Почему беспилотный автомобиль может тебя убить

Теодор Седин
Октябрь 05, 2016
4.1k
0
Гараж
в избранное
Кажется, что времена трещащих тостеров и пылесосов с пылевым мешком давно канули в лету, ведь рядом такое чудо — самоуправляемый автомобиль, беспилотник на колесах. Планета в тревожном ожидании, когда же на всех дорогах ожидать автомобилей, описанных еще в 1958 году Николаем Носовым в культовом гимне коммунистической утопии «Незнайка в Солнечном городе». Когда в детстве читаешь про футуристические изыски Солнечного города, то мечтательно задумываешься о том, как бы дожить и опробовать всё это. Кажется, дожили, но судя по всему, залезть внутрь придется еще не скоро. Потому как сейчас это больше напоминает машину для поиска проблем, чем машину будущего. Представь, что сделает «Лада», заявившая о выпуске своего чуда беспилотного.

Сейчас это сродни самоубийству

brodude.ru_5.10.2016_gSU6T8Such4Hl

К середине 21-го века, когда людям не придется одновременно говорить по телефону и вести машину, самоуправляемые автомобили наконец оправдают свое обещание быть до 90% безопаснее машин, зависящих от наших глупых человеческих мозгов и кривых рук. Это, несомненно, удивительный показатель, который спасет более чем четверть миллиона жизней каждое десятилетие, а также сотни миллиардов в расходах министерства здравоохранения. Так что можешь трындеть со знакомыми, радоваться новым картинкам с «фочана» и ловить покемонов — всё равно больше шансов выжить.

Но до этих времен нужно еще дожить, а пока ездить на таких машинах ничуть не безопаснее. Например, каждый 12-й беспилотник стал участником ДТП в Калифорнии только за последние шесть месяцев. Исследование всех происшествий с участием автономных автомобилей проходило в период между 2012 и 2015 годах. И это без учета того факта, что люди, как правило, не сообщают о незначительных вмятинах, которые получают их железные кони.

И хотя их на дороге — как кариеса на голливудских улыбках, беспилотники уже успели отличиться одним ДТП с летальным исходом. В мае этого года водитель Теслы во Флориде запустил автопилот и принялся запихивать фильм о Гарри Поттере в портативный DVD-плеер. Хочется по-задорновски сказать: «Готовы? Сейчас будет очень смешно». Его автомобиль решил было совершить нехитрую процедуру — сменить полосу движения, но к сожалению, так и не смог обнаружить разницу между пустым пространством и огромным 18-колесным грузовиком. Теперь Дж. К. Роулинг может добавить еще одного невиновного человека в список своих жертв. Даже Питера Петтигрю убили менее жестоким образом.

Поэтому и возникают вопросы в плане безопасности. Да, в некоторых авариях виноваты водители обычных машин, но не во всех. В некоторых случаях причиной аварии были именно беспилотники, причем в режиме автопилота, а не когда ими рулило племя человеческое. А водители обычных машин ехали себе спокойно и понять не могли, что за маневр совершает эта странная машина. Может быть, если кругом будут только лишь беспилотники, они смогут между собой договориться и никого не таранить, но до этих времен нужно дожить и как-то исправить не самую привлекательную статистику. Никто не хочет умирать, включая «Принца-полукровку».

Соблюдение ПДД, которое только вредит

Есть люди, которые хвастаются тем, что никогда не нарушали правила, а есть автономные автомобили, которые еще в процессе сборки программируются так, чтобы абсолютно всегда следовать закону. Еще один помятый рубль в копилку автономных машин — теперь никто не проедет знак «стоп», отвлекаясь на переключение с папки с песнями Сосо Павлиашвили на папку с трелями МС Антохи.

Но сейчас, пока они делят дорогу с обычными автомобилями, управляемыми горе-водителями, они не могут реагировать на неоднозначность принятых водителем решений. Никто не соблюдает правила дорожного движения всё время. Сколько в среднем водителей ускоряется, чтобы успеть проскочить на красный? Или превышает скорость, светя блатными номерами и ксивой?

Чтобы нормально сосуществовать с беспилотниками, дорога должна прийти в состояние баланса, иначе в окружении людей, способных без лишних усилий устроить аварию, беспилотник может сам стать ее причиной. Как правило, обычный автомобиль сталкивается с автономным по той причине, что человек за рулем привык ждать человеческой же реакции от другого водителя, а ему приходится иметь дело с поведением компьютера.

Вот почему некоторые депутаты нервничают по поводу этой новой технологии. После того, как Uber запустил четыре беспилотных автомобиля в Питтсбурге в сентябре, чикагский олдермен попытался запретить их в своем городе. Он сказал, что не хочет, чтобы улицы Чикаго использовались «в качестве эксперимента, который, несомненно, несет риск, особенно для пешеходов».

С рулем вдвойне опаснее

Существует куча нюансов, мешающих спокойному внедрению автомобилей в массы. Например, руль — вещь, без которой сложно представить автомобиль, по мнению компании Google, совершенно не нужен в беспилотном автомобиле, тогда как простые автолюбители желают видеть его везде. Исследование Volvo показало, что по крайней мере 92% из нас хотели бы видеть в своем новом вундеркаре руль. Пришлось производителям пойти на поводу у потребителей и дать им возможность брать управление в свои руки. Дошло до того, что в тех же США появление автомобиля без такого «колеса» считается незаконным.

Но производители неспроста настаивали на полной автономии, ведь сам переход с автопилота на ручное управление чреват большими проблемами. Казалось бы, всё должно быть в точности до наоборот: ты едешь, видишь, что машина тупит, берешь всё в свои руки и спасаешь ситуацию. Но даже в самолетах самым рискованным и опасным моментом полета является переход с автопилота на ручное управление. При этом в самолете два пилота и большое расстояние до земли, а на дороге полно кретинов и неожиданностей. Значит, этот переход, во всяком случае, в том состоянии, в котором он находится на сегодняшний день, станет настоящей путевкой в гроб для неопытных и невнимательных пассажиров.

Их может смутить плохая погода

brodude.ru_5.10.2016_OsK1KOI5R9Dpj

В один прекрасный день все автономные автомобили будут подключены к компьютерной сети, что позволит им не только знать расположение всех дорог, но и расположение других автомобилей, а также распознавать, где опасность. Данные будут быстро обновляться и практически всегда находиться в актуальном состоянии. Но пока автолюбители окончательно переползут в самоуправляемые кареты, пройдет очень много времени, поэтому чтобы сориентироваться на дороге, им придется пользоваться лазерами, камерами и GPS. Хотя полагаться на GPS не всегда полезно, особенно в очень дальней поездке. Иной раз чертов бездушный советчик заводит в такие места, где даже лосям неприлично появляться.

А вот теперь возьмем самоуправляемые машины от Google, которые так сильно полагаются на эти карты. Доказано, что в дальних поездках, они ошибаются в 99% случаев. Такие вот карты. Правда, доказали это в 2014, и есть надежда, что за два года что-то изменилось в положительную сторону. А если нет? Тогда жителям сельской местности и других загородных просторов гораздо выгоднее разобрать это чудо чудное на детали.

Лазеры и камеры, установленные на машине для оценки пространства и принятия решений, несовершенны. Как было написано выше, в некоторых случаях они даже не видят разницы между пустым пространством и грузовиком. А если машину ослепит ярким солнечным светом? Тогда лучше сразу выбить стекло и выпрыгнуть из нее. Кстати, на снегу автономные брички еще не испытывали, и это автоматически приравнивает их к мусору в условиях нашей страны. «Тогда зачем я это все читал?» — спросишь ты. Ну когда-то испытают, когда-нибудь и в наших подворотнях будут парковаться такие монстры технологические. А пока зачастую водителям приходится тщательно изучать погоду за окном и с матерными словами на устах о том, за каким псом они купили это корыто, вызывать такси. Потому что сбивает их с толку погода, как комнатных породистых собак.

Запрограммированы на убийство

Даже в Утопии с волшебными автомобилями будут неизбежны несчастные случаи. Ни одна технология не является совершенной, в том числе и технология безопасности авто.

Вся подноготная вылезла наружу на краш-тесте. Представь картину: едешь ты в полной машине, с семьей и родственниками, и тут перед тобой пешеход. Что решила машина? Машина посчитала нужным спасти несчастного пешехода, расплющив в сраный сырник всех пассажиров вместе с собой. Любой же водитель-человек, ясное дело, сделает всё, чтобы спасти тех, кто в его машине, и себя в том числе, не думая в тот момент о последствиях.

Машина считает иначе. И тут возникает вопрос — кто виноват: пешеход, водитель или производитель машины, создавший зверя, которому проще протаранить витрину и покалечить еще несколько человек, чем одного пешехода.

Объект нападок террористов и хакеров

Оказывается, все преимущества в руках сердитых ублюдков с повадками Бармалея превращаются в минусы. Речь о террористах, которые без потерь в личном составе могут начинять такие вот машины взрывчаткой, а затем посылать их к конечному пункту. И самое страшное, что машину хрен остановишь, ведь по водителю теперь не выстрелишь. Получается, из вундеркара она превращается в техногазенваген.

А представь, как будут вести себя машины, если их захватят хакеры? Да, именно они, ведь теперь не только твои смартфон и компьютер подвержены риску. Думается, что хакеры таким образом будут требовать с владельцев выкуп, и возможно, он даже будет дешевле, чем вызов специалиста. А если какой-нибудь насмотревшийся фильмов про злых гениев вундеркинд решит вывести из строя тысячи машин в час-пик — представляешь, какой коллапс будет в городе? Тут никакая «Война миров» рядом стоять не будет.

Разумеется, над системой безопасности и мозговыми центрами беспилотников ведутся самые трепетные работы, только это еще не всё, тут еще одна проблемка обрисовалась. Оказывается, все системы в беспилотниках можно взломать с помощью лазерной указки. Это наталкивает на мысль о покупке Лады седьмой модели, где нет ничего, кроме надежды на то, что ее не взломают.