О поиске вечных истин

Иван Калягин
Октябрь 29, 2015
7.1k
3
Сообщество
в избранное

Вопрос

Чуваки! Вы просто замечательные. Каждый вопрос начинается с дифирамбов в ваш адрес, и вы действительно этого заслуживаете. Очень хорошая подборка тем и стиль статей. Вас приятно читать.

А теперь вопрос: как я понял, вашим авторам не по 20 лет, возраст уже достаточно серьёзный и ноги твёрдо стоят на земле. А это значит, что по-любому доводилось испытывать какую-то невнятную грусть и тревогу. Её ещё называют душевной тоской. Это когда пробирает до дрожи под простую, казалось бы, музыку, когда хочется чего-то, но не поймёшь чего. Когда в голову вообще приходят мысли о том, что не все так просто, как хотелось бы.

Так вот, если это возможно, расскажите о своих поисках Бога, смысла жизни и других вечных истин. Тема весьма серьёзная и интересно, как к этому относитесь вы.
P.S. Если не в формате журнала, так хоть так черкните пару строк.

Ответ

Привет, читатель наш. Ты очень хорошего мнения о нас, но это действительно приятно. Спасибо за поздравления и приносим тебе глубочайшие извинения за то, что так долго не отвечали на вопрос. Мы стараемся ответить на каждый, но физически это не всегда удаётся. В земных сутках, к сожалению, всего 24 часа.

Точного ответа ты не получишь. Но не парься, вопрос-то у тебя не предполагает точности. Просто по-честному расскажем тебе свой взгляд на весь этот плавильный котёл, который называется миром, и как мы к такому пришли. Такое будет рассуждение.

Тоска – это вообще естественное состояние русского человека. На ней построена вся наша классическая литература, да и культура в целом. От неё ты вряд ли сможешь когда-нибудь избавиться, и она ещё будет тебя навещать.

Теперь про нас. Когда перерабатываешь через себя просто тонны информации, а нам это необходимо делать почти каждый рабочий день, то невольно начинаешь понимать, что многие концепции понимания Бога или Истины раскрывают мир не в полной мере. Это было ясно ещё до того, как я начал писать здесь. Просто по натуре любой журналист – это исследователь, которому приходится обращать своё внимание на огромный спектр тем, начиная от трусов и того, какую сигару лучше выбрать, и заканчивая обозрением научных исследований, рытьем в исторических документах и книгах. К сожалению, последнее читают меньше. Но а замыкаться на каком-то определенном участке мира, как нам кажется, очень глупо.

К тому же, сейчас у тебя есть редкая возможность обратиться к опыту множества людей, которые жили до тебя. Есть интернет, есть возможность ознакомиться с большинством основных точек зрения. Сейчас ты не стоишь в узких рамках, к примеру, православной культуры. Никто не запретит тебе прочитать об учении хлыстов или катаров, хотя всего несколько столетий назад ты бы мог оказаться на плахе только за мысли об этих внутрихристианских движениях. Но даже локальность всех этих религиозных или философских учений совсем не приводит нас к тому, что изучать их не нужно.

Стоит понимать, что доминирующие ценности – это не какие-то вековые парадигмы, которые работают всегда. Если изучать историю отдельно взятого государства, то можно легко обнаружить, что мораль и, следовательно, ценности менялись крайне часто, как и законы. Даже отношение к убийству человека было в различную эпоху различным. Правильность чего-либо всегда субъективна и относится к определенному отрезку исторического времени, а значит не стоит оперировать этим понятием. Пусть оно достанется демагогам, но не людям, которые хотят узнать больше о том куске земли, на котором живут. Поэтому всегда забавно наблюдать за общественным взрывом, когда речь заходит о довольно простых, но спорных темах, таких как легализация гей-браков например.

Вообще, осознание того, что никакой вечной истины быть не может, пришло не сразу. До этого была прочитана масса книг, пришлось пройти и через мясорубку жизни. Но личный опыт не так важен, как кажется, ведь из одного и того же события в жизни каждый человек сделает уникальный вывод. Да и сколько ты на своей памяти встречал действительно глупых, озлобленных на мир стариков? Наверное, бесчисленное количество. Поэтому к миру лучше относиться более прагматично, с позиции наблюдателя.

В этом лично мне помогли книги вольнодумцев своего времени: Уильяма Блейка, Уильяма Берроуза, Леонида Андреева, Алистера Кроули и даже Маркиза Де Сада. Всё это разные люди, но каждый раскрыл мне какую-нибудь тайну. Однако весь этот «поиск смысла» нельзя уместить в пару десятков книг, поэтому я продолжаю изучать мир через труды и опыт других людей. Причём по возможности пытаюсь понять разные точки зрения. Например, есть яркий российский мыслитель Евгений Головин, его восприятие мира идёт вразрез со множественными научными истинами, однако это не значит, что его стоит сразу отметать. Просто подходи ко всем этим поискам с позиции рационалиста, исследователя в каком-то смысле. Таким образом ты можешь защитить себя от возможности заблуждения. А заблуждения, в свою очередь, чреваты тем, что могут сделать из человека ищущего настоящего фанатика. Кстати о фанатиках, сейчас стало интересно проникнуться исламом и вообще историей этой религии. Информационный фон, наверное, повлиял.

Мир действительно очень ярок и вбирает в себя бесчисленное количество всевозможных «правд». Кто-то скажет тебе, что правда в служении, другой же будет убежден, что смысла в человечестве вообще нет, и что в любой момент нашей жизни планету может снести какой-нибудь случайно заскочивший на вечеринку астероид. И всё оборвётся, не станет ни богов, ни истин, ни человека. Вот насколько неустойчиво всё это. Вера – вообще плохой товар. Хотя с ней гораздо проще жить, и именно по этой причине её так часто выбирают в качестве ориентира. Чтобы выбрать знание вместо веры, нужно обладать некой смелостью. Ты просто говоришь себе, что являешься полным идиотом, который ничего не знает об этом мире и который никогда не сможет узнать полную картину, даже если проживёт сотню жизней. Вот что такое знание – твёрдое убеждение в собственной глупости. И именно с этим убеждением мы и живём, стараясь как-то понять окружающую действительность. Тебе тоже советуем такой подход. Дышится так гораздо свободнее.