Кто такой творец? Это человек, который способен оставить после себя что-то стоящее. Не обязательно какой-нибудь художник. Возможно, это банкир. Такой творец никак не может без вдохновения, даже если речь идет о находчивом коллекторе с богатой фантазией. Но одного вдохновения маловато, нужно помнить вот еще о каких вещах.
Личный опыт лучше чужого
Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках, а глупые — на своих. Наверное, поэтому в мире не осталось по-настоящему рисковых людей, все замерли в томительном ожидании и ждут чужой осечки, чтобы потом подойти к обгадившемуся неудачнику и в стиле заправских мародеров забрать его опыт, чтобы ему не досталось. Это не так работает — чтобы ощутить непосредственно опыт, нужно самому замарать руки. Нельзя же стать полководцем, просто смотря фильмы о войне. Говоря про чужой опыт, мы имеем в виду в том числе и книги.
Избавься от самоцензуры
Самоцензура — вещь полезная, но в строго ограниченных количествах. Когда ее слишком много, начинает страдать творческий потенциал. Проще говоря, если ты не дашь свободу своему буйному воображению, то ни режиссера, ни художника из тебя не выйдет. Так что самоцензура — это не медленное самоубийство и самообман. Просто избегай вещей, которые могут оскорбить других.
Не рассказывай о своих прошлых делишках
Не мучить людей рассказами о своем славном прошлом — невероятно сложная задача, стоящая на одном уровне с поиском вакцины от рака и колонизацией Марса. Не для всех, только для людей, которые не учатся на своих ошибках и добровольно деградируют. Они сознательно переносятся в то время, когда им было хорошо, вместо того, чтобы делать реальность лучше. Так что никогда, особенно в тяжелые периоды жизни, не начинай жить прошлым. Даже просто не говори о нем, потрать энергию в нужное русло.
Ограничения стимулируют поток творчества
Есть мнение, что если у человека много свободы, то творчество брызжет из него, как из брандспойта. Мол, руки настоящего художника должны быть освобождены от оков, иначе он не сможет творить. Никаких запретов, никаких ограничений и, как говорится, no limits. Это не совсем верно, поскольку ограничения очень сильно стимулируют творческий поток. Просто не все умеют их правильно использовать. При их наличии человек будет искать нестандартные способы обойти их. А это, по сути своей, и есть творчество. Вспомни любого творца, работающего в диктаторском обществе. Вся суть их работы — попытки обойти запреты. Даже художники Возрождения работали по этому принципу, потому что уже тогда церковь нельзя было расстраивать.
Количество должно преобладать над качеством
Обычно говорят обратное, поскольку для большинства случаев принцип «лучше меньше, да лучше» действительно эффективен. Однако иногда количество должно иметь приоритет, потому что, в конце концов, это приводит к более высокому качеству. В таком случае ты получаешь и то и другое. Фабричный принцип.
Знаешь, Джон Леннон терпеть не мог свой голос, но если бы он работал над вокалом, то вполне вероятно, что группа Beatles выглядела бы иначе и не оставила после себя следа. Но когда Леннон начал петь, то сначала мир привык, после третьего альбома сам Джон привык, а после того, как в чековой книжке стали появляться суммы с пятью нулями, успокоилась его совесть. А альбомы всё распродавались и распродавались. Это называется «метод фрика». Вспомни любого, в интернете их полно, и ты увидишь, что они не пытаются развить свой талант или навык, а просто страдают херней в промышленных масштабах. И что удивительно, они добиваются своего, их приглашают на телевидение, узнают на улице и даже неплохо к ним относятся.
Не бойся застрять на одном месте
Иногда в процессе работы мы застреваем на одном конкретном месте. Что ни делай, а всё не получается, будь то написание текста или укладывание кафеля в ванной. Попытки вырулить не приводят ни к чему, и черт с ними, тут ничего не поможет. Это ведь не машина, а мозг, и сейчас он сломался. Чтобы вернуть его к жизни, не нужна лоботомия, нужно отвлечься на другие дела. Это единственный способ запустить твой мозг и заставить его бесперебойно работать. Для него это будет все равно что гимнастика.
И, кстати, бояться тут нечего — это не творческий кризис и не маразм, скорее всего, это переутомление.
Комментарии
(0)