Великое учение экс-«битла»

Теодор Седин
Октябрь 09, 2015
7.1k
2
Образ жизни
в избранное

Сегодня весь мир вспоминает Джона Леннона. Если бы не безумец Чепмен и роман Сэллинджера «Над пропастью во ржи», воздействовавший на его странный мозг, то мы бы могли не просто его вспоминать, но и видеть, читать очередное интервью, где он призывает озлобленный рассорившийся мир жить в невозможной, но такой прекрасной утопии, о которой он и сам не имел понятия. Толкового рецепта, как ужиться арабам и евреям, Западу и Востоку, он ведь не дал. Наверняка нахваливал свою женушку Йоко, и может быть, ещё во времена, когда был жив самый добрый и порядочный из «Битлов» Джордж Харрисон, они объединились на пару-другую мировых турне. Он ведь был талантливейшим шоумэном. Хотя роль Леннона в мировой музыке огромна и значительна, это бесспорно. И мы относимся к нему с большим уважением, несмотря на то что Харрисон и Маккартни нам нравятся больше. И тем не менее никто из них так и не призывал к миру и гармонии, как Леннон. Может, это всё и было частью шоу, но ведь, по сути, глаголил он кристально чистую и даже больную правду, недоступную многим. Поэтому в эпоху, когда мир во всю катится к чёртям, когда кончились люди и вымерли расы, когда некуда больше идти, поскольку всюду лунатики и… и всё плохо, когда каждый новый месяц новая война, его песни стали очень актуальными. Мы взяли самые известные, разложили их по полочкам, чтобы вычленить суть. «Битлз» не брали, только сольное творчество. Цитаты тоже, их полно на просторах сети. Только мудрость. Песенную мудрость.

God

Я не верю в магию,
Не доверяю И Цзин,
Не верю ни в Библию,
Ни в таро,
Я не верю в Гитлера, в Иисуса,
Кеннеди – мне не указ,
Равно как и Будда;
Я не верю в силу мантр,
Не верю в Гиту;
Мне плевать на йогу,
Я безразличен к королям,
Я не верю в Элвиса,
Не верю в Циммермана…
Я не верю в Битлз,
А верю лишь в себя.
В себя – да в Йоко.

На мой взгляд, это одна из самых сильных сольных работ. Песня, чем-то напоминающая «Perfect day» Лу Рида в плане музыки, вызывает такой же лютый восторг при прослушивании. Леннон, считавший, что религии, как и границы, сильно разъединяют людей, буквально обосрал всех – от католиков до индуистов. Досталось и Бобу Дилану (ака Циммерман), который в ту пору крайне любил писать провокационные песни против системы. И даже в Элвиса он не верит, хотя сам утверждал:

До Элвиса не было ничего.

Самая правильная песня с точки зрения… да с любой точки зрения. Не позволяй никаким проповедникам, ни тем, что облачены в рясы, ни тем, которые стоят на сцене с гитарой наперевес, осквернять свой мозг. Леннон в этом случае не проповедник, а фильтр. Верь в себя и в своих любимых, остального не надо. Ты ведь себя не предашь? А любимые? Вот-вот.

Последняя фраза песни звучит как вердикт и призыв к немедленному взрослению – «Грёзам конец». Правда, до этого есть весьма интересные строчки.

Но теперь родился заново: Я был моржом – А стал всего-навсего Джоном.

Фильм «Бивень» вышел многим позже, так что впечатлиться им он не мог. О чём он говорит? Да о том, что откинув грезы и буйные фантазии, сняв с себя непробиваемую моржовую шкуру, ты становишься самим собой, человеком. И только тогда ты начинаешь жить.

Imagine

Представьте, что не стали
На страны мир делить
Причин нет быть убитым,
И не за что убить.

Что толку говорить про эту легендарную песню? Каждую фразу из этой песни нужно распечатывать на баннерах и вешать всюду, где водятся люди, дабы твари прозрели. Главная песня в жизни Леннона. И всё бы ничего, если бы в клипе не сидела надоевшая даже пенсионерам из кировской глубинки Йоко. Сама песня – это гимн светлым идеалам и нежная иллюстрация всего протестного, что было в 70-х.
И всё-таки, возвращаясь к цитате, сколько в ней грусти! Грусти от того, что так не будет никогда. Политика и интересы всё отчетливее и отчётливее прорисовывают границы, даже внутри общества. Так что страдать нам ещё муфасаилов век.

Не удалось пройти мимо религии:

Представьте, что нет рая,
Лишь неба синева,
Не существует ада.

Зачем нужен рай, когда можно общими усилиями сделать мир на земле лучше? Зачем нужен ад, если жизнь и так его напоминает? Именно об этом говорил старик Леннон. Ну, и о том, что все эти загробные рамки сильно усложняют жизнь. А элегантность, даже элегантность проживания своего века в простоте.

В конце Леннон оправдывается:

Быть может, я мечтатель,
Но такой я не один.
В наш круг скорей вставайте,
И станет мир един.

Здесь, в отличие от предыдущей песни, он ещё верит в человечество, признаёт себя мечтателем. В «God» он уже повзрослел, а здесь витает в облаках. Однако есть в этом мудрость. Если бы мы все поднатужились и попытались сделать жизнь лучше, она бы и стала лучше.

Give Peace a Chance


Толковать смысл текста «Give Peace a Chance» нет надобности. Он ясно выражен в самом названии композиции. Власть имущие, которые день ото дня выносят вердикт друг другу, казалось бы, закопали все перспективы этого мира под толстым слоем брони и цемента, убеждая, что всё потеряно. Оттого Леннон, безумно похожий на Иисуса, и, видимо, возомнив себя из-за сходства пастырем и «спасителем всего живого» (так про него шутили газетчики), в простой манере умоляет «Дать миру шанс». Меньше трёпа, больше дела! Делает это песней, записанной на 4 микрофона. Там ведь только гитара и перкуссии, а меж тем песня на хит-парадах задержалась надолго.
Поначалу слова кажутся большей ахинеей, чем музыка. А потом присматриваешься, вспоминаешь, о чём болтают СМИ, задумываешься и убеждаешься, что мастурбацию не спроста упомянул.

Все вокруг болтают:
«Революция, эволюция, мастурбация,
Флагелляция, регуляция, интеграция,
Медитация, Организация Объединённых Наций.

Да, в песне просто повторяются слова. Но какие! Слова, льющиеся отовсюду, слова, убеждающие и подстрекающие, слова, вводящие в состояние общенационального бессилия. Вот потому Леннон и просит дать миру шанс. Это своего рода сарказм, который пришёлся по душе массам и кем только не перепевался.

Working-class hero


Песня как антикварные часы, которыми кто только не пользовался. Так и её, кто только не перепевал. А ведь есть за что.

Если ты умен, тебя ненавидят, если глуп, презирают.
Пока ты не сломаешься, ты не можешь играть по их правилам.

Примерно о том же самом пели Pink Floyd, и, как ни странно их сюда вклинивать, Сергей Михалок верхом на группе «Ляпис Трубецкой». К слову, многие-многие другие. И все об этом пишут без метафор, потому что сломленному, поглощённому системой разуму метафор мало, ему нужно напрямую. Вот Леннон и сказал.

После двадцати лет издевательств и унижений Ты еще должен зарабатывать себе на жизнь.
А ты уже ни на что не способен, тобой руководит лишь страх.

Знакомая ситуация, наверняка понятная многим, не так ли? Всё, что хотел сказать Леннон: система не заботится, она пережёвывает и выплёвывает.
Конечно, с этим можно не согласиться, ведь не тебя система поимела, а ты её. И вообще, ты чересчур умён и полон сил. Может, но вот эти строки, как холодный душ. Сейчас, как никогда, актуально, в эру виртуальных сетей и льющегося из брандспойта религиозного фанатизма. Даже не смешно.

Ты становишься зависимым от религии, телевидения и секса.
Тебе начинает казаться, что ты чего-то стоишь, что ты независим и свободен.

Конечно, Леннон писал про систему. Про то, как она беспощадно «Клепает крепостных». Это, к слову сказать, тоже слова виновника торжества из этой же песни. Кстати, он даёт этому объяснение – почему люди слепо идут на поводу:

Со временем боль становится настолько острой, Что ты уже не способен ничего воспринимать.

А сам Джон считает себя кем-то вроде миссии. А зря, господь за это сильно разгневался. Собственно, постоянно повторяющийся рефрен: «Чтобы понять это, надо родиться героем рабочего класса», – это он нескромно о себе. Правда, Леннон стал героем для хиппи и богемы, рабочему классу в большинстве своём он был слишком неинтересен со своими протестами.