Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Crash Bandicoot 4: успех, который был вопросом времени

В жизни любой серии игр наступает сложный этап, когда приходит время перехода на новое поколение. Каждый такой переход сопровождается гибелью или имиджевыми потерями для определённых тайтлов. Например, с распространением пятого поколения консолей разработчики стремились перенести свои игровые миры в трёхмерное пространство. Тогда жертвами трендов стали гиганты вроде Prince of Persia, Shinobi, Sonic, Earthworm Jim, Castlevania, Flashback и многие другие. Одни франшизы со временем оправились, и ярчайшее тому подтверждение — Crash Bandicoot 4, другие исчезли навсегда. Переход на пятое поколение остаётся наиболее болезненным и радикальным, ведь изменилось буквально всё — от количества измерений, а следовательно, и принципов управления до объёмов самих игр, которые «потяжелели» даже не в несколько раз, а на пару порядков.

Пускай и в меньшей мере, но схожие процессы присущи всем остальным периодам смены поколений. Всякий раз мы теряли любимых с детства героев — так случилось и с Crash Bandicoot. Крэш был трёхмерным с «рождения», и, учитывая популярность, казалось, что глобальных проблем бандикут не должен испытывать. Однако из чуть ли не эталона жанра времён PlayStation 1 к закату следующего поколения он отошёл куда-то далеко в категорию B. Устарел сам жанр: геймеров привлекали огромные и открытые миры, кинематографичные сюжеты, а в платформеры никто больше играть не желал. Однако мир цикличен, и всё повторяется. Насытившись графикой, повествовательной серьёзностью и драматичными развязками, игроки вновь обратили внимание на простенькие аркады. Сначала всеобщие овации получил Ori and the Blind Forest, доказав, что платформер может быть не только высокобюджетным, но и действительно поразительным. С тех пор триумфальное возвращение Крэша оставалось лишь вопросом времени.

Crash Bandicoot 4: It’s About Time

Для жанра платформер важнее всего отзывчивость управления и удобный ракурс камеры. Всё остальное, включая сюжет и графику, вторично, хотя соответствие современным реалиям не возбраняется и даже желательно. Проще говоря, на первом месте комфорт — сложность игры должна заключаться в поставленных задачах или механиках, но никак не в борьбе с управлением. В первую очередь благодаря такой комфортности первая часть Crash Bandicoot завоевала высочайшие оценки критиков. Крэш показал, что трёхмерные игры могут быть удобными, красивыми и быстрыми. Четвёртая часть придерживается установленных когда-то стандартов и ощущается точно как прежде, на уровне мышечной памяти.

Визуальный стиль тоже вернулся к истокам, но с поправками на возможности современных игровых систем. Модельки персонажей с окружением всё такие же цветастые, по-мультяшному гипертрофированные, но менее рубленые, не превращающиеся в мутную кашу при приближении. Структура уровней ближе к третьей части, где оставались кишкообразные тоннели, сменяющиеся более открытыми, но практически двухмерными локациями. При этом сложность на каком-то запредельном, по сегодняшним меркам, уровне.

В среднем один уровень проходится за полторы-две минуты, но это когда игрок овладел всеми механиками и знает, как решать задачи. Во время первого прохождения каждый уровень будет занимать, наверное, час, а то и полтора. Умирать предстоит очень часто, и, потратив три жизни, игрок вынужден начинать всё заново. Впрочем, разработчики проявили милосердие и добавили в игру режим гарантированного прохождения. Он даёт неограниченное количество жизней, штрафуя за ошибки переносом к ближайшему чекпойнту. Однако даже при таком раскладе на каждый уровень будет уходить не меньше 20–30 минут, но тут начнёт работать магия Crash Bandicoot. Потратив очередную жизнь, ты не захочешь швырнуть геймпад об стену — напротив, возникнет желание поскорее попробовать ещё разок.

12 способов, которыми игры обманывают тебя, чтобы тебе не было слишком стыдно

Старые персонажи в новых красках

Если не считать медвежонка Полар, который выступает в роли ездового животного, в новой игре пять играбельных персонажей. Сестра главной звезды серии — Коко Бандикут, ставшая равноправным и равноценным членом группы. Обладая ровно тем же набором способностей, что и Крэш, героиня может заменить его перед началом любого уровня. В сравнении с Коко из оригинальной трилогии, изменения носят скорее косметический характер, не затрагивая модель поведения.

Кардинальную трансформацию претерпела Тавна Бандикут, сменив роль с классической «девушки в беде», которую наш герой спасал ранее, на место самого крутого члена отряда. Дань трендам: в любой компании должна быть хотя бы одна сильная и независимая женщина. В Crash Bandicoot 4 уже Тавна чаще спасает главных героев, а геймплей за неё наиболее динамичен. Вместо привычного вращения подруга Крэша атакует противников ударом ногой с разворота, может отталкиваться от стен подобно Shinobi и преодолевать пропасти с помощью кошки.

В серию вернулся один из главных антагонистов Дингодил — продукт скрещивания собаки динго и крокодила. Теперь он играет скорее нейтральную роль. Старичок мечтает о размеренной жизни, подумывает об открытии собственного ресторана, но волею случая снова оказывается рядом с бандикутами. Геймплей за него самый неторопливый и строится на использовании боевого пылесоса. С его помощью Дингодил манипулирует ящиками и некоторыми другими предметами, что немного напоминает Chip ‘n’ Dale на Dendy.

Наконец, нам дадут поиграть за Нео Кортекса — вечного и самого главного злодея серии. В Crash Bandicoot 4 профессор остаётся верен себе и не меняет мотивов, однако на определённом этапе истории вынужден объединиться с бандикутами. Нео Кортекс может стрелять из бластера, однако игра не превращается в шутер. Даже наоборот: эта способность добавляет гибкости. Дело в том, что бластер никого не убивает, лишь превращая противников в платформы с разными свойствами.

Сам виновник торжества — Крэш Бандикут — вообще не изменился: синие джинсы, красные кроссовки, голый торс. Те же жесты и несколько придурковатый вид, который тем не менее не мешает спасать друзей и весь мир. Крэш по-прежнему не умеет разговаривать, что, с одной стороны, малозначимый факт, но с другой — особенность персонажа. В эру 32-битных консолей маскоты становились серьёзнее, обретая голоса. Озвучку получили все — Sonic, Mario, Gex. Решение оставить Крэша немым было сознанным, это стало отличительной чертой тогда и остаётся таковой сейчас, 25 лет спустя.

8 самых надоедливых существ, преследовавших нас в играх

Сюжет и новые механики Crash Bandicoot 4

Сюжет прост и наивен донельзя, но его подача выше всяких похвал. История строится вокруг путешествий по параллельным мирам и разным историческим эпохам. Так, попав в XVIII век на пиратский корабль, герои впервые встречают новую Тавну Бандикут, которая спасает, но отказывается сразу присоединиться к группе. С нескрываемой иронией она интересуется, в чём же теперь цель Крэша: «Собрать жемчужины или, может быть, рубины?», намекая на задания из оригинальной трилогии. «В этот раз будем собирать квантовые маски». «Надо же, как оригинально», — подытоживает Тавна и уходит по своим делам.

Между тем идея с масками нашла вполне оригинальное воплощение. Всего их четыре, и каждая наделяет героя дополнительными способностями. Одна замедляет время, другая меняет гравитацию, третья позволяет совершать квантовый переход между мирами, а последняя добавляет в бандикута тёмное вещество, значительно усиливая Крэша. Перечисленные способности добавляются в игру постепенно, таким образом, чтобы игрок успел овладеть их механикой, но не успел заскучать, — идеальный баланс!

Говоря о сюжете, необходимо отметить, что всё вышедшее после третьей части официально объявлено неканоничным, и это не просто слова издателя. История продолжается с момента завершения трилогии, о чём опять же свидетельствуют диалоги в самой игре. Узнав, что главным злодеем снова выступает Нео Кортекс (как оригинально), Аку Аку недоумевает, спрашивая, сколько же раз Крэш уже побеждал профессора. Бандикут даёт понять, что это случалось трижды, намекая на каноничную трилогию. Однако Аку Аку сомневается и говорит, что припоминает большее количество сражений, имея в виду многочисленные, но уже неканоничные продолжения серии. В итоге всё это довольно оригинально списывается на события в параллельных мирах.

Подобная самоирония разработчиков притягивает внимание к простейшему сюжету. Они не пытаются строить серьёзные лица, скорее смеются, но не над нами, а вместе с нами. Подводя итог, можно с уверенностью сказать: Crash Bandicoot 4 — отличное развлечение на несколько вечеров и одна из лучших игр 2021 года. При этом игра имеет потрясающую реиграбельность, и, если тебе понравится именно геймплей, наверняка захочется отыскать спрятанные предметы, выполнить дополнительные задания, что растянет прохождение на пару недель, как минимум.

Horizon Zero Dawn: игра, которую жалко удалять

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)