть те, кто с этим активно борется, а есть группа Ottawan, которая как пела свои песни 500 лет назад, так и продолжает. И это абсолютно паршиво со всех сторон. Во-первых, ты перестаешь развиваться, во-вторых, твои достижения устаревают и перестают приносить хоть какую-то важность. И самое отвратительное в этой ситуации то, что самомнение у человека распухшее, а народ его всерьез не воспринимает. Человек себя считает успешным, а народ относится к нему как к ожившему антиквариату и даже с неким презрением. Разумеется, ничем хорошим это не заканчивается.
Но есть авторы, которые пытаются переплюнуть собственные былые достижения. Всю жизнь пытаются, но увы, их не помнят. Им мерзко осознавать себя создателями одного метода. Они бы и рады его забыть, у них есть вещи поинтереснее, но толпа их не воспринимает. И это гораздо страшнее. У писателя Шолохова это закончилось алкоголизмом и депрессиями. Слишком угнетал писателя тот факт, что ничего лучше «Тихого Дона» написать не получилось.

Повторение известных догматов

Спрос, как известно, определяет предложение. Потребность в мотивации, в сильном пинке под зад и в добром волшебнике, который расскажет, как быть и что делать, была всегда. Это едва ли не главная человеческая потребность после еды и секса. Годы шли, потребность росла, и тут, как будто милостью небес, начали набирать обороты интернет и различные средства информации. Для того, чтобы сочинять, чтобы строить из себя умудренного жизнью и сединами мудреца, достаточно иметь наглость, любопытство и свободное время. Посерфил статьи на тему «как заработать миллиард», забрался на иностранные ресурсы, выдал чужое за свое, присвоил себе авторство, и вуаля — к тебе прислушиваются, ты маститый авторитет. Или другой пример — занятие откровенным популизмом, когда ты чувственно и проникновенно, но своим языком, рассказываешь толпе давно известные вещи. Многие сделали себе карьеру, рассказывая эзоповым языком, что черное — это черное, а белое — это белое. Кто-то к ним прислушивается, кто-то расценивает эти выступления как элемент шоу, а кто-то считает оратора пророком, открывшим глаза на очевидное. Всё зависит от степени образованности и здравомыслия толпы. Есть ли в подобных приемах что-то неправильное, предрассудительное? Думаем, нет, ведь кому-то такое идет на пользу. Но речь у нас про самих ораторов, и проблема в том, что при наличии совести и честолюбия подобный образ жизни приводит к закономерному итогу — депрессии. Ты осознаешь свою несостоятельность, понимаешь, что твой успех — это фальшь, а за душой нет ничего, кроме пустоты. Ты бы и рад придумать что-то свое, но не хватает таланта. И осознание того, что ты занимаешь не свое место в жизни, сильно бьет по самолюбию.