Культура
13 апреля, 2023

PlayStation: игры, которые провалили и прошли испытание временем

Несмотря на общее устаревание графики, в одни старые игры хочется играть снова, хотя бы в качестве убивалки времени, а другие страшно даже запускать.

Пятое поколение игровых систем включает в себя более десяти консолей. Отсчет начинается в 1993-м, когда на японском рынке появляется первая в истории 32-битная приставка FM Towns Marty. В этом же году в США выходят Amiga CD32, Atari Jaguar и 3DO Interactive Multiplayer, более известная как Panasonic. Началась ожесточенная борьба за рынок, где, очевидно, не всем хватало места. Одни производители пытались победить за счет агрессивного маркетинга, другие делали ставку на свободную нишу. Так Casio создали приставку Loopy, ориентированную на девочек дошкольного возраста. Все перечисленное выше не имело коммерческого успеха и сегодня представляет интерес только для коллекционеров. Главной же приставкой своего поколения стала PlayStation, которая делала ставку на качественные игры и доступную цену.

Всего за 4-5 лет корпорация Sony заняла большую часть нового для себя рынка, продав более 100 миллионов консолей. Для сравнения, ближайшие конкуренты в лице Sega и Nintendo продали по 9 и 32 миллионов приставок соответственно. Сегодня PlayStation 1 уже считается ретро-консолью, которую могут эмулировать любые офисные компьютеры и даже самые слабые смартфоны. Это позволяет каждому в любой момент вернуться к любимым играм детства и проверить, насколько хорошо они прошли испытание временем.

Neo-Geo: приставка, которую не мог получить простой школьник

Medal of Honor

Первая часть вышла в 1999-м эксклюзивно для PlayStation и считалась одной из лучших игр своего поколения. Оценка справедлива, она таковой и являлась, но сегодня играть в это совершенно невозможно. Дело даже не столько в графике, сколько в ужасном управлении, однообразности локаций и низкой производительности. Игрок всегда находится в каких-то темных подворотнях или коридорах. Несмотря на появление геймпада с двумя стиками, они не применялись, как сегодня. Для подъема камеры вверх или вниз нужно использовать бамперы. Конечно, можно привыкнуть, играли же как-то в свое время, только это, скорее, от безысходности. Не привыкнешь — не поиграешь, сегодня это управление воспринимается как испытание на грани мучения. Кстати, была там и помощь в прицеливании, по сути требовалось только навести оружие в сторону врага, хотя бы примерно. Это к вопросу о том, насколько более казуальными стали современные игры, не то что раньше.

Tomb Raider

Ни одна из классических частей Tomb Raider не проходит испытание временем потому, что имеет полный набор негативных особенностей раннего 3D. Лара просто неуправляемая, и это не оценка психического состояния. Слишком большая задержка между нажатием кнопки и действием персонажа. Камера будто специально выбирает самые неудобные ракурсы, чтобы играть становилось еще больнее. Текстуры на стенах, полу и потолке живут своей жизнью, превращая картинку в переливающуюся мешанину из пикселей. Локации, которые когда-то казались огромными и запутанными, в действительности представляют собой череду коридоров и более открытых комнат. Продолжительность игры растягивается за счет регулярного бэктрекинга. Видишь закрытую дверь? Значит, тебе нужно в противоположенный конец лабиринта, там дернешь рычаг и побежишь обратно.

Откуда взялась фем-истерия в компьютерных играх

Twisted Metal 2

На PlayStation вышло пять частей Twisted Metal — это вымерший жанр, представляющий собой арену вроде Quake III, только от третьего лица и на транспортных средствах. Раньше это казалось забавным, хотя графика уже тогда выглядела средненько. Сегодня она смотрится действительно ужасно, как и любая другая гоночная игра тех лет. Впрочем, «Искореженный Металл» — не автосимулятор, а экшен, где важнейшей деталью является производительность. Тот самый фреймрейт, что покоится примерно на отметке 12-15 кадров в секунду. Стрелять и ехать все еще можно, но только по прямой. Попасть в поворот на высокой скорости и в прежние времена было непросто, а сейчас это невозможно. Потребуются десятки часов мучительных тренировок, что и делает легенду абсолютно неиграбельной. Между тем, ее клон Vigilante 8 смотрится и ощущается намного лучше, хотя тоже испытывает проблемы с ФПС.

Nightmare Creatures 2

Пятое поколение игровых систем уже могло позволить себе красивые CGI ролики и музыку, стратегии в реальном времени и даже относительно открытые трехмерные миры. Однако все еще не было готово к слэшерам. Nightmare Creatures — лучший представитель жанра на PlayStation, подкупавший своей мрачностью и серьезностью. Сегодня эта мрачность выглядит уныло, а технологические ограничения бросаются в глаза. В одном помещении может оказаться 2-3 монстра, но сражаться они будут по очереди. Сами же сражения состоят из буквально двух комбинаций ударов, поэтому уже через полчаса их захочется избегать. Это в слэшере, где битвы являются главной частью геймплея и должны доставлять удовольствие. Всего через год выйдет Devil May Cry, который и сейчас смотрится удовлетворительно, а играется весело. Только будет это уже на новой PlayStation 2, чье железо позволит жанру пережить свой расцвет.

Crash Bandicoot

Первая большая игра Naughty Dog, без всяких сомнений, проходит испытание временем. Классическая трилогия играется точно так же хорошо, как последняя часть серии, вышедшая в 2021-м. Естественно, она выглядит скромнее, но все еще неплохо. Картинка сочная, окружение детализированное, дальность прорисовки достаточная, чтобы не скрываться за туманом или в ночной темноте. Crash Bandicoot является редким примером хорошего, хотя и довольно раннего 3D. В свое время она могла казаться вторичной, по сравнению с куда более серьезными проектами, но теперь очевидно, что это вообще одна из лучших игр для PlayStation.

Crash Bandicoot 4: успех, который был вопросом времени

Final Fantasy 9

На это место можно поместить практически любую JRPG тех лет, здесь чистая вкусовщина. Кому-то больше нравится The Legend of Dragoon или Chrono Cross, другие предпочитают более классические Lunar и Breath of Fire. Жанру присуще несколько ключевых особенностей. Во-первых, здесь не бывает просадок по фреймрейту, потому что бои проходят в пошаговом режиме. Во-вторых, предельно простое управление, которое останется актуальным до конца времен. В-третьих, конечно же, сюжет, похожий на любимое фэнтези из детства.

Кроме прочего, некоторые JRPG имеют еще и отличную графику, собственно, поэтому выбор пал именно на Final Fantasy 9. В отличие от предыдущей части, дизайнеры не пытались создать реалистичных персонажей, выбрав более сказочную стилистику, которая по-прежнему очаровывает.

Pandemonium 2

Игра, выполненная в псевдо 3D, с предельно простой механикой, для управления персонажем используется всего шесть кнопок. Примерно в это должен был эволюционировать Sonic, но у Sega были свои взгляды на развитие своей главной франшизы. Из-за того, что персонаж двигается только в двух измерениях, хотя и на трехмерной локации, Pandemonium показывает хорошую производительность. Камера не пытается выловить наиболее удобный ракурс для конкретного момента, а заранее знает, где ей нужно быть, чтобы показать наиболее захватывающий вид. Отдельно нужно отметить музыку, что придает динамики происходящему и просится в личный плейлист.

R-Type Delta

Большинство аркадных игр остаются актуальными, если изначально были сделаны качественно. Двухмерный Metal Slug, очевидно, сохранился лучше, чем трехмерные Contra: Legacy of War или One. Здесь тоже можно выбрать одну из десятка подобных игр, но R-Type Delta демонстрирует еще и некоторую технологичность. Серьезные симуляторы вроде Colony Wars уже не воспринимаются, как раньше, а простые «шут эм апы» остаются честными играми, проверяющими твой скилл, реакцию, внимательность. Они всегда были хороши, но довольствовались ролью второго плана, пока аудитория насыщалась 3D или глубокими сюжетами.

Кто, когда и для чего запустил тренд на ремейки игр

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: